Вымогательство, совершенное с применением насилия – этот квалифицирующий признак подразумевает применение только физического насилия, поскольку психическое насилие является обязательным, конструктивным, признаком основного состава вымогательства. Несмотря на то, что закон не содержит указания к кому применяется насилие, на наш взгляд, оно может быть применено к самому потерпевшему либо к его близким.
Под насилием следует понимать насилие любого характера и тяжести за исключением причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего, поскольку соответствующий квалифицирующий признак предусмотрен п. «в» ч. 3 ст. 163 УК РФ. По своей интенсивности насилие может быть как опасным, так и не опасным для жизни и здоровья. Существующее разъяснение понятия насилия при вымогательстве не соответствует действующему законодательству. Представляется, что под насилием следует понимать применение насилия в виде побоев и ин я действий, причинивших легкий и средней тяжести вред здоровью потерпевшего или иное причинение физической боли. Если в результате применения насилия потерпевшему причиняется вред определенной тяжести (кроме смерти), то действия виновного не требуют дополнительной квалификации по статьям уголовного кодекса, предусматривающим уголовную ответственность за преступления против личности, поскольку в подобном случае данные виды преступлений будут соотноситься как часть (преступления против личности) и целое (вымогательство). При конкуренции части и целого предпочтение отдается целому.
Угроза насилием при вымогательстве должна быть реальной, у потерпевшего должны иметься все основания опасаться приведения ее в исполнение.
Угроза применения насилия при вымогательстве может не носить явного характера. Вымогатели денег, имущества или выгоды имущественного характера нередко маскируют свои действия под заключение сделки или оказание услуги (например, по охране собственника от других преступников или по поддержанию порядка в определенной сфере).
Вымогательство с угрозой применения насилия следует признавать и в тех случаях, если потерпевшего умышленно помещают в такие условия, когда он вынужден в целях безопасности собственной и своих близких передавать имущество или право на него, а равно создавать для виновных выгоду имущественного характера.
Вымогательство, соединенное с применением насилия, характеризуется тем, что в подкрепление выдвинутых требований виновный сопровождает их причинением физической боли, ударами, толчками, ограничением свободы, причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего либо его близких. В тех случаях, когда наряду с требованием передачи имущества в последующем виновный применяет физическое насилие для завладения определенной его частью немедленно, содеянное образует совокупность преступлений — вымогательство и в зависимости от характера насилия - разбой.
Разграничивая вымогательство и разбой, мы видим, что при вымогательстве, в отличие от разбоя, требование передачи имущества направлено в будущее и (или) угроза применения насилия предполагается к реализации в будущем. Различие состоит в предназначении угрозы и насилия: в хищении они применяются для облегчения изъятия имущества, а в вымогательстве — для принуждения к передаче имущества.
Определить, что имело место — разбой либо вымогательство — помогает решение вопроса о том, была ли хотя бы одна из составляющих частей посягательства обращена в будущее настолько, что это создавало для потерпевшего возможность не подчиниться требованию.
Разграничительные признаки вымогательства и насильственного грабежа схожи с разграничительными признаками вымогательства и разбоя, и в большей своей части они дублируют друг друга.
Пленум Верховного Суда РСФСР в абз. 2 п. 2 постановления от 04.05.1990 № 3 указал, что если вымогательство сопряжено с непосредственным изъятием имущества потерпевшего, то при наличии реальной совокупности преступлений эти действия должны дополнительно квалифицироваться в зависимости от характера примененного. Преступления против собственности насилия как грабеж или разбои.
Позже практика Верховного Суда развернулась в противоположном направлении. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указала на ненужность дополнительной квалификации содеянного но ст. 1G1 или 162 УК в ситуации, если в процессе вымогательства причиняется насилие к потерпевшему (близкому ему человеку) и при этом проявляются признаки грабежа или разбоя, поскольку содеянное охватывается и. «в ч. 2 ст. 163 УК.
|