Сегодня коррупция является серьезной проблемой практически для всех современных государств мира, а ограничивать и удерживать ее на низком уровне способны лишь около двадцати стран.
Коррупция, исторически присутствующая в системе государственного управления в странах Ближнего Востока, в последние годы приобрела характер одного из ключевых факторов политики. Выявление фактов коррупции и борьба с различными её проявлениями становится важнейшей задачей как для публичной власти, так и для государств, которые стремятся развить экономические и политические институты.
Коррупция является социальным явлением, многоликим феноменом, который трансформируется и видоизменяется в рамках цивилизационного становления государства, приобретая отличительные черты и характерные для определенного государственного устройства формы проявления, что представляет сложность рассмотрения "европейского" термина "коррупция" в ближневосточных реалиях.
Однако важным и неотъемлемым элементом любого проекта определения понятия коррупция составляет ее измерение, которое является необходимым для получения ценной информации о мировых масштабах феномена коррупция. Общее состояние уровня коррупции, а также результаты более локальных измерений в государстве усиливают внимание общественности к угрозе со стороны коррупции, позволяя оценить как масштабы коррупционной деятельности, так и эффективность или неэффективность мер предпринимаемых против всеохватывающего бедствия.
Важно отметить, что измерение состояния коррупции достаточно затруднительно. Это обусловлено скрытым характером коррупционных практик, отсутствием подлинной статистической информации и количественной оценки различных проявлений коррупции, а также незаинтересованностью органов власти в сборе таких статистических показателей.
Слово “коррупция” от латинских слов “corruptio” означает порчу, обман, подкуп, болезненное состояние, а также “corruptor” - совратитель, соблазнитель. То есть коррупция сложившийся порядок жизни страны, систему управления государством.
Поскольку механизм, измеряющий как прямые признаки коррупции, так и её отдельные проявления, а также инструментарий определения распространение коррупции, отсутствует, то состояние феномена коррупция в государстве можно охарактеризовать в качестве латентного признака. Такие показатели как, индекс восприятия коррупции Transparency International, Индекс контроля коррупции, определяемый Всемирным банком, рейтинг стран по легкости ведения бизнеса, не являются достаточными для определения масштабов коррупционных практик, необходимо также обратиться к данным United Nations Office on Drugs and Crime, а также Eurostat, Interpol, Small Arms Survey, IMF, отражающим вопрос занятости населения в государственном аппарате страны. Именно предложенные показатели являются неотъемлемой частью измерения состояния коррупции в государстве.
Проблема коррупции носит сегодня системный характер как в различных направлениях экономической деятельности, так и в органах государственной власти и управления, приобретая глобальное распространение. Различные отрасли деятельности государства, такие как здравоохранение, образование, социальное обеспечение, национальная безопасность, по причине распространения коррупции находятся под непосредственной угрозой, также препятствуя развитию экономических институтов и гражданского общества, являясь сдерживающим фактором для реализации гражданами своих конституционных прав, имущественных отношений.
«Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» 2003 года констатирует, что коррупция уже не является национальной проблемой, а становится транснациональным явлением, что обуславливает исключительно определяющую роль международного сотрудничества в области оценки коррупции и ее контроля.
Формы коррупции как виды противоправной и аморальной деятельности весьма разнообразны. Это взяточничество, фаворитизм, непотизм, поддержка финансовых и политических структур.
Также необходимо обратиться к понятию бюрократия в рамках каждого государства для определения возможных масштабов коррупции. Термин “бюрократия” происходит от французского слова “bureau” – бюро, канцелярия и греческого “kratos” – власть, господство. Он обозначает как власть и влияние аппарата руководителей и чиновников правительства, так и слой служащих в различных организациях общества.
Уровень количества чиновников напрямую связан с показателями коррупции в стране. К сожалению, данные по региону Ближнего Востока и Северной Африке очень неполные, и ни один релевантный источник не может предоставить целостную картину. Однако необходимо привести данные по другим странам для выявления общей тенденции.
Число государственных служащих в Российской Федерации составляет 102 чиновника на 10 тыс. человек, даже не смотря на сокращения 100 тыс. сотрудников. Расходы на содержание гос. служащих с каждым годом растут, наибольшие аппетиты у высших гос. служащих, которых насчитывается порядка 40 тыс. чел.
Количество чиновников на душу населения в Канаде и странах Скандинавии превосходит показатели РФ в два-три раза, В таких странах как США, Германия, Испания, Япония, Израиль этот показатель не отличается от России. Из этого можно сделать вывод, что нет прямой связи между благополучием страны и количеством гос. служащих.
Данные, приведенные ОЭСР, МВФ и статистическими ведомствами стран на 2014 год свидетельствуют о том, что лидирующей страной в мире по количеству госслужащих, занятых в экономике является Египет. Доля чиновников, работников госучреждений и госкомпаний в общей численности населения составляет более 63 %.
Бюрократии, как особому социальному слою, присущи иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственность в осуществлении формализованных функции, требующих специального образования.
Поскольку механизм, измеряющий как прямые признаки коррупции, так и её отдельные проявления, а также инструментарий определения распространение коррупции, отсутствуют, а состояние феномена коррупция в государстве можно охарактеризовать в качестве латентного признака, данные о количестве чиновников являются прямым показателем для понимания масштабов коррупционных практик. Во многих странах мира, в том числе и в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, на протяжении длительного времени государственный аппарат использовал власть в своих интересах. Благополучие представителей господствующего класса зависит от их места в государственной власти, от той должности, которую им удалось получить. Представители государственной бюрократии держат в своих руках прямые и косвенные доходы от должностных функций, которые выполняют. Чиновники охотно пользуются богатствами страны, государственными ресурсами, до тех пор, пока занимают определенные посты. Органы власти в этих случаях не выполняют свои нормативные функции государственного или муниципального управления.
Уже в законодательных сводах старовавилонского периода, созданных при царе Хаммурапи в 1750-х годах до н. э. предусматривают наказание за взяточничество (подкуп), которое также устанавливалось египетскими фараонами.
Можно предположить, что корни коррупции тянуться от традиций и обычая преподносить дары жрецам и вождям, чтобы сыскать их расположения. Дорогой, значимый дар должен был выделить человека среди других просящих, и способствовать скорому выполнению просьбы. В первобытном обществе подобные дары были нормой.
С развитием государственности, у аппарата управления возникла потребность в профессионально подготовленных кадрах – чиновниках. Оплата их труда определялась фиксированным жалованием. Но на деле, чиновники не упускали возможности тайно воспользоваться служебным положением для увеличения своих доходов.
При исследовании памятников истории, было найдено множество фактов, говорящих о том, что ученые и философы уже на протяжении трех столетий изучают явление коррупции.
В арабском языке - понятие коррупция "فساد", связано с гниением и разложением, а также с безнравственностью.
Российский востоковед, Леонид Владимирович Гевелинг, дает определение коррупции как «деструктивная по отношению к действующим на данной территории общественным нормам и господствующей морали система социальных связей, которые характеризуются использованием должностных полномочий для получения материальной и нематериальной выгоды. Существуют различные типы, виды и формы коррупции, важнейшими из которых являются ее экономическая и политическая ипостаси.»
Эксперты Совета Европы сформировали общее определение: «Коррупция – это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в публичном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или другого статуса подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица».
В вышеотмеченном международном правовом акте, понятию коррупция дается более широкое определение, в него включено не только получения подарков и вознаграждений, но и служебное поведение ответственного лица в связи с принятием подарка.
В 1990 г. в Гаване проходил Международный межрегиональный семинар по проблемам коррупции, где было дано еще одно определение коррупции, как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственным служащим выгоды в связи с занимаемой должностью и служебным положением».
Таким образом, социология, экономика, юриспруденция, каждая из этих наук по разному определяет понятие коррупции, однако сформировано экспертами международных организаций единое определение, охватывающее все проявления коррупции - взяточничество, протекционизм, фаворитизм, незаконное перераспределение фондов и ресурсов, лоббизм, что доказывает сложность измерения коррупционных практик и изучения данной темы в целом.
|