Современная экономика разделяет причины коррупции на экономические, институциональные и социально-культурные.
Прежде всего рассмотрим экономические причины коррупции – это низкие заработные платы чиновников и в тоже время их высокие полномочия и возможности влиять на деятельность граждан и фирм. Как было доказано ранее, коррупция процветают везде, где у чиновников есть широкая возможность и полномочия распоряжаться дефицитными благами. Наиболее ярко этот механизм заметен в развивающихся и переходных странах, но его отголоски есть и в развитых странах. В США, например, было отмечено множество случаев проявления коррупции при исполнении программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.
Институциональные причины коррупции основываются на отсутствии прозрачности, закрытости деятельности государственных ведомств, на громоздкой, обширной системе отчетности, неоднозначной системе законотворчества, а так же на слабой кадровой политике страны, которая допускает возможность продвижения по службе не основываясь на рабочих качествах сотрудника.
Социально-культурная составляющая коррупции происходит от деморализации граждан, недостаточной их информированности, организованности и пассивности.
В странах, где представлены все три вышеизложенные группы факторов, как правило, развивающиеся государства, коррупция получила наибольшее развитие. В западноевропейских странах напротив, эти факторы проявляются слабее, и как следствие коррупция там более умеренная.
Основными причинами высокого уровня распространения коррупции является слабость институтов власти, а также нестабильная политическая ситуация в стране, что является наиболее актуальным для стран региона Ближнего Востока и Северной Африки. Другими причинами высокого уровня коррупции является низкий уровень участия граждан в управлении государством.
Также необходимо рассмотреть и другие вероятные причины высокой коррупции: низкая стоимость оплаты труда в государственном секторе по сравнению с частным, зависимость населения от решений чиновников, контроль экономики государством, монополизм государства на определенный спектр услуг, нестабильность экономики, большой разрыв между народом и бюрократической элитой, инфляция, низкий ВВП на душу населения, религиозные традиции, многонациональность граждан, а так же культурные особенности страны в целом.
Но стоит отметить, что единого мнения касательно предложенных гипотез не существует.
Одна из важнейших причин коррупции – личная выгода, как показала практика, увеличения оплаты труда в государственном секторе не приводит к резким изменениям, но такое решение содействует постепенному увеличению профессионализма бюрократии и в долгосрочных перспективах имеет положительный эффект. Практически во всех странах, где уровень коррупции наиболее низок, зарплаты чиновников в 3-7 раз превышают оплату труда в секторе производства.
Одним из неоднозначных вопросов, является спор о том, способствует ли регулирование рынков государством и государственный монополизм развитию коррупции. Защитники свободного рынка утверждают, что уменьшение влияние государства на рынок и как следствие увеличение конкуренции содействует уменьшению коррупции, объясняя это тем, что при таком устройстве экономики сокращаются объемы необходимых властных полномочий и сокращаются коррупционные пути для получения протекционной выгоды.
Согласно показателям Международного валютного фонда, можно заметить, что все страны, обладающие низким уровнем коррупции, имеют относительно свободную, рыночную экономику. И наоборот, экономика плановая, поддерживаемая монополией чиновнической власти, удерживающая цены на уровне, лежащем ниже рыночного, создает прецеденты для дачи взятки, для получения дефицитных товаров и услуг.
Но вышеизложенная точка зрения имеет и возражения.
Во-первых частный сектор экономики не всегда готов и имеет возможности для решения крупных экономических проблем, и в кризисной ситуации специалисты считают оправданным вмешательство государства, но это влечет за собой почву для недобросовестного надзора и сбора ренты. Поэтому, даже в государстве с полностью открытой экономикой невозможно окончательно искоренить коррупцию.
Во-вторых, процесс либерализации экономики осуществляется властью и также рассчитывает как активное вмешательство в экономику.
В итоге, как показывает практика, в начале либерализации экономики наблюдается отрицательный эффект – резкий скачок коррупционной деятельности.
Так же стоит сказать, что исследования деятельности либерально-демократических государств, не находят связи между уровнем коррупции и тем, какой идеологии, неолиберальной или социал-демократической, придерживается власть. В странах с низкой коррупцией, таких как Нидерланды, Канада, Финляндия и скандинавские страны, относительно большие налоги и государственные расходы.
Исследователь Я. Кузьминов рассматривает явление коррупции в макро и микро масштабах. Первая точка зрения связанна с превышением служебных полномочий и обязанностей государственным лицом ради материального вознаграждения, вторая - с взяточничеством.
Таким образом, как отечественными так и зарубежными исследователями был накоплен опыт в классификации понятия коррупция. Тем не менее ни одно существующие определение коррупции не содействует эффективной борьбе с этим явлением. Все вышеизложенные подходы определению коррупции крайне отличаются друг от друга, и как следствие не имеют четких критериев.
Широкое распространение в регионе получила получили такие виды коррупции как непотизм и фаворитизм, то есть помощь родственникам и знакомым в продвижении по карьерной лестнице.
Фаворитизм, как явление коррупции актуален для многих стран. Модельный кодекс поведения для государственных служащих, опубликованных совместно с рекомендациями Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г., сообщается: «столкновение интересов возникает в такой ситуации, когда государственный служащий имеет личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей», и что «личная заинтересованность государственного служащего включает любую личную выгоду. В это понятие входит также любое финансовое или гражданское обязательство, которое несет государственный служащий».
Еще одним распространённым явлением на Ближнем Востоке является бакшиш. Бакшиш — это вид бытовой коррупции, обозначающий пожертвование, а также разновидность махинационный практик в регионе Ближнего Востока. Согласно определению, которое дал этому явлению автор работ по археологии Лео Доэль, это «щедрые вознаграждения и взятки, грубо требуемые и любезно принимаемые местными жителями в обмен на незначительные либо вовсе не оказанные услуги». Один из самых выдающихся политических и государственных деятелей современного Востока бывший премьер-министр Египта Махляб Ибрагим пишет: «“Процент”, “вознаграждение”, “бакшиш”, “грязь” – как бы ни называли коррупцию на местном жаргоне, суть остается одной и той же, – коррупция является одной из черт арабского образа жизни. Люди открыто принимают вознаграждение, это является частью их жизни. Министры и должностные лица не могут прожить на свое жалованье так, как того требует их положение. Чем выше должность, тем больше их дома, тем более многочисленны их жены, любовницы или сожительницы, украшенные драгоценностями в соответствии с положением и влиянием их мужчин».
В арабских странах распространены клановость и семейственность, которому подвержены политические элиты Ближнего Востока и сегодня не только присутствуют во всех сферах жизнедеятельности, но и фактически являются основой формирования высших органов государственной власти.
Таким образом, можно выделить три самых распространенных типа коррупции: социальный, экономический и политический. Однако коррупция - сложное, системное явление, которое не может быть ограниченно только предложенными тремя видами, что предполагает введение дополнительных критериев для подробной классификации.
Изложенная система описания коррупции считаться полной и законченной не может, и в основном необходима в качестве основы для дальнейшего изучения этой проблемы. Важно отметить, что социально-политические, экономические, психологические, духовно-идеологические стороны жизни общества непрерывно меняются, а значит могут появляться новые виды коррупции и пропадать старые, это влечет за собой необходимость в постоянном наблюдении за ситуацией для поддержания эффективной борьбы с коррупцией.
|