С распадом СССР в новом государстве начались глобальные преобразования – необходимо было выбрать не только путь дальнейшего развития, но так же определиться с правовой системой, которая в 90-х годах расшаталась и подверглась серьезным коррупционным проблемам (а проблема основывается на идеи о том, что коррупцию не возможно изжить).
Безусловно, с другой стороны, возник другой вопрос – необходимости проведения демократизации всего общества и судебной системы в том числе, но что обозначала демократизация в условиях государства равных? По факту равенство отменили, так как в коррумпированной судебной системе 90-х прав был тот, у кого было больше денег.
Но в любом случае, государство было признано суверенным, демократическим и даже социальным, если верить Конституции, которую, как уже отмечалось, приняли 12 декабря 1993 года и тем самым заложили систему разделения властей и пересмотрели государственное устройство.
Важно отметить, что судебная реформа в РСФСР началась еще в 1991 году и окончательно, процесс урегулирования новых представлений о судебной власти, завершился только после принятия Конституции.
Принятый 26 июня 1992 года новый Закон «О статусе судей в Российской Федерации» стал реальной основой создания действительно независимой и влиятельной судебной корпорации. Статус российского судьи был поднят на новый, более высокий уровень. Повысилась престижность судейской профессии. Закон содержал правовые гарантии действительной самостоятельности судей и их достойного материального и социального обеспечения. В Законе содержалось понятие «судебная власть».
После напряженных споров и сложной процедуры голосования Государственной Думой 23 октября 1996 года был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» - основополагающий закон для всех судов, призванный предопределить пути реформирования судебной системы.
Стали появляться и утверждаться программы развития судебной системы. Так, например, в ноябре 2001 года постановлением Правительства страны была утверждена целевая программа «Развитие судебной системы России на 2002 –2006 годы». Она включала в себя целый комплекс мероприятий направленных на совершенствование организационного, кадрового, материально-технического, финансового обеспечения судов, на осуществление которых намечено выделение необходимых ассигнований.
Принятые в 2001 году дополнения и изменения к закону «О статусе судей в Российской Федерации» повысили требования к уровню квалификации судей, их морально-деловым качествам, личной ответственности за исполнение обязанностей судьи.
Верховный Суд Российской Федерации и органы судейского сообщества выступили за реформирование системы обеспечения деятельности судов и отделение ее от исполнительной власти. То есть, от Министерства юстиции Российской Федерации и его структур на местах.
Выступая на открытии Всероссийского съезда судей, Президент страны В.В. Путин отметил: «Говоря о главном итоге судебной реформы, хотел бы подчеркнуть: судебная власть в России, несмотря на проблемы, все таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах Концепция судебной реформы реализована».
Судебная власть в Российской Федерации обладает всеми необходимыми атрибутами государственной власти. Она стала стабилизирующей силой в государстве, способной защитить права и свободы граждан, оберегать общество от социальных конфликтов, обеспечивая их разрешение в рамках правосудия.
Были приняты основополагающие для современной российской судебной системы акты, такие, как: Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», Федеральный закон «О судебных приставах», Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ», Федеральный закон «О мировых судьях в РФ», Федеральный конституционный закон «О военных судах РФ», новый текст Закона о Конституционном Суде, новый текст Закона об арбитражном суде и др.
В итоге Россия получила современную, демократичную систему организации судебной власти. Одной из проблем, отрицательно сказывавшихся на состоянии правосудия и сроках рассмотрения дел в судах, являлась чрезмерная рабочая нагрузка на судей. Проблема частично решена учреждением института мировых судей, максимально приближенных к населению. В реформировании системы судов РФ есть еще нерешенные вопросы.
Чтобы приблизить правосудие к населению, эксперты предлагают создать в областных и приравненных к ним судах несколько (конкретное число зависит от размеров субъекта Федерации) апелляционно-кассационных палат, расположенных в разных населенных пунктах. Введение этих палат связано также с требованиями Международного пакта о гражданских и политических правах.
Как юристы-практики, так и теоретики права призывают создать отдельные специализированные ветви судебной системы, в компетенцию каждой из которых входило бы рассмотрение дел определенных категорий в специфических процессуальных формах. Это повысило бы качество правосудия. Речь идет прежде всего о ювенальной (специализирующейся на проблемах несовершеннолетних) и административной юстиции.
В связи с новыми изменениями в судебной системе, а следовательно и законодательстве, теперь в стране создан единый Верховный суд России, который стал высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам и разрешению экономических споров.
Новость об объединении высших судов касается, естественно, не только юридического мира. Именно от новой инстанции зависит, как сложится дальше судебная практика, насколько надежно будут защищены права граждан. Как задумывается, слияние двух высших инстанций позволит вырабатывать единые правовые подходы, чтобы в разных судах не выходило разнобоя, когда в одной и той же ситуации выносятся прямо противоположные решения.
При этом, как в свое время подчеркивал глава государства, разделение судов общей юрисдикции и арбитражей на нижних этажах должно сохраниться. Сама по себе специализация судов - это правильно, говорят правоведы. Вопрос только в том, как проводить раздел. Замыкаться же специализированные суды вполне могут на единую высшую судебную инстанцию. Главное, чтобы при том сохранились все лучшие наработки, что были созданы в арбитражной системе, включая электронные базы данных.
Закон предписывает создать специальную квалификационную коллегию по отбору кандидатов на должности судей Верховного суда и специальную экзаменационную комиссию по приему у них квалификационного экзамена. Отбор кандидатов в первоначальный состав Верховного суда предлагается осуществлять из числа как судей, так и граждан, не являющихся судьями и сдавших квалификационный экзамен[1].
Таким образом, российская система регулирования деятельности судебных органов, а так же возможности реализовывать право вступать в прения участникам судебного процесса связаны, в первую очередь как раз с переходом к демократизации.
И если на первоначальном этапе прослеживались определенные сложности (коррупция, не устойчивые позиции власти, кризисы и прч), то в последние годы государство разрабатывает различные программы по нормализации, стабилизации и повышению качества работы судей. Кроме того, благодаря укреплению самой власти и судебная власть получили в современной России определенную поддержку, которая позволяет продолжать развитие единого социально-экономического и политико-правового пространства государства.
[1] Семейникова О.С. Становление и развитие судебной системы в России//Вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. №3. с.188-196
|