Рассмотрение характеристик и особенностей федерального бюджета РФ неизбежно приводит к необходимости подробного изучения его наиболее важных свойств, а также сущностных аспектов общей категории "бюджет". Основная трудность при этом возникает из-за отсутствия в современной научной литературе точного и однозначного описания этого термина.
Наличие самых различных и неоднозначных определений влечет за собой появление в понятии "бюджет" широкого многообразия формулировок, которые, кроме того, в значительной степени различаются по своему содержанию. При этом большинство из них отражает всего лишь частные формы проявления искомого феномена в различных условиях, а некоторые – просто не выполняют своего прямого предназначения, которое заключается в точном и однозначном определении сущностного смысла понятий.
Определение федерального бюджета РФ, которое по отношению к нему находится ближе всего по смыслу, – это баланс денежных средств государства на федеральном уровне за определенный период времени, документально оформленный в виде сметы (росписи) доходов и расходов в денежной форме, составленной на календарный год и плановый период, с указанием источников поступления доходов и направлений расходования бюджетных средств, для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций государства.[1]
Применительно к рассмотрению вопроса в условиях естественной среды функционирования бюджета, в окружении других компонентов бюджетной системы необходимо учесть, что денежные средства поступают из внешних (одного или нескольких) источников доходов, а затем уже аккумулируются в бюджетах на соответствующих уровнях бюджетной системы.
Исходя из этого представляется правомерным определить в качестве "бюджета" любую совокупность денежных средств, которые аккумулированы из определенных доходных источников и имеют конкретное целевое предназначение. Определение федерального бюджета РФ при этом можно в упрощенном виде сформулировать как совокупность денежных средств, централизованных в виде доходов из налоговых и иных источников, в интересах обеспечения функций и задач государства на федеральном уровне.[2]
Таким образом, обобщённое определение федерального бюджета РФ можно уточнить и выразить его как совокупность денежных средств, централизованных на федеральном уровне за определенный период времени и документально оформленных в виде сметы (росписи) доходов и расходов на календарный год и плановый период с указанием источников доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения деятельности органов государственной власти и выполнения функций государства.[3]
Из приведенного определения следует, что в структурном разрезе федеральный бюджет имеет четкую организацию, основу которой составляют два компонента: доходы и расходы. Порядок формирования доходов бюджета определяется бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах, иных обязательных платежах. Расходы утверждаются соответствующим федеральным законом на год и плановый период. Утверждению расходов бюджетных средств предшествует этап их распределения.
Компонентная структура федерального бюджета реализована определенным образом. Все доходы и расходы, а также источники финансирования дефицита бюджета организационно упорядочены в рамках единой бюджетной классификации, представляющей собой утвержденную группировку доходов и расходов бюджета с присвоением соответствующим объектам классификации специальных группировочных кодов. Коды применяются к компонентам бюджетов всех уровней бюджетной системы, к источникам покрытия дефицита этих бюджетов и служат для них внутренней организационной основой.[4]
Рис. 1. Структура финансовых потоков в процессе формирования доходов
Доходы федерального бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в распоряжение федерального центра в безвозмездном и безвозвратном порядке. В соответствии с общепринятым правилом, доходы подразделяют на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления, а структурно – на группы, подгруппы, статьи, подстатьи и элементы доходов, предусмотренные бюджетной классификацией. Процесс формирования доходной части федерального бюджета показан в упрощенно-структурном виде на рисунке 1.[5]
К расходам федерального бюджета относят затраты, непосредственно связанные с выполнением государством своих функций и задач на федеральном уровне. В компетенции Правительства РФ находятся: расходы на общие вопросы, расходы на национальную оборону, расходы на безопасность, расходы на экономику, расходы на культуру, расходы на здравоохранение, расходы на социальную политику и охрану окружающей среды, внутренние займы и внешние кредиты под государственную гарантию, затраты на чеканку денег и выпуск ценных бумаг.
Классификацию расходов можно представить в виде упрощенной структурной схемы (см. рис. 2).[6]
Рис. 2. Классификация расходов
Определение структурной организации федерального бюджета РФ при этом можно сформулировать следующим образом: группировка доходов и расходов бюджетных средств на федеральном уровне, реализованная в виде единого счета бюджета и в соответствии с бюджетной классификацией, утвержденная на год и плановый период.
[1] Уманец О.П. Сущностные, системные и функциональные аспекты федерального бюджета Российской Федерации // Финансы и кредит. – № 19(451). – 2011. – С. 60.
[2] Каримов Т.Р. Значение и роль федерального бюджета Российской Федерации // Вестник магистратуры. – 2013. – № 8 (23). – С. 43.
[3] Уманец О.П. Структурная основа федерального бюджета Российской Федерации // Финансы и кредит. – № 30(462). – 2011. – С. 15.
[4] Уманец О.П. Федеральный бюджет Российской Федерации: компонентный анализ // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – № 4(94). – 2012. – С. 19.
[5] Уманец О.П. Структурная основа федерального бюджета Российской Федерации // Финансы и кредит. – № 30(462). – 2011. – С. 17.
[6] Там же. – С. 19.
|