Функциональная часть бюджетной системы определяет ее возможности и представлена функциями бюджета, которые обеспечивают бюджетный процесс и отражают наиболее общие направления бюджетных расходов, осуществляемых в интересах достижения целей государства, которые требуют текущих и капитальных бюджетных расходов в тех или иных направлениях, утвержденных в зависимости от решаемых государством актуальных задач. Функции тесно связаны с предназначением бюджетов и, соответственно, той роли, которую бюджет играет в экономической жизни государства.
Рис. 3. Функциональная архитектура федерального бюджета РФ
Упрощенная схема функциональную архитектуру федерального бюджета РФ в виде упрощенной схемы или модели (см. рис. 3).[1]
На указанной схеме (см. рис. 3) явно просматривается, что в бюджете представлен набор функций, необходимых для обеспечения бюджетного процесса в части реализации возможностей по аккумулированию доходов, планированию и распределению бюджетных средств по направлениям расходов, осуществлению контроля за использованием бюджетных ассигнований в соответствии с их целевым предназначением, а также информационно-статистическому обеспечению управления.
Представляется очевидным, что в доходной части бюджета из внутренних функций работает только фискальная, обеспечивая поступления от собственных доходов бюджета, а также возврат неиспользованных денежных средств в части остатков субсидий и субвенций, предоставленных в рамках межбюджетных трансфертов. Три функции обеспечивают управление бюджетным процессом, и еще четыре действуют в расходной части (в направлениях расходования бюджетных средств). Последние по характеру действия можно отнести к внешним, поскольку их участие посредством выделенных ассигнований и бюджетных обязательств направлено на внешние объекты и проявляется за пределами федерального бюджета. Центральное место в функциональной структуре занимает распределительная функция бюджета – основа перераспределительного процесса.[2]
Управление распределительным процессом – в части контроля за формированием бюджетных доходов, их распределением и исполнением – организуется посредством контрольной функции. Информационная функция при этом получает роль обратной связи и служит в бюджетной структуре основанием для внесения изменений в процесс путем бюджетных корректировок. С другой стороны, она проявляется в виде фактора формирования исходных данных для бюджетного планирования.[3]
Контрольная функция, в рамках оперативных проверочных мероприятий, позволяет проследить в целом за правильностью расходования бюджетных средств и правомерностью действий органов исполнительной власти, но, разумеется, при условии, если в ходе исполнения бюджета эти меры принимаются.
В настоящее время методы оперативного контроля работают слабо. Мониторинг бюджетных расходов отсутствует, несмотря на то, что может с успехом осуществляться в режиме реального времени с использованием программных средств, информационных технологий и возможностей автоматизированных систем. Контрольная функция уполномоченных органов включается уже после исполнения бюджета – по фактическим показателям доходов и отчетов о расходах. Таким образом, в ходе бюджетного процесса не удается своевременно повлиять на результаты исполнения бюджета.
[1] Уманец О.П. Сущностные, системные и функциональные аспекты федерального бюджета Российской Федерации // Финансы и кредит. – № 19(451). – 2011. – С. 69.
[2] Уманец О.П. Функции бюджета: систематизация // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2012. – № 28. – С. 11.
[3] Уманец О.П. Бюджет: функциональная интеграция и социальные аспекты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – № 29(167). – 2013. – С. 19.
|