Понедельник, 25.11.2024, 22:54
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Анализ доходов федерального бюджета

К доходам федерального бюджета относятся налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные платежи.[1] Изменение поступлений по отдельным источникам доходов может оказать огромное влияние на поступление доходов в целом. Поэтому органы государственного финансового контроля следят за полным и своевременным поступлением доходов в бюджет. Тем не менее, объемы поступлений доходов в бюджет зависят не только от определенной финансовой политики государства, но и от изменения норматива. Например, налог на добычу полезных ископаемых поступает в доход федерального бюджета по нормативу – 40%, следовательно, 60 % поступает в доход бюджета субъекта РФ. При увеличении норматива от 40 % до 45 % произойдет увеличение доходов в федеральном бюджете за счет НДПИ. Таким образом, данные о будущих доходах позволяют спланировать предстоящие расходы.

Наиболее полное представление о доходах федерального бюджета представлено в таблице 1.

Уменьшение нефтегазовых доходов по отношению к ВВП скорее всего связано с уменьшение цен на нефть марки "Юралс" на 2,6 долл. США/баррель, а также с уменьшением экспорта сырой нефти на 7,2 млрд. долл. США за период с 2012 по 2013 год.[2]

 

Таблица 1. Доходы федерального бюджета по отношению к ВВП за период с 2011 по 2013 гг., млрд. руб.[3]

Наименование

2011 год

2012 год

2013 год

Нефтегазовые доходы

5 641,8

6 453,2

6 534,0

В % к ВВП

10,1

10,4

9,8

Ненефтегазовые доходы

5 725,9

6 402,4

6 485,9

В % к ВВП

10,2

10,3

9,7

Доходы

11 367,7

12 855,5

13 019,9

В % к ВВП

20,3

20,7

19,5

Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета можно увидеть на рисунке 1.

Рис. 4. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета за период с 2011 по 2013 года[4]

Анализ структуры доходов федерального бюджета показал, что наибольшая доля в структуре доходов бюджета принадлежит доходам от внешнеэкономической деятельности в 2011 году – 41,04 %, в 2012 году – 38,60 %, а в 2013 году – 38,49 %. Большая часть этих поступлений приходится на вывозные таможенные пошлины.

На втором месте по удельному весу в общем объеме доходов – налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, в 2011 году данное значение составило – 18,01 %, в 2012 году – 19,00 %, в 2013 году – 19,62 %.

Третье место по удельному весу в общей структуре доходов федерального бюджета заняли – налоги на товары, реализуемые на территории РФ. В 2013 году данные налоги составили – 17,89 % от общего объема доходов.

Задолженность и пересчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам в 2013 году составили наименьшую долю (0,01 %).

Сохранение в 2014 г. благоприятной экономической ситуации было обусловлено более высокими, чем прогнозировалось, ценами на нефть, нефтепродукты, природный газ и другую продукцию традиционного российского экспорта. Введение в связи с этим более высоких ставок экспортных пошлин обеспечило поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет. Таким образом, зависимость ресурсной базы федерального бюджета от внешнеэкономических факторов (изменения мировых цен на нефть и товары российского экспорта) оставалась весьма значительной и не создавала устойчивых предпосылок для экономического роста. Требуется переориентация бюджетно-налоговой политики на внутренние факторы роста бюджетных доходов.[5]

Снижение налогового бремени на экономику в результате мероприятий в области налоговой политики способствовало бы устойчивому росту уровня собираемости налоговых доходов. Средний уровень собираемости основных налоговых доходов (процентное отношение фактически уплаченных в соответствующий бюджет налогов к сумме налогов, исчисленных по налогооблагаемой базе) увеличится.

Большое значение в наполнении государственной казны сыграло создание эффективной системы налогового администрирования. В 2014 г. объем и структура доходов федерального бюджета претерпели значительные изменения, что было обусловлено как реализацией антикризисных мер связанных с преодолением мирового финансового кризиса, так и переходом к бюджетной политике призванной способствовать макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения не нефтегазового дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

Исполнение федерального бюджета в 2014 г. проходило в условиях восстановления экономики после мирового финансового кризиса. Рост ВВП составил 4%, промышленного производства – 8,2%, доходы населения выросли на 10,6%, а с учетом инфляции – на 4,6%. Была увеличена налоговая нагрузка на ТЭК, что сказалось на повышении доли налоговых поступлений от использования природных ресурсов с 2,6 до 3,2%.[6]

Все это позволило обеспечить в анализируемом периоде устойчивое исполнение федерального бюджета. Так, по доходам федеральный бюджет был исполнен в сумме 8 303,8 млрд. рублей (17,4% к объему ВВП). Из общей суммы доходов федерального бюджета налоговые доходы составляли 87,3%; неналоговые доходы 12,3%.

На рост доходов федерального бюджета могут оказать влияние следующие основные факторы:

достижение более высокого по сравнению с прогнозом социально-экономического развития уровня основных макроэкономических показателей (объем ВВП, физический объем налоговых расходов);

изменение структуры облагаемой базы и ее расширение по основным налоговым доходам, снижение доли предоставляемых налоговых льгот (налоговых расходов);

повышение собираемости основных налогов и сборов, поступающих в федеральный бюджет;

Проблемами формирования доходов федерального бюджета в настоящее время являются следующие группы:

Первая группа проблем – отсутствие достоверной информации об объемах поступлений денежных средств в бюджет, а именно

налога на прибыль организаций;

государственной пошлины.

Вторая группа проблем – уклонение от уплаты налогов.

использование корпорацией трансфертных цен в целях минимизации налогов;

регистрация фирм – "однодневок";

не отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности организации;

сокрытие объекта налога, позволяющее уменьшить налоговую базу.

Третья группа проблем – "теневая" экономика

неуплата налогов категориями лиц, которые занимаются нелегальной деятельностью (без лицензии);

выплата "черной" заработной платы работнику.

Подводя итог всему сказанному предлагаю следующие пути решения поставленных проблем:[7]

1. Отсутствие достоверной информации об объемах поступлений денежных средств связано с тем, что российская экономика, находясь в фазе кризиса, характеризовалась банкротством предприятий и увеличением числа безработных. Такая ситуация затруднила планирование и прогнозирование доходов, поступающих в федеральный бюджет. Следовательно, данная проблема в ближайшее время останется нерешенной.

Проблема, связанная с уклонением от уплаты налогов, в настоящее время является ключевой. Статья 198 НК РФ предусматривает наказание за совершенное деяние в виде:

штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей;

размера заработной платы или другого дохода за период от 1 года до 2-х лет;

принудительной работы на срок 1-го года;

лишения свободы на срок до 1-го года;

ареста на срок до 6-ти месяцев.

Решение данной проблемы осуществляется путем ужесточения наказания за уклонение от уплаты налогов.

Решение проблем, связанных с теневой экономикой может проходить по двум сценариям:

совершенствование законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой;

легализация теневых предприятий за счет создания государством благоприятных условий для развития бизнеса. Таким образом, со временем данная проблема будет практически ликвидирована.

В заключение хочется сказать, что в каждой стране независимо от уровня ее экономического развития будут существовать проблемы формирования доходов бюджета. И способы решения данных проблем в каждом государстве будут свои.

 

[1] Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

[2] Индутенко А.Н., Битюкова А.Ф. Проблемы формирования доходов федерального бюджета за период с 2011 по 2013 года // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 1-1. – С. 154.

[3] Федеральный бюджет // Министерство Финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.ru.

[4] Федеральный бюджет // Министерство Финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.ru.

[5] Жуков Е.А., Афанасьева Т.Н. Формирование и исполнение бюджета РФ в 2014 году // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2014. – Т. 2. – № 10. – С. 306.

[6] Пайкович П.Р. Воздействие доходов федерального бюджета на стабильность экономической системы // Наука и образование в современной конкурентной среде. – 2015. – № 1 (2). – С. 145.

[7] Индутенко А.Н., Битюкова А.Ф. Проблемы формирования доходов федерального бюджета за период с 2011 по 2013 года // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 1-1. – С. 156.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (11.07.2017)
Просмотров: 157 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%