Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства при выполнении своих функций.
Государство концентрирует значительные финансовые ресурсы на решающих направлениях экономического и социального развития, тем самым стимулируя производственные и социальные процессы в экономике страны. Регулируя объем и структуру бюджетных расходов, оно воздействует на темпы развития экономики и макроэкономическую ситуацию в стране.
Таким образом, расходы федерального бюджета являются эффективным инструментом в регулировании социально-экономических процессов.
Исполнение расходов за 2011-2013 гг. осуществлялось по следующим основным направлениям (см. табл. 2).
Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета за 2011-2013 гг., %[1]
Виды расходов
2011г.
2012г.
2013г.
Общегосударственные расходы
7,1
6,3
6,3
Национальная оборона
13,9
8,3
15,8
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
11,6
12,3
15,4
Национальная экономика
16,4
16,8
13,9
Жилищно-коммунальное хозяйство
2,6
1,9
1,3
Охрана окружающей среды
0,2
0,2
0,2
Образование
4,9
5,1
5,0
Культура, кинематография
0,8
0,8
0,7
Здравоохранение
4,6
5,3
3,8
Социальная политика
28,7
33,8
33,8
Физическая культура и спорт
0,4
0,4
0,5
Средства массовой информации
0,6
0,7
0,6
Обслуживание государственного и муниципального долга
2,3
2,8
2,7
Межбюджетные трансферты общего характера бюджета субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований
5,9
5,3
5,1
Всего расходов
100,0
100,0
100,0
Согласно данным таблицы 2, наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимают:
социальная сфера – 2011 г. – 28,7 %, 2012 г. – 33,8 %, 2013 г. – 33,8 % от общего объема расходов федерального бюджета (7,8 % ВВП);
национальная оборона – 2011 г. – 13,9 %, 2012 г. – 8,3 %, 2013 г. – 15,8 % от общего объема расходов федерального бюджета (3,2 % к ВВП);
национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 2011 г. – 11,6 %, 2012 г. – 12,3 %, 2013 г. – 15,4 % от общего объема расходов (3,1 % к
национальная экономика – 2011 г. – 16,4 %, 2012 г. – 16,8 %, 2013 г. – 13,9 % от общего объема расходов (2,8 % к ВВП);
обслуживание государственного долга Российской Федерации – 2011 г. – 2,3 %, 2012 г. – 2,8 %, 2013 г. – 2,7 % от общего объема расходов (0,5 % к ВВП).[2]
При этом нужно учитывать то, что общими факторами формирования бюджетных расходов являются увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсии, рост ассигнований на реализацию приоритетных национальных проектов, программ, направленных на развитие инновационных отраслей науки и промышленности.
Чемпионами по росту расходов в бюджете 2014 г. стали крупные инфраструктурные проекты, на которые потрачено на 500 млрд. рублей больше, чем в 2013 г., национальная оборона – рост на 270 млрд. или около 13 %, а также расходы на государственный аппарат по статье "общегосударственные расходы" – на 83 млрд. или около 10 %. Одновременно с этим существенно урезались затраты на статью "Социальная политика", куда входят пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, охрана материнства и детства – больше, чем на 10 % или около 400 млрд. рублей, на здравоохранение и образование – по каждой статье свыше 6 % или на 33 и 38 млрд. рублей соответственно. Значительно сократились расходы на ЖКХ – на 43 млрд. рублей по сравнению с первоначальным бюджетом на 2013 г.[3]
В дальнейшем, в 2015-2016 гг. структура бюджетных расходов РФ претерпит ряд изменений. Прогнозируется рост расходов по обороне, безопасности и правоохранительной деятельности. Уровень расходов по другим направлением вызывает возражения. Так, в бюджетной стратегии на 2015-2016 гг. намечено сокращение бюджетных расходов на национальную экономику на 1,1% – 213,5 млрд. рублей. Также, предусмотрено сокращение финансирования здравоохранения на 26,9% (494,3 до 361 млрд. руб.), ЖКХ – на 27,5% (с 139,9 до 101,3 млрд. руб.), физической культуры и спорта – на 35,7% (с 51,2 до 32,9 млрд. руб.), СМИ – на 27,9% (с 70,4 до 50,7 млрд. руб.). Также, более чем на 5,45% сократится финансирование науки и образования (с 605,6 до 572,6 млрд. руб.).[4]
Очевидно, это можно связать с оптимизацией и минимизацией бюджетных расходов, а также сохраняющимся на протяжении последних лет дефицитом федерального бюджета. Вместе с тем, в сложившейся экономической и геополитической ситуации расходы на оборону и безопасность страны не должны снижаться. По всем остальным разделам в этих условиях расходы пришлось снижать.[5]
Такая ситуация обусловлена ухудшением общеэкономической и финансовой ситуации в 2013-2014 гг. и, как следствие, стагнацией экономики. В сложившихся условиях государство вынуждено снижать расходы бюджета.
По словам главы Минфина А.Г. Силуанова, государство не имеет больше возможности наращивать расходы на социальную сферу. По его мнению, повышение оплаты труда в бюджетной сфере должно сопровождаться повышением производительности труда, ростом объема и качества услуг, выявлением внутренних резервов, что, по сути, вполне справедливо. Следует отметить, что расходы на социальную сферу будут большей частью переложены на региональные и местные бюджеты.
Негативным последствием снижения финансирования социальных отраслей может стать существенное снижение качества образования и оказания медицинских услуг, замедление темпов развития высокотехнологичных отраслей. "Урезание" расходов на социальную сферу может привести в конечном итоге к падению жизненного уровня населения России.
Таким образом, сокращение доли расходов на социальную сферу неприемлемо. Государство должно найти новые резервы доходов за счет внедрения инновационных технологий, повышения производительности труда, стимулирования развития малого и среднего бизнеса.
Устойчивое развитие экономики и социальной жизни населения зависят от эффективности бюджетной политики, обеспечивающей повышение результативности и эффективности бюджетных расходов и улучшение качества и доступности государственных услуг. При этом именно в процессе планирования и исполнения бюджета изначально решается основная задача экономики – получение максимального объема благ в условиях ограниченности ресурсов, а рациональные объемы и их соотношение являются действенным инструментом влияния на экономику, поскольку, формируя приоритеты и структуру бюджетных расходов, государство реализует выработанную политику социально-экономического развития.[6]
В контексте повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо соблюдение следующих условий. Во-первых, бюджетное планирование должно быть ориентированным на достижение конечных результатов и увязано со стратегическим экономическим планированием. Во-вторых, финансирование деятельности государственных учреждений должно происходить в рамках государственных заданий в зависимости от количества и качества оказываемых ими услуг. В-третьих, на федеральном уровне должно быть осуществлено обоснование единых подходов к классификации услуг, к оценке стоимости услуг, показателей качества оказания услуг, что создаст дополнительные условия для эффективности бюджетной деятельности.
[1] Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gks.ru.
[2] Токаев Н.Х., Сугарова И.В. Некоторые аспекты формирования и исполнения федерального бюджета // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-8. – С. 1783.
[3] Жуков Е.А., Афанасьева Т.Н. Формирование и исполнение бюджета РФ в 2014 году // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2014. – Т. 2. – № 10. – С. 306.
[4] Садыкова Р.Ш., Боговеев Т.А., Котова Д.П. Особенности структуры и динамики расходов государственного бюджета РФ // В сборнике: Проблемы и перспективы социально-экономического реформирования современного государства и общества Материалы XVII международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". – 2014. – С. 110.
[5] Шатохин М.В., Перепелкин И.Г. Особенности динамики и структуры федерального бюджета России в 2012-2014 гг // Наука и Мир. – 2014. – Т. 1. – № 12 (16). – С. 134.
[6] Токаев Н.Х., Сугарова И.В. Некоторые аспекты формирования и исполнения федерального бюджета // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-8. – С. 1785.
|