Важнейшей характеристикой бюджета является его дефицит или профицит. Именно по этим показателям чаще всего судят о состоянии государственных финансов. Бюджетное законодательство исходит из выделения таких источников доходов бюджета, которые рассматриваются не как доходы (в целях расчета дефицита или профицита), а как источники финансирования дефицита или направления использования профицита. В целом совокупные доходы и совокупные расходы любого бюджета должны быть уравновешены, что отражается в одном из принципов построения бюджетной системы РФ – в принципе сбалансированности бюджета.[1]
Бюджетный профицит Правительство РФ направляет на развитие экономики, инноваций, для выплаты государственных трансфертов и для преждевременных выплат задолженности. Однако профицит может являться источником таких проблем для государства, как рациональное использование высвободившихся средств, создание стабилизационного фонда и выработка направлений и целей их последующего использования.
Вследствие превышения суммы затрат над доходами образуется бюджетный дефицит. Он имеет преимущественно негативные последствия, так как отрицательно сказывается на экономическом развитии страны. Дефицит бюджета покрывается бюджетными ссудами и кредитами, полученными от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, государственными займами, которые осуществляются путем выпуска ценных бумаг.[2] Также многие цивилизованные страны покрывают бюджетный дефицит путем основной эмиссии денег.[3]
Бюджетный дефицит образовывается из-за увеличения государственных расходов, связанных со структурным переустройством экономики, сокращением доходов государственного бюджета и коррупцией в государственном секторе.
Финансирование бюджетного дефицита подразделяется на долговое и денежное финансирование. Долговое финансирование подразумевает выпуск прибыльных обязательств государства, располагающихся на фондовом рынке. По истечении установленного срока они погашаются самим государством. Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство закупает кредиты ЦБ РФ. Имеется в виду эмиссия прибавочных денежных средств. Результатами подобной эмиссии являются:[4]
девальвация сбережений населения;
отражение бюджетного дефицита;
неуправляемая инфляция;
отсутствие стимула для долгосрочных инвестиций.
Наилучшим состоянием государственного бюджета принято считать сбалансированное. Лучшим вариантом обеспечения сбалансированности бюджета является разработка бездефицитного бюджета, в котором сумма расходов равна объёму доходов. Однако, в рамках реальной экономики это практически неосуществимо. В случае если избежать дефицита бюджета невозможно, даже исчерпав обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований.
Сбалансированность бюджета достигается разными методами. Одни из них применяются при формировании бюджета, другие – при его исполнении.
Основными методами сбалансирования бюджета являются:[5]
установление лимитов бюджетных расходов в связи с экономическим потенциалом страны;
усовершенствование механизма распределения затрат между бюджетами различных уровней;
составление плановых назначений расходных бюджетов, влияющих на рост доходов;
строгая экономия затрат, в результате исключения из их состава излишних расходов;
применение наиболее результативных форм бюджетных заимствований, предоставляющие реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.
Благодаря исполнению бюджета сбалансированность достигается с помощью:
введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, которые осваиваются на поступающие доходы;
применения механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
мобилизации основных резервов увеличения доходов бюджета;
применения бюджетных резервов.
Начиная с 1991 г. российская бюджетная система формировала свой доходный потенциал в условиях острого дефицита финансовых ресурсов. После кризиса 1998 г. правительство РФ концентрирует свои усилия на реализации концепции сбалансированного бюджета, для чего в бюджетный процесс вводится понятие первичного профицита. В 2000 г. бюджет государства был сформирован с нулевым профицитом. А в 2001 г. де-юре был утвержден первый сбалансированный бюджет, фактически исполненный со значительным профицитом. Профицит бюджета в 2002 г. составлял 1,4% к ВВП, в 2003 г. он был определен в сумме 72,06 млрд. рублей (или 0,6% к ВВП) в 2008 г. (последний год перед мировым финансовым кризисом) 4,1% к ВВП, в 2013 г.1,36% к ВВП и 2014 г. 2,2% к ВВП.[6]
Таким образом, начиная с 2000-2008 гг. и по 2014 г. на федеральном уровне проводится профицитная бюджетная политика. Однако такая политика, призванная создать запас финансовой прочности в экономике, не только не создает его, но и, напротив, сокращает инвестиционные возможности бюджетной системы и хозяйствующих объектов. Дело в том, что проведение такой политики исключает привлечение заемных ресурсов для финансирования инвестиционной деятельности органов власти. Таким образом, ресурсный потенциал бюджетной системы, который складывается из поступлений за счет налоговых и неналоговых доходов и источников финансирования бюджетного дефицита, в случае реализации профицитного бюджета снижается на сумму неиспользованного бюджетного излишка и финансового резерва. Безусловно, данное утверждение не относится к ситуации, когда бюджет сводится с большим дефицитом ресурсов, обусловленным не расширением инвестиционных возможностей, реализацией ряда приоритетных экономических и социальных реформ, а нерациональной структурой бюджета и неэффективным использованием бюджетных средств. Вместе с тем профицитная бюджетная политика приводит к искусственному сокращению непроцентных расходов бюджета и, следовательно, к сокращению внутреннего спроса в экономике. Несмотря на благоприятные внешнеэкономические факторы начиная с 2000 года, федеральный бюджет все в меньшей степени оказывается способным финансировать потребности экономики, населения, государства в целом. Безусловно, достижение профицита бюджета позволило стабилизировать финансовую ситуацию в стране, решить долговые проблемы, однако, учитывая его негативное влияние на растущую экономику, должен являться мерой временной и вынужденной.
В то же время политика в области доходов, проводимая на федеральном уровне в 2002-2008 гг. и в 2010-2014гг., хотя и была направлена на постепенное сокращение профицита бюджета, предусматривала дальнейшее накопление финансовых ресурсов в стабилизационном фонде для сокращения рисков бюджетной системы, объем которых должен был составить 8,7% к ВВП.[7]
Дефицит бюджета на перспективу спланирован на уровне 796,6 миллиарда рублей (1% ВВП) – в 2015 году, 486,5 миллиарда рублей (0,6% ВВП) – в 2016 году. Инфляция в 2015-2016 годах предполагается на уровне – 4,5%. На основе этих данных можно сказать, что в течение ближайших лет бюджет будет находиться в дефиците. Для наполнения федерального бюджета правительство рассматривает вопрос о повышении налоговой нагрузки на сырьевой сектор экономики, при стабильной процентной ставке налогов на прочие сектора экономики. Поступления также будут обеспечиваться за счет нефтегазовых доходов в сумме 6 528,1 млрд. рублей (8,9 процента к ВВП) и в размере 7 042,4 млрд. рублей (9,6 процента к ВВП), если они будут составлять большую часть по сравнению с другими источниками, то правительство не сможет сформировать Резервный фонд в планируемом объёме. Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2015-2016 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности. А в тяжелых случаях вроде неисполнения прогнозов по росту экономики или планов приватизации, к работе по исполнению расходов бюджета придется привлекать и Резервный фонд. В большей степени для финансирования дефицита бюджета планируется использовать именно этот метод. Печатая деньги, государство будет поддерживать инфляцию на определённом уровне, которая вызовет рост цен и падение покупательной способности.[8]
Таким образом, сбалансированность бюджета – один из важнейших принципов создания и исполнения бюджета, который заключается в количественном соответствии расходных бюджетов источникам финансирования.
[1] Сухарев А.Н. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит: вопросы методологии // Финансы и кредит. – № 1(577). – 2014. – С. 10.
[2] Белова В.Л. Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит // социально-политический журнал – 2010. – № 4. – с. 18.
[3] Павлова А.А. Источники формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции // Экономист – 2010 – № 3. – С. 40.
[4] Хадонов Е.Е. О путях устранения дефицита бюджета России // Финансы – 2011 – № 4. – С. 39.
[5] Колесникова В.В., Горяшина Д.Е., Жабыко Л.Л. Государственный бюджет, проблема его сбалансированности // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 37. – С. 170.
[6] Пайкович П.Р. Воздействие доходов федерального бюджета на стабильность экономической системы // Наука и образование в современной конкурентной среде. – 2015. – № 1 (2). – С. 148.
[7] Углицких О.Н., Найдёнова Ю.А. Бюджетный дефицит и государственный долг России на современном этапе развития // Nauka-Rastudent.ru. – 2014. – № 11 (11). – С. 21.
[8] Сухарев А.Н. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит: вопросы методологии // Финансы и кредит. – № 1(577). – 2014. – С. 15.
|