Понедельник, 25.11.2024, 22:22
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие и сущность региональной транспортной инфраструктуры

Транспортная система неотделима от современной цивилизации. С помощью транспортной системы обеспечивается широкомасштабный обмен сырьем, материалами, товарами, являющимися технологической основой экономики.

Транспорт – отрасль материального производства, которая осуществляет комплекс транспортно-технологических процессов при перемещении пассажиров и грузов.

Транспорт – совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое. Часто под термином транспорт определяют всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.

Транспорт способен существенно влиять на экономический рост. Он может повышать производительность труда при этом, сокращая время доставки грузов или проезда до места работы. Транспорт активно влияет на окружающую среду, но в большей степени такое воздействие носит негативный характер. В результате исследований выявилось, что на долю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех продуктов производственной деятельности приходится 40%, в том числе основную долю загрязнений (более 80%) дает автомобильный транспорт. Можно сказать, что снижение загрязнения атмосферного воздуха транспортом во многом станет решением экологической проблемы на автомобильном транспорте [1, с. 436].

Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту. По данным зарубежных исследователей, рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мира сопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта. Таким образом, транспортная отрасль по мере развития экономики страны должна изменяться в соответствии с динамикой спроса на транспортные услуги.

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный (речной). Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему. Основу транспортных систем регионов составляют те виды транспорта, которые используются на их территории. Данная типология не является универсальной, так как не каждый вид транспорта включается в состав транспортной системы региона.

В связи с этим, существует типология транспортной системы как участника социально-экономической деятельности. Структурно транспорт представляет собой систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего пользования и транспорта необщего пользования.

Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки ни были предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, акционерным обществом, фирмой или частным лицом.

Транспорт необщего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия, организации или фирмы. Поэтому транспорт необщего пользования подразделяется на:

внутрипроизводственный (технологический) транспорт;

промышленный транспорт.

Внутрипроизводственный транспорт обслуживает только внутренние нужды предприятий и используется в самом процессе производства. Он не является единым целым, как в масштабе страны, так и в масштабе региона в технологическом и организационном отношении. Другими словами, внутрипроизводственный транспорт не является составной частью транспортной системы страны или региона.

Промышленный транспорт используется для обслуживания внешних связей промышленных предприятий, а также для перевозок в сфере обращения. Данный подвид – комплекс сооружений и технических средств транспортной системы необщего пользования, обеспечивающий транспортирование грузов (исключая перемещения в пределах технологических агрегатов), эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных средств, производство погрузочно-разгрузочных работ предприятий и организаций независимо от отраслевого назначения, а также непосредственную связь с другими предприятиями (организациями) и транспортом общего пользования [2].

В некоторых случаях транспорт, кроме общего и необщего пользования, подразделяют на магистральный немагистральный. Существуют 2 точки зрения. Во-первых, магистральный считают синонимом транспорта общего пользования, а немагистральный – необщего (например, промышленный транспорт – это транспорт немагистральный). С другой стороны, термин "магистральный транспорт" применяется для обозначения путей сообщения, связывающих крупные города и промышленные центры страны или крупного региона.

Иногда используется такое понятие как "личный транспорт", которое характеризует принадлежность отдельных транспортных средств к определенной группе лиц, в частности, физическим лицам на праве собственности. Личный транспорт может входить в состав транспортной системы общего пользования, если он эксплуатируется, например, в качестве легкового такси, и в состав транспортной системы необщего пользования при его использовании индивидуальным владельцем в собственных целях, либо при его сдаче в аренду юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для перевозок своих сотрудников [3, с. 348].

Некоторые авторы выделяют транспортные системы городов, которые являются комплексом разных видов транспорта в городах. Транспортную систему городов образуют грузовой и пассажирский транспорт. Задачей городского транспорта является обслуживание транспортных потребностей всех категорий пользователей в границах города. Городской транспорт, как и личный, относят к транспортной системе общего и необщего пользования.

Внутриузловая транспортная система осуществляет перемещение грузов между промышленным и магистральным транспортом либо между разными видами магистрального транспорта в транспортных узлах [4, с. 10].

В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:

универсальный транспорт (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный транспорт;

внутренний транспорт (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний транспорт (выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);

круглогодичный транспорт (железнодорожный, автомобильный и т.д.) и сезонный транспорт (например, внутренний водный).

Транспорт – важная составная часть экономики, поскольку является материальным носителем между регионами, отраслями, предприятиями. Без транспорта невозможна специализация регионов, их развитие [5].

Множество исследований в области регионального функционирования, как транспорта, так и других отраслей экономики, выработали несколько подходов к выделению регионов.

Под регионом (от лат. regionis – область) понимается территория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий, обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории. Также регион понимается как административно-территориальная единица [6].

Для развития региона необходимо определить оптимальные соотношения между уровнем развития экономики региона в целом и развитием транспорта, а также между различными видами транспорта.

На развитие транспорта в регионах влияют следующие факторы:

общеэкономические;

отраслевые технико-экономические;

территориальные.

Общеэкономические определяют характер территориального разделения труда и структуры производства; уровень экономического и социального развития региона по отношению к достигнутому в стране; особенности хозяйственного механизма, который регулирует отношения между производством и транспортом.

Вторая группа факторов отражает изменение объема и структуры перевозок; совершенствование эксплуатационной деятельности; управление и координацию работы различных видов транспорта и организацию перевозочного процесса; оптимизацию грузо- и пассажиропотоков; факторы, которые связаны с научно-техническим прогрессом на транспорте, внедрением новых средств подвижного состава, машин или оборудования; механизацию и автоматизацию производственных процессов, совершенствование транспортной сети.

Последняя группа характеризует особенности транспортно-экономических связей в регионе; уровень специализации производства, систему расселения; размещение социально-экономических объектов на данной территории; природно-климатические условия и характер взаимодействия их с транспортом; уровень загрязнения территории.

Региональные особенности функционирования транспорта тесно переплетаются с его отраслевой спецификой. Услуги, которые оказываются транспортом, производятся и потребляются одновременно. От эффективности функционирования транспортной системы зависит, одинаково ли доступны потребителям различных регионов услуги транспорта. Транспорт должен производить продукцию, которая бы соответствовала потребностям региона по количеству и по качеству [7, с. 306].

На региональном уровне разрабатываются и реализуются целевые программы социально-экономического развития территорий, в том числе развития региональной транспортной системы, призванной обеспечивать транспортные связи входящих в состав региона образований (населенных пунктов, промышленных предприятий и других объектов).

Потребности в развитии транспортной инфраструктуры регионов определяются развитием отраслей регионов, отдельных производственных комплексов и предприятий. Мощность региональной транспортной системы должна соответствовать масштабам и характеру экономической деятельности региона.

Для планирования и учета работы транспорта как в целом по стране, так и по его отдельным регионам используется система показателей. Данная система состоит из количественных и качественных показателей.

Для измерения объема перевозочной работы используются количественные показатели, с помощью которых рассчитываются:

Объем перевозок грузов.

Объем перевозок грузов – количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Учитывается по видам транспорта, сообщений, роду грузов, направлениям перевозок. Начальный момент процесса перевозок грузов отражается показателем "отправлено (отправление) грузов", конечный момент – показателем "прибыло (прибытие) грузов". Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена договором перевозки.

Грузооборот.

Грузооборот – экономический показатель работы транспорта, планируемой или затраченной на выполнение перевозок. Показатель рассчитывается как произведение веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах [8].

Объем перевозок пассажиров.

Объем перевозок пассажиров – число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка.

4. Пассажирооборот.

Пассажирооборот – показатель отражения объема перевоза пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта [9].

Система качественных показателей включает в себя следующие основные измерители:

1. Среднюю дальность перевозки одной тонны груза или одного пассажира.

Средняя дальность перевозки грузов – расстояние, на которое перевозится в среднем одна тонна грузов. Определяется как средняя из расстояний перевозки отправок грузов с учетом их веса делением грузооборота в тонно-километрах на объем перевозок в тоннах в целом по виду транспорта, отдельным родам грузов и видам сообщения.

Средняя дальность перевозки пассажиров – расстояние, на которое перевозится в среднем один пассажир. Определяется как средняя из расстояний отдельных пассажиропоездок делением пассажирооборота в пассажиро – километрах на количество перевезенных пассажиров в целом по виду транспорта и по видам сообщения.

2. Производительность транспортных средств.

Производительность транспортных средств – отношение количества перевезенных тонн груза или выполненных тонно-километров транспортным комплексом в целом или отдельными видами транспорта или отдельными транспортными организациями за отчетный период времени к количеству транспортных средств, занятых на выполнении данной работы.

3. Производительность труда.

Производительность труда (т, ткм, пасс., пасс-км) определяется отношением объема выполненной работы за отчетный период времени к среднесписочной численности работников транспортной отрасли, отдельного вида транспорта или транспортной организации.

4. Себестоимость выполнения единицы транспортной работы.

Себестоимость выполнения единицы транспортной работы – это отношение суммарных эксплуатационных расходов к общему объему выполненной работы [10, с. 36].

Для определения эффективности функционирования транспортной системы в регионах используется показатели транспортной обеспеченности.

Эта группа показателей отражает уровень транспортного обслуживания хозяйства, населения и зависит от многих факторов:

- протяженность сети, т. е. суммарная протяженность в километрах участков путей транспортного сообщения.

- пропускная и провозная способность;

- конфигурации улиц;

- параллельность ходов;

- дождя, гололеда и др.;

Транспорт является одним из приоритетных направлений в развитии любой страны. Существуют различные виды транспорта, с помощью которых осуществляется перевозка грузов или пассажиров. Не только государство, но и каждый отдельный регион государства старается поддерживать те виды транспорта, которые наиболее востребованы и могут развиваться с учетом своих особенностей.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (11.07.2017)
Просмотров: 189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%