Важнейшими субъектами рыночных отношений современной России выступают некоммерческие организации, основа «третьего некоммерческого сектора» страны. Термин «третий сектор» является на сегодняшний день общепризнанным в мировой практике обозначением некоммерческих, благотворительных организаций (первый сектор - государственный, второй - частный (Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 года с изменениями, внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 18.07.2009 N 181-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.06.2012 N 15-П)).
Несмотря на стремительное развитие некоммерческого сектора в последние десятилетия, в настоящий момент четко не выделены его социально-экономические признаки. Разработка проблемы выделения экономических признаков некоммерческого сектора ведется как российскими, так и зарубежными исследователями. В силу крайней разнородности некоммерческих организаций, их видам деятельности, организационной структуре, методам управления эта задача достаточно сложна.
Важная заслуга в определении границ некоммерческого сектора в рыночной экономике принадлежит американскому экономисту Л.М. Саламону.[1]
Однако, объектом исследования этого ученого являются только негосударственные некоммерческие структуры. По его мнению, их типичными признаками являются:
Организованность - наличие определенной внутренней организационной структуры, утвержденной уставом или другими законодательными актами.
Независимость - юридическая и хозяйственная обособленность от органов государственного управления и других хозяйственных единиц.
Запрет на распределение прибыли среди учредителей, участников организации и ее руководства.
Привлечение добровольных пожертвований, целевых средств и других нехарактерных для коммерческого сектора источников финансирования.
Недостатком такого подхода является ограниченный взгляд на некоммерческий сектор, исключающий из рассмотрения государственные организации. Более широкая трактовка признаков некоммерческого сектора дана в методологических положениях ООН по статистике (рис. 1.).
- Официальный юридический статус. Большинство некоммерческих организаций – это юридические лица, создаваемые на основании закона.
- Независимость. Существование некоммерческих организаций признается независимым от частных лиц, корпораций и органов государственного управления, которые, могут учреждать, финансировать и контролировать такие организации, а также управлять их деятельностью.
- Целенаправленность деятельности. Цели некоммерческих организаций излагаются в уставе или аналогичном документе, составляемом при ее образовании.
- Отсутствие акционерного капитала. В некоммерческих организациях не может быть акционеров, которые имели бы финансовые требования на их прибыль или долю в капитале: вся прибыль остается в распоряжении организации.
- Исключение учредителей из управления текущей деятельностью некоммерческой организации. Непосредственное руководство некоммерческой организацией возлагается на группу служащих, исполнительный комитет или подобный ему орган, избираемый всеми членами организации простым большинством голосов. Выбранные лица выполняют функции, аналогичные совету директоров корпорации, и отвечают за назначение оплачиваемого управляющего персонала.
- Запрет на извлечение какой-либо финансовой выгоды лицами, контролирующими некоммерческие организации.
Рис. 1. Основные признаки некоммерческого сектора
Отмеченные признаки некоммерческих организаций частично нашли отражение в российском законодательстве. Понятие некоммерческой организации впервые было введено в Гражданский Кодекс. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками некоммерческие организации).
По оценкам экспертов основополагающими признаками бюджетных или государственных учреждений в настоящее время являются: прямая административная подчиненность вышестоящему государственному или муниципальному органу, выделение бюджетных средств в форме ассигнований на содержание учреждения вне зависимости от конкретных результатов деятельности, учреждение финансируется как совокупность ресурсов: оклады определенного числа работников, отопление и освещение помещений и т.д., что исключает заинтересованность в улучшении соотношения «ресурсы - результаты»; сведение финансовой деятельности к исполнению предписанной «сверху» сметы; субсидиарная ответственность собственника по обязательствам учреждения, что естественно в условиях финансовой и административной несамостоятельности, но несовместимо с реальной конкуренцией. Критерии и признаки некоммерческой организации более подробно определены в Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 31.12.2014г.). Данное в Законе определение более четко конкретизирует сферу деятельности некоммерческих организаций, а также механизм хозяйствования, которому они должны подчиняться.
Необходимо выделить основные критерии некоммерческих организаций: основная деятельность организации связана с реализацией цели и задач социальной политики и контролируется государством на основе их организационно-правовой формы; осуществление ими основного вида деятельности может быть реализовано только на условиях государственного финансирования; развитие предпринимательских видов деятельности у данных организаций для обеспечения самофинансирования может резко ухудшить удовлетворение жизненно важных потребностей социально незащищенных групп населения; наличие явных конкурентных преимуществ на основе организационной, научно-технической, технологической поддержки со стороны государства; ликвидация таких организаций приведет к созданию значительных социальных проблем, связанных с трудоустройством сотрудников этих организаций.
Некоммерческий сектор призван защищать и реализовывать интересы граждан, действует независимо от государства и коммерческих структур. Два основных обстоятельства создают предпосылки необходимости в нем и его существовании.
Во-первых, совокупный общественный спрос не удовлетворяется в полной мере первыми двумя секторами (в рамках рыночных механизмов или государственной системы). Во-вторых, мотивы гражданского поведения определяются не только политическими и экономическими интересами. Со своими неудовлетворенными запросами граждане могут обратиться в негосударственные некоммерческие организации (НКО), которые помогут им восполнить недопроизводство определенных товаров и услуг или обеспечить более весомое и влиятельное представительство различных социальных групп, реализуя, тем самым, механизмы прямой демократии и вынуждая другие сектора, и особенно государственный, эффективнее и результативнее действовать в интересах общества. Ресурсы для деятельности НКО поступают в виде добровольных пожертвований в пользу нуждающихся и в интересах общества в целом. Целью НКО является не прибыль и не политический капитал, а общественная польза. Таким образом, прежде всего, некоммерческий сектор ориентируется на социально и материально незащищенные группы.
При посредничестве некоммерческих организаций население включается во взаимодействие между собой, с более крупными общественными подсистемами, а затем в общую социальную систему. Таким образом, можно сделать вывод, что основная социальная функция некоммерческих организаций - это систематизация общества. Устойчивость социальной системы, стабильность общества в целом зависит от количества и прочности социальных связей. Малые некоммерческие организации объединяют часть населения, которая слабо охвачена влиянием государственных структур и не связана с бизнесом. Чем больше людей вовлечено в общественную систему, в том числе и через некоммерческие организации, тем оно устойчивее. Некоммерческие организации помогают людям совместно решать общие для них проблемы, удовлетворяют психологическую и социальную потребность в общении с теми, кто разделяет их взгляды и склонности. Психологическим последствием неудовлетворения потребности в общении является дискомфорт, который может вылиться в появление социальной напряженности. Следовательно, одна из важных социальных функций некоммерческих организаций - это стабилизация социальной системы, повышение ее устойчивости.
Некоммерческие организации передают информацию о состоянии и потребностях общества управляющим государственным структурам. Таким образом, некоммерческие организации выполняют в социальной системе функции формирования мнения населения и одного из каналов обратной связи между обществом и управляющими государственными органами.
Среди некоммерческих организаций много благотворительных организаций, которые оказывают помощь не только членам своей организации, но и партнерам по профессии и увлечениям: инвалидам, женщинам, детям из неблагополучных семей. Как видим, с помощью некоммерческих организаций происходит отбор и развитие этических норм, принятых в обществе на данном этапе.
Некоммерческие организации концентрируют социально активную часть населения, создают условия для ее развития, выполняя функцию социального отбора, тем самым содействуют развитию всего общества.
В последние годы к социальным функциям некоммерческих организаций относят их участие в развитии гражданского общества. Некоммерческие организации считаются социальной основой этого типа государственного устройства.
[1]Саламон Л.М.. Партнерство в социальной сфере: взаимодействие государства и некоммерческого сектора в становлении нового государственного управления//Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора 2014.
|