Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации, как правило, представляют собой вид юридического лица. Однако необходимо отметить, что ряд некоммерческих организаций может и не иметь прав юридического лица. В частности, в ст. 3 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 21.07.14) (далее - Закон об общественных объединениях) допускается функционирование общественного объединения без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Некоммерческой организации как юридическому лицу присущ целый ряд структурных особенностей, а именно:
1. Главная цель деятельности.
Некоммерческие организации осуществляют деятельность для достижения целей, прописанных в Уставе организации, к которым относится оказание работ и услуг для членов организации и третьих лиц.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ[1].
Вместе с тем этот перечень является открытым, т.е. возможно и наличие других целей, но направленных на достижение общественных благ[2].
2. Направленность деятельности.
Деятельности некоммерческих организаций направлена на достижение нематериальных целей.
Некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и, как уже говорилось, соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами (п. 1 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).
Однако, в связи с введением поправок в ГК РФ установлено, что если это необходимо для достижения целей создания некоммерческой организации, ей разрешается осуществлять деятельность, приносящую доход. Для этого такая организация должна иметь имущество, рыночная стоимость которого не меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного для ООО законодательством РФ (на сегодняшний день эта сумма составляет 10 000 рублей). Право осуществления предпринимательской деятельности прямо установлено только для одной организационно-правовой формы некоммерческих организаций – для автономной некоммерческой организации. Пункт 5 статьи 123.24 устанавливает, что «автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них».
По мнению В.Д. Новодворского, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность по следующим направлениям[3]:
- получение внереализационных доходов (размещение средств на депозитных счетах в банках, приобретение векселей, депозитных сертификатов и других ценных бумаг, сдача имущества в аренду);
- осуществление предпринимательской деятельности в форме реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- осуществление предпринимательской деятельности в форме регистрации хозяйственных обществ, уставный капитал которых принадлежит полностью или частично некоммерческой организации, и получение доходов от них. Таким образом, если некоммерческая организация в качестве единственного учредителя или наряду с другими юридическими и физическими лицами регистрирует хозяйственное общество, то с момента регистрации такой организации и по дату ее ликвидации она будет являться субъектом предпринимательской деятельности.
В такой ситуации возникает вопрос - имеет ли право некоммерческая организация предоставлять процентные займы? В публикациях можно встретить фразы подобного рода: «Финансовые вложения НКО представляют собой вклады в уставные капиталы, приобретение акций, облигаций сторонних организаций и государственных ценных бумаг, а также займы, предоставленные другим организациям или лицам».[4] Если предоставление займов с целью получения прибыли за счет процентов не обусловлено достижением уставных целей некоммерческой организации, то это будет означать наличие самостоятельной предпринимательской деятельности, направленной на преумножение доходов, что вступает в разрез с нормами законодательства. Данные выводы подтверждают и примеры из судебной практики, в частности Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от
24.08.10 г. по делу №33-1229. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне необходимо прописать запрет предоставления процентных займов некоммерческими организациями, если только данная деятельность не осуществляется в уставных целях.
В случае совершения некоммерческой организацией сделки, вступающей в противоречие с целями деятельности, определенными в ее учредительных документах, указанная сделка может быть признана судом недействительной согласно ст. 173 ГК РФ.[5]
Гражданский кодекс допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность. При этом отсутствуют какие-либо пояснения законодательного характера относительно критериев или методов определения видов разрешенной предпринимательской деятельности. Данная ситуация создает определенные правоприменительные трудности как для самих некоммерческих организаций, так и для контролирующих их деятельность государственных органов. Также в различных нормах употребляются два понятия: «деятельность, приносящая доход» и «предпринимательская деятельность». Такой подход заставляет сделать вывод, что разработчики вкладывают различный смысл в содержание данных понятий, при этом не существует нормативного определения данных терминов. Впоследствии, такое изложение вопроса обязательно вызовет противоречия в правоприменительной практике.
3. Распределение чистой прибыли.
В организациях третьего сектора вся прибыль направляется на достижение уставных целей. Доходы от предпринимательской деятельности не должны перераспределяться между членами или участниками некоммерческой организации и могут использоваться только для достижения уставных целей (исключение составляют потребительские кооперативы (123.2 ГК РФ)).
4. Производимый товар и оказание услуг.
Деятельность некоммерческих организаций направлена на предоставление общественных благ.
5. Целевая группа.
Целевой группой в организациях третьего сектора являются члены организации и клиенты.
6. Сотрудники организации.
В некоммерческих организациях работу осуществляют штатные нанятые сотрудники, исполнители по договорам гражданско-правового характера, практиканты, а также к ним добавляются добровольцы (волонтеры), члены организации и Правления.
7. Источники финансирования.
В некоммерческих организациях источники поступлений делятся на внешние (государство, фонды, бизнес, граждане) и внутренние (членские взносы, доход от сдачи собственности в аренду, доходы от вкладов, операции с ценными бумагами, доход от предпринимательской деятельности для достижения уставных целей).
8. Управление организацией.
Некоммерческие организации ориентированы на общественные потребности и государственное нормирование. Рыночное управление часто не существует или вторично. Члены управляют организацией демократично.
9. Контроль успеха.
В некоммерческом секторе нет индикатора для оценки общей эффективности, проблематичная унификация целей и измерение полезности. В настоящее время показатели измерения успеха деятельности некоммерческих организаций ещё широко не развиты.
10. Организационно-правовые формы.
В статье 50 ГК РФ приведены организационно-правовые формы для обоих секторов экономики. Ранее этот перечень не был исчерпывающим и формы НКО могли быть определены в других нормативных актах. Теперь же некоммерческие организации могут создаваться только в формах, указанных в Гражданском кодексе РФ. Регистрация некоммерческих организаций в перечисленных ниже формах осуществляется с 01.09.2014 года.
Необходимо вспомнить историю вопроса. Почему получилось так, что в отношении коммерческих организаций установлен закрытый перечень, а в отношении некоммерческих — открытый? Вот как на эту тему высказывается Е.А. Суханов: «Мы, разработчики ГК, понимали, что перечень видов коммерческих организаций нужно делать исчерпывающим. А вот относительно некоммерческих закралось сомнение: вдруг что-нибудь упустим. Поэтому перечень некоммерческих организаций сделали открытым. И тут сработал фактор отечественного законодателя. Лоббисты воспользовались открытостью этого перечня. Появились, например, государственные корпорации. Они вроде и не государственные, так как они собственники имущества, и не корпорации, и устава у них нет. И сколькоих сейчас в России? Одна? Стоило ради одной организации создавать организационно-правовую форму?»[6]
Благодаря возможности вводить новую организационно-правовую форму некоммерческой организации любым федеральным законом в настоящий момент их существует такое количество, что провести точный подсчет уже невозможно. Автор настоящей статьи предпринял такую попытку, и удалось найти более пятидесяти некоммерческих организаций, упоминаемых в различных федеральных законах[7].
Принято очень много федеральных законов, но, даже найдя в законе указание на некоммерческую организацию, не всегда возможно определить, что это: отдельная организационно-правовая форма или просто очередной вид юридического лица (некоммерческое партнерство является организационно-правовой формой, но, напротив, образовательная организация - это вид юридического лица, который может быть создан в различных организационно-правовых формах). Даже сообщества профессиональных юристов далеко не всегда имеют правовую определенность в отношении своего статуса. Нотариальные палаты в разных субъектах Российской Федерации имеют различный гражданско-правовой статус. В одних регионах они зарегистрированы в качестве самостоятельной организационно-правовой формы нотариальной палаты (Челябинская областная нотариальная палата, Ярославская нотариальная палата, Нотариальная палата Свердловской области, некоммерческая организация «Нотариальная палата Республики Дагестан» и др.). В других - это общественные организации (Хакасская республиканская общественная организация нотариусов «Нотариальная палата РХ» и др.) [8]
Возник вопрос необходимости реформирования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность некоммерческих организаций, а также исправления недочетов в существующем законодательстве. Российский некоммерческий сектор уже играет заметную роль в социально-экономической жизни страны, выступая источником различных социальных инноваций.
Несовершенство законодательной базы, регулирующей деятельность некоммерческих организаций, явилась причиной изменений в Гражданском Кодексе. В частности, произошли существенные изменения в структуре некоммерческих организаций, появление деления юридических лиц с точки зрения организационной структуры на корпоративные организации (корпорации) и унитарные организации.
Унитарные - это те, где имеется руководство (назначенный директор), это религиозная организация или учреждение. Вопросы руководства в унитарных организациях решает собственник.
А корпоративные там, где коллективно управляют сами граждане (товарищество собственников жилья или акционерное общество). Там, где есть акционеры, это корпорация. В корпоративной организации независимо от того, коммерческая она или нет, управляют коллективно. Есть высший орган - общее собрание. Оно избирает правление, председателя этого правления либо главу самого юридического лица, иногда его называют президентом. «Членство рассматривается как особый статус участников юридического лица, который предполагает, во- первых, строго фиксированный состав участников, во-вторых, наличие у участников коммерческих корпораций так называемых «корпоративных» прав»[9].
Такие права могут возникнуть и у членов некоммерческих организаций, система управления, например, в некоммерческих партнерствах (которые теперь являются ассоциациями или союзами) напоминает систему управления в хозяйственных обществах: то же общее собрание, тот же исполнительный орган, который может быть единоличным или коллегиальным.
Таким образом, внутри любого юридического лица, которое основано на членстве, между его членами и самим юридическим лицом возникают организационные отношения. [10]
Высший орган корпорации наделен достаточно широкими полномочиями. Он вправе определять приоритетные направления деятельности корпорации, утверждать и изменять ее устав, определять порядок приема участников корпорации, создавать другие органы корпорации и прекращать их деятельность, утверждать годовые отчеты и бухгалтерскую отчетность корпорации, принимать решения о создании корпорацией других юридических лиц, реорганизации, ликвидации и др.[11]
Новые статьи 65.2 и 65.3 ГК РФ устанавливают права и обязанности участников корпораций, а также порядок управления в организациях такого типа. В частности, участники корпорации вправе получать информацию о ее деятельности и знакомиться с ее документацией, обжаловать решения органов корпорации, требовать от имени корпорации возмещения причиненных ей убытков и оспаривать совершенные ей сделки. [12] Статья 65.3 ГК РФ устанавливает правило, в соответствии с которым в корпорации должен быть образован единоличный исполнительный орган. В качестве такого органа может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
Уставом корпорации полномочия единоличного исполнительного органа могут быть предоставлены одновременно нескольким лицам.
Возможно создание нескольких единоличных исполнительных органов. Закон позволяет назначить двух генеральных директоров корпорации.
Однако, необходимо отметить тот факт, что новая редакция Гражданского кодекса содержит в себе противоречия. В соответствии с действующим законодательством религиозные организации, наравне с общественными, относятся к членскими организациям. В то же время в ГК РФ религиозные организации отнесены к унитарным НКО.
11.Правоспособность.
Некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной) правоспособностью, они могут иметь только те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены в ее учредительных документах и соответствуют целям ее деятельности. Поэтому в учредительных документах некоммерческих организаций обязательно должны быть определены предмет и цели деятельности (ст. 52 ГК РФ).
Осуществляемая некоммерческими организациями предпринимательская деятельность налагает на них определенные дополнительные обязанности, в том числе изменяет основание их ответственности за нарушение обязательств.[13] По общему правилу гражданского законодательства все лица, не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие гражданско-правовые обязательства, несут ответственность только при наличии вины (умысла или неосторожности (п. 1 ст. 401 ГК РФ)). Но в случае если лицо не исполнило или ненадлежащим образом исполнило обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, оно несет ответственность независимо от своей вины, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств).[14] Представляется, что в тех случаях, когда некоммерческая организация заключает гражданско-правовые сделки при реализации своих уставных целей, она несет ответственность за их неисполнение только при наличии вины, а заключение некоммерческой организацией гражданско-правовых сделок при осуществлении предпринимательской деятельности предусматривает ее ответственность за неисполнение обязательств независимо от вины.
12. Регистрирующий орган.
Регистрирующим органом для некоммерческих организаций является Министерство юстиции.
Развитие третьего сектора происходит в достаточно динамичном темпе, о чем свидетельствуют высокие темпы роста выпуска продукции и услуг некоммерческих организаций в сложных условиях нестабильного финансирования, основанного на безвозмездных поступлениях от юридических и физических лиц. Однако потенциал российского некоммерческого сектора остается существенно не раскрытым. Некоммерческие организации (НКО) практически не включены в систему предоставления общественно значимых услуг, финансируемых государством, не развивают платные услуги для населения.
Неоднократно в научных публикациях отмечался тот факт, что уровень аналитическо-информационного обеспечения деятельности негосударственных некоммерческих организаций достаточно низок. И если за рубежом проводятся масштабные проекты в данном направлении, то в Российской Федерации исследования, связанные с некоммерческой тематикой, носят скорее локальный характер.
Немаловажный интерес представляет собой исследование, проведенное коллективом Аналитического управления Аппарата Совета Федерации и опубликованное в 2008 г. в Аналитическом вестнике. В данном вестнике представлены материалы о практике деятельности и правовом регулировании некоммерческих организаций в России.[15]
В современных условиях сектор некоммерческих организаций является важным сектором экономики, требующим в силу своей общественной значимости особого подхода к регулированию. Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, что некоммерческие организации «могли бы стать хорошими, действительно незаменимыми партнёрами государства в решении наиболее острых проблем, таких как борьба со СПИДом, наркоманией, беспризорностью, помощь в социальной реабилитации инвалидов, развитие территориального самоуправления».
Было предложено усиление правового регулирования деятельности НКО: «Несовершенство законодательной базы и эффективных государственных механизмов контроля создают почву для проведения разведывательных акций под видом благотворительной и иной деятельности». Необходимость законодательного упорядочения деятельности НКО также обосновывалась непрозрачностью финансирования НКО и расходования ими получаемых средств; использованием НКО для легализации доходов и ухода от налогообложения; попытками внешнеполитического влияния на внутреннюю обстановку в России посредством НКО; борьбой с экстремизмом и терроризмом. Ежегодно в законодательство о некоммерческих организациях (в частности, законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях») вносится ряд поправок.
Таким образом, можно выделить основные признаки некоммерческих организаций.
1. Реализация общественных интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами.
2. Внешнее финансирование (образование денежных фондов за счет членских взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований).
3. Целевой характер расходования денежных фондов на основе утвержденной сметы (бюджета доходов и расходов).
4. Затратность, убыточность деятельности (отсутствие получения прибыли, отсутствие самоокупаемости).
5. Открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации.
6. Подотчетность лицу — источнику финансирования.
7. Специальная (ограниченная, целевая) правоспособностью (наличие только тех гражданских прав и обязанностей, которые предусмотрены в ее учредительных документах и соответствуют целям ее деятельности).
8. Моральная и социальная ответственность участников некоммерческой организации за результаты ее деятельности.
[1] Совместная деятельность: Юридические, налоговые и бухгалтерские правила партнерства. Левант М.Д., Нарежный В.В., Фомичева Л.П. Издательство: Вершина.- М.- 2013.
[2] Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина) - Юрайт-Издат; Право и закон, 2014. Комментарий к статье 50.- С. 135
[3] Новодворский В.Д., Перфильев Г.А. Признаки предпринимательской деятельности некоммерческих организаций // Некоммерческие организации в России. 2014 № 3.- С. 41-44.
[4] Леонов Ю.С. Некоммерческие организации: законодательное регулирование и практика // Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сер. Развитие России. 2013 № 2.- С. 347.
[5] Судебная практика по хозяйственным делам. Ершов И.В., сост. Издательство: Юриспруденция, М.- 2012.
[6] Суханов Е.А. Перспективы корпоративного законодательства и другие проблемы отечественного права // Закон.- 2014 № 9.
[7] Вербицкая Ю.О. Классификация некоммерческих организаций (к вопросу о совершенствовании гражданского законодательства) // Российское право: образование, практика, наука.- 2014 № 9.
[8] Федеральная налоговая служба: URL: http://egrul.nalog.ru/fns.
[9] Рожкова М.А. Средства и способы правовой защиты сторон коммерческого спора. М.-2013. - С. 337.
[10] Гражданские организационно-правовые отношения // Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права. Избранные труды: в 2 т. М.- 2013. Т. 1.- С. 45—56.
[11] Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве (понятие, виды, государственные юридические лица). М.- 2013.- С. 46.
[12] Интервью В.Ф. Яковлева в рамках обсуждения Концепции совершенствования гражданского законодательства на III сессии Европейско-Азиатского правового конгресса, май, 2014 г., Екатеринбург // Российское право: образование, практика, наука. - 2014. № 9.- С. 18.
[13] Проверка судебных актов по гражданским делам. Борисова Е.А. Издательство: Городец-издат., М.- 2014.
2 Тихомиров М.Ю. Учредительные документы некоммерческих организаций - М. Изд-во: « СПАРК».- 2014.- С. 63
[15] Леонов Ю.С. Некоммерческие организации: законодательное регулирование и практика // Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сер. Развитие России. - 2008 № 2.- С.347.
|