Понедельник, 25.11.2024, 22:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Порядок учреждения и регистрации некоммерческих организаций

В средствах массовой информации и в литературе общественные объединения, которые не преследуют политические цели в своей деятельности и которые не финансируются правительствами своих стран, часто носят название «неправительственные организации», или сокращенно НПО (nongovernmental organization). Этот термин был введен в оборот в 1945 г. Уставом ООН, впоследствии закреплен в целом ряде международных документов и воспринят внутренним законодательством многих государств. По существу, речь идет о синониме термина «некоммерческие организации».

Учредителями некоммерческих организаций могут быть физические и (или) юридические лица, если действующим законодательством не предусмотрено иное. Так, согласно п. 1 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Термин «граждане»" включает и иностранных граждан, однако существуют определенные ограничения.

Кроме того, в п. 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях содержится ряд ограничений, которые касаются как граждан, так и юридических лиц. Согласно указанному пункту 1.2 не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 21.07.14);

3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 29.12.12);

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

Государственные органы власти также обладают правом учреждать некоммерческие организации, однако есть ограничение этого права. Государственные органы власти могут создать некоммерческие организации только в форме публичного учреждения. [1]

По общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческая организация создается без ограничения срока действия. Данная норма является диспозитивной.

Для некоммерческих организаций характерно такое понятие, как целевой капитал.

В 2007 году вступил в действие Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (в ред. от 21.11.11). Предметом Закона N 275-ФЗ являются отношения, возникающие при формировании целевого капитала некоторыми некоммерческими организациями и осуществлении контроля за использованием дохода от целевого капитала. Закон также устанавливает особенности управления и деятельности некоммерческой организации - собственника целевого капитала при формировании целевого капитала и использовании дохода от целевого капитала.

Наличие целевого капитала у некоммерческих организаций помимо общей задачи повышения уровня их финансового благосостояния призвано также решить задачи, связанные с возможностью долгосрочного планирования их деятельности при наличии относительно постоянного источника финансирования.

В связи с принятием указанного Закона в России появились такие новые понятия для нашей юриспруденции, как «целевой капитал некоммерческой организации» и «некоммерческие организации - собственники целевого капитала». Целевой капитал некоммерческой организации (далее также - целевой капитал) определяется в Законе как сформированная за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть имущества некоммерческой организации, переданная некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом (ст. 2). Таким образом, основное назначение целевого капитала - это передача его в доверительное управление с целью получения дохода.

При этом согласно действующей редакции Закона N 275-ФЗ формирование и пополнение целевого капитала осуществляются только денежными средствами. Представляется, что это не совсем правильно. Перечень имущества, которое можно передавать для формирования целевого капитала, вполне можно расширить за счет недвижимости и ценных бумаг.

Указанный Закон предусмотрел особый порядок формирования целевого капитала. Юридическими основаниями для его формирования являются два юридических факта: заключение договора пожертвования и наследование по завещанию. Соответственно, должны учитываться особенности указанных юридических фактов. Однако нормы гражданского законодательства о дарении или о наследовании применяются с учетом особенностей, предусмотренных Законом.

Следует отметить, что полученные некоммерческой организацией пожертвования необязательно должны идти на пополнение целевого капитала. Согласно п. 2 ст. 1 Закона N 275-ФЗ полученные пожертвования могут идти и на другие нужды. Что касается наследования по завещанию как основания формирования целевого капитала, то не совсем понятно, нужно ли указывать в завещании, что денежные средства завещаны некоммерческой организации именно в качестве целевого капитала или же просто завещаны без указания цели. Очевидно, следует прийти к выводу, что в завещании должно быть указано, что завещанные денежные средства предназначены для целевого капитала. В противном случае некоммерческая организация не будет связана обязательством использовать унаследованное имущество в качестве целевого капитала. [2]

Некоммерческая организация - собственник целевого капитала определяется в Законе N 275-ФЗ как некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации (ст. 2). Таким образом, коммерческие организации, потребительские кооперативы, ассоциации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации и некоторые другие виды некоммерческих организаций исключены законодателем из числа потенциальных собственников целевого капитала. Нельзя не обратить внимание на противоречие указанной статьи и ст. 582 ГК, согласно которой пожертвования могут делаться любым некоммерческим организациям.

Таким образом, речь идет только о той части имущества некоммерческой организации, которая передается в доверительное управление исключительно с целью получения дополнительных источников финансирования для некоммерческой организации.

Договор доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, наряду со случаями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, прекращает действие вследствие:

1) приостановления действия выданной управляющей компании лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами или лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами либо аннулирования такой лицензии;

2) введения в отношении управляющей компании процедуры несостоятельности (банкротства) (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство).

Договор доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, прекращает действие со дня, когда управляющая компания узнала о принятии соответствующего решения, а в случае, если такое решение принимается судом, - со дня вступления такого решения в законную силу.

Некоммерческая организация - собственник целевого капитала в одностороннем порядке вправе отказаться от договора доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, в случае:

- несоблюдения управляющей компанией установленных настоящим Федеральным законом требований к порядку доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал;

- принятия решения о расформировании целевого капитала;

- в иных случаях, предусмотренных договором доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал.

Как и другие виды юридических лиц, некоммерческие юридические лица подлежат государственной регистрации. Сам акт государственной регистрации следует рассматривать как формальное закрепление гражданско-правового статуса некоммерческой организации, что, в свою очередь, дает ей возможность выступать в гражданском обороте. Кроме того, факт государственной регистрации имеет немаловажное практическое значение для некоторых некоммерческих организаций. В частности, в ряде случаев государственная регистрация некоммерческой организации необходима для того, чтобы иметь возможность получить какие-либо льготы, субсидии и др.

Государственная регистрация некоммерческой организации имеет немаловажное значение и для государственных органов, осуществляющих контроль за их деятельностью. В частности, она помогает установить единый механизм контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций законодательству и декларируемым целям.[3]

Только зарегистрированные общественные объединения получают возможность участвовать и в определенных публичных правоотношениях. Например, политические партии могут участвовать в избирательных кампаниях только после государственной регистрации, обязательность которой установлена п. 1 ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 07.05.13).

Однако необходимо отметить, что специфика основных целей деятельности некоммерческих организаций обусловливает возможность их создания без государственной регистрации в качестве юридического лица. Так, необязательно наличие прав юридического лица для общественных и религиозных объединений, а также профсоюзов и их объединений (ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 21.07.14); п. 1 ст. 7 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 22.10.14); п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 14.10.14). В силу п. 1 ст. 2 ГК незарегистрированная в качестве юридического лица некоммерческая организация не является участником гражданско-правовых отношений. Все юридически значимые действия в интересах такой организации осуществляют ее участники (члены) от собственного имени.

Следует отметить, что ранее по непонятной причине основополагающий нормативный акт - Закон о некоммерческих организациях не содержал специальной статьи, посвященной государственной регистрации некоммерческих организаций. С 18 апреля 2006 г. процедура регистрации некоммерческих организаций осуществляется по новым правилам, установленным Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ, внесшим соответствующие изменения в Закон о некоммерческих организациях. В соответствии с указанным Законом порядок их государственной регистрации предусмотрен вновь принятой ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях. [4]

Таким образом, государственная регистрация некоммерческих юридических лиц заключается в следующем. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом. Таковым органом согласно п. 1 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" является Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России). Согласно пп. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций. [5]

При этом формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 (в ред. от 30.05.13 N 454). А Приказом Минюста РФ от 3 августа 2009 г. N 244 (в ред. от 02.02.12 N 23117) утверждена форма свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.

Таким образом, путем взаимоотсылок к различным правовым актам можно прийти к выводу, что 1) решение о возможности государственной регистрации некоммерческих организаций принимает Минюст РФ; 2) сама регистрация некоммерческих организаций осуществляется Федеральной налоговой службой.

Однако этот специальный порядок только учитывает отдельные особенности указанных организаций и не колеблет общих принципов государственной регистрации некоммерческих организаций. Из этого следует, что в данном случае также решение о возможности государственной регистрации некоммерческих организаций принимает Минюст РФ, а сама регистрация осуществляется Федеральной налоговой службой.

Однако Законом о некоммерческих организациях регулируются не все виды некоммерческих организаций, и, следовательно, вышеуказанный порядок государственной регистрации на них не распространяется. В эту группу входят, например, потребительские кооперативы. Так, согласно ст. 8 Закона РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. от 02.07.13) потребительское общество считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном законодательством порядке. При этом под установленным законодательством порядком понимается порядок, предусмотренный Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Регистрирующим органом в данном случае является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, можно выделить общий порядок, который распространяется на коммерческие организации и на некоторые виды некоммерческих организаций, и специальный, который применяется в случаях, установленных Законом о некоммерческих организациях и другими правовыми актами, регулирующими деятельность отдельных некоммерческих организаций.

 

[1] Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ (в ред. от 04.10.14г.)

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

[2] О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: федеральный закон РФ от 30 декабря 2006. г. № 328-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2013. – 275.

[3] О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон РФ от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2014. – 129.

[4] О некоммерческих организациях: федеральный закон РФ от 12 января 1996. г. № 7-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 2014. – 7.- Ст. 3340; Ст. 1093; Ст. 3029.

[5] О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации: указ президента от 13 ноября 2012 г. № 1314// Собрание законодательства РФ. - 2014. – 1314.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (11.07.2017)
Просмотров: 194 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%