Бюджет находится в постоянном развитии, движении. Последовательную смену состояний, стадий развития можно определить как бюджетный процесс. При этом необходимо подчеркнуть, что последовательность стадий не носит чисто механический характер, а регулируется нормами бюджетного права, которые отражают последовательную смену стадий, цикличный характер, смену прав и обязанностей участников бюджетного процесса.
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетный процесс - это регламентированная законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
По мнению В.А. Парыгиной, А.А. Тедеева, под бюджетным процессом следует понимать деятельность следующего круга субъектов: органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса[1].
На сегодняшний день бюджетный процесс в Российской Федерации регламентирован в части 3 БК, в которой определены участники бюджетного процесса (участники бюджета на федеральном уровне), их полномочия; осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации, составление проектов бюджетов, рассмотрение и утверждение бюджетов.
Бюджетному процессу придается особое значение на федеральном уровне. Так, в частности, во исполнение бюджетных посланий Президента Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, с учетом одобренных Правительством Российской Федерации принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации, направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, была разработана Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах[2].
Особое значение при осуществлении бюджетного процесса придается на федеральном уровне органам местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 52 Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса.
Помимо временных рамок бюджетный цикл имеет пространственные рамки. На уровне Российской Федерации его пространственные рамки определяются территорией всего государства, на уровне субъектов Российской Федерации - территорией соответствующего субъекта Федерации, на уровне муниципальных образований - территорией соответствующего муниципального образования. Исходя из этого каждый субъект публичных финансов – в том числе каждое муниципальное образование - в целом осуществляет собственный бюджетный процесс.
К признакам бюджетного процесса муниципального образования следует отнести:
1. Сущность бюджетного процесса заключается в том, что он представляет собой разновидность государственного или местного управления. Управление - это процесс воздействия субъекта управления (управляющей системы) на объект управления (управляемой системы). В бюджетном процессе в качестве управляющей системы выступают законодательные (представительные) органы власти, а в качестве управляемой системы - исполнительные органы власти, а также получатели бюджетных средств.
2. Каждый субъект, управляющий публичными финансами, а именно: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - осуществляют собственный бюджетный процесс.
3. Бюджетный процесс, являясь управленческой деятельностью государства, отражает сущность и форму государства: является государство республикой или монархией по форме правления, федерацией или унитарным государством по форме государственного устройства, демократическим или недемократическим по политическому режиму.
4. Бюджетный процесс на уровне муниципальных образований также отражает сущность государственной и местной власти. Наличие права муниципальных образований на собственный бюджет свидетельствует о демократичности политического режима[3].
Проследить стадии бюджетного процесса муниципального образования представляется целесообразным на примере отдельного муниципального образования. Так, Положение о бюджетном процессе в Сладковском муниципальном районе, утвержденное Решением Думы Сладковского муниципального района от 26.03.2008 № 26 (далее - Положение о бюджетном процессе в Сладковском муниципальном районе)[4] принято в целях регулирования бюджетных правоотношений в Сладковском муниципальном районе, возникающих при составлении и рассмотрении, утверждении и исполнении местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, осуществлении муниципального финансового контроля, утверждении отчета об исполнении местного бюджета.
Данное Положение определяет круг участников бюджетного процесса, к которым относит: Думу муниципального района; Главу муниципального района; администрацию муниципального района; орган муниципального финансового контроля; главных администраторов (администраторов) доходов бюджета; главных администраторов (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; главных распорядители; распорядителей бюджетных средств; получателей бюджетных средств.
Подготовка и утверждение проекта местного бюджета. Решение о подготовке проекта местного бюджета муниципального образования, как правило, принимает его глава. Подготовку проекта местного бюджета осуществляет администрация муниципального образования.
Согласно п.п. 1 пункта 2.1 Положения о бюджетном процессе в Сладковском муниципальном районе местный бюджет утверждается на очередной финансовый год и плановый период. При этом Проект решения о местном бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета (п. 2 главы 2).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации составлению проекта местного бюджета муниципального образования предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития муниципального образования и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых администрация муниципального образования осуществляет подготовку проекта местного бюджета.
Работа по составлению проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период начинается не позднее чем за 9 месяцев до начала очередного финансового года (п.п. 1 п. 2.1 Положения о бюджетном процессе в Сладковском муниципальном районе).
Бюджет муниципального образования рассматривается и утверждается представительным органом по представлению главы муниципального образования. Проект местного бюджета муниципального образования предварительно рассматривается комиссией (комитетом) представительного органа муниципального образования, ведающей вопросами бюджета.
Администрация Сладковского муниципального района направляет в финансовый орган Тюменской области сведения, необходимые для составления проекта бюджета, в сроки, установленные финансовым органом области (подп. 1 п. 2.3 Положения о бюджетном процессе в Сладковском муниципальном районе)
Следует отметить, что бюджет Сладковского муниципального района на 2011 г. предварительно обсуждался на публичных слушаниях, назначенных по инициативе председателя Думы района В. Гурушкина.
На основании подп. 1 п. 3.1 Глава Сладковского муниципального района вносит проект решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в районную Думу не позднее 15 ноября текущего финансового года.
Одновременно с проектом местного бюджета Глава района предоставляет в Думу района следующие документы и материалы: пояснительную записку, в которой указываются основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период; предварительные итоги социально-экономического развития района за истекший период текущего периода финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития района за текущий финансовый год; прогноз социально-экономического развития района на очередной финансовый год и плановый период; прогноз основных характеристик консолидированного бюджета района на очередной финансовый год и плановый период; проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год и плановый период; оценку ожидаемого исполнения местного бюджета за текущий финансовый год.
Поступивший в Думу района проект решения о местном бюджете председатель Думы района направляет в комиссию по экономике и финансам для подготовки заключения о соответствии предоставленных документов и материалов требованиям статьи 7 Положения.
Согласно подп. 1 п. 3.1 Положения о бюджетном процессе в Сладковском муниципальном районе Дума Сладковского муниципального района рассматривает проект решения о бюджете в двух чтениях. Принятое Думой муниципального района решение о местном бюджете в 3-дневный срок направляется Главе района для опубликования в установленные сроки.
Настоящий бюджет Сладковского муниципального района был принят 29.11.2010 г. в зале заседаний администрации района на четырнадцатом заседании Думы Сладковского муниципального района третьего созыва. Следует отметить, что бюджет района разработан без дефицита и профицита. Общий объем доходов бюджета на 2011 год составил 320968 тысяч рублей, общий объем расходов - 320968 тысяч рублей[5].
Исполнение местного бюджета производится в соответствии с БК РФ. Исполнение местного бюджета муниципального образования обеспечивается его администрацией. Организация исполнения местного бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган администрации муниципального образования. Бюджет муниципального образования исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации. Руководитель финансового органа местной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Глава муниципального образования обязан периодически направлять в представительный орган информацию о ходе исполнения местного бюджета муниципального образования. Согласно подп. 1 п. 4.2. Положения о бюджетном процессе в Сладковском муниципальном районе Отчет об исполнении местного бюджета является ежеквартальным и годовым. Отчет составляется администрацией муниципального района на основании сводной бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и в соответствии с единой методологией бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
До начала рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета в представительном органе муниципального образования контрольным органом муниципального образования проводится внешняя проверка отчета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Объем, порядок, форма и способ указанной проверки, как правило, определяются положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе и положением о контрольном органе муниципального образования. Годовой отчет об исполнении местного бюджета подлежит утверждению представительным органом муниципального образования. Этот орган принимает решение по отчету об исполнении местного бюджета после получения результатов проверки указанного отчета, проведенной контрольным органом муниципального образования. Если в ходе проверки местного бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому решению о бюджете (в случае если не вводился режим сокращения и блокировки расходов), представительный орган муниципального образования имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении местного бюджета.
Годовой отчет об исполнении местного бюджета до его рассмотрения в Думе района подлежит внешней проверке (подп. 4.3 Положения о бюджетном процессе в Сладковском муниципальном районе)
На сегодняшний день в Сладковском муниципальном районе постановлением администрации района утвержден Отчет от 03.08.2011 № 793 за первое полугодие 2011 года[6]. В данном отчете утверждены источники финансирования дефицита бюджета, согласно Приложению № 5.
Таким образом, бюджетный процесс муниципального образования (на примере Сладковского муниципального района) в соответствии с основами бюджетного процесса проходит определенные стадии, регламентированные БК, иными федеральными нормативными правовыми актами, Законом Тюменской области "О бюджетном процессе в Тюменской области", иными Законами и нормативными правовыми актами Тюменской области, Уставом Сладковского муниципального района, соответствующим Положением о бюджетном процессе и другими нормативными правовыми актами муниципального района.
[1] Парыгина В.А., Тедеев А.А. Бюджетное право и процесс: Учебник. М.: Изд-во "Эксмо", 2005. С. 188.
[2] О мерах по повышению результативности бюджетных расходов (вместе с "Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах", "Планом мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах") // Российская газета. 2004. N 113.
[3] Тепляков Д.О. Понятие и сущность бюджетного процесса, муниципальный бюджетный процесс // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 23.
[4] Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Сладковском муниципальном районе: Решением Думы Сладковского муниципального района от 26.03.2008 № 26 // Трудовое знамя. 2008. № 28.
[5] О бюджете Сладковского муниципального района на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов: Решение Думы Сладковского муниципального района Тюменской области третьего созыва от 29.11.2010 № 99 // Трудовое знамя. 2011. № 6.
[6] Об утверждении отчета об исполнении бюджета Сладковского муниципального района за первое полугодие 2011 года: постановление администрации Сладковского муниципального района от 03.08.2011 г. № 793 // Трудовое знамя. 2011. № 65.
|