Понедельник, 25.11.2024, 23:24
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Исторический аспект развития законодательства о противодействии взяточничеству и коммерческому подкупу

Исторически вопрос противодействия коррупции в России стоит наиболее остро, а борьба со взяточничеством всегда была одной из самых актуальных проблем, так как коррупционные преступления тормозили политическое, социальное и экономическое развитие государства.

Такие преступления, в том числе в сфере бытовой коррупции, как взяточничество и подкуп были известны на всех этапах становления российского государства. Если в древней Руси коррупционные преступления обуславливались традициями общества в период становления государственности, то в XIV веке проблема взяточничества стала принимать угрожающие масштабы.

Впервые в законодательство было введено понятие взятки или, по терминологии того времени, посула: «А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику» (статья 4 Псковской Судной грамоты 1397 года). К середине XVII века в Московском государстве окончательно сформировалась система уголовно-правовых норм наказания за мздоимство, вымогательство и лихоимство.

Петром I в ходе проведения Губернской реформы и введения «Табеля о рангах» 1722 года была предпринята попытка противоборства коррупции путем усиления централизации власти и формирования профессиональной бюрократии. Но даже несмотря на самые жесткие виды наказаний, предпринятые Петром I меры были мало эффективны, лишь усилив коррумпированность государственного аппарата.

При Екатерине II борьба с коррупцией и взяточничеством являлась приоритетным направлением внутренней политики, был издан ряд уставов, но как итог, ситуация в государственном аппарате только ухудшилась по причине увеличения численности чиновников и роста фаворитизма.

Определенного успеха в борьбе с коррупцией достиг Николай I, в период правления которого был разработан целый Свод Законов, регулирующих ответственность за взяточничество.

Конец XIX – начало ХХ века был охарактеризован борьбой с коррупцией в сфере предпринимательства, как нового объекта обогащения для государственных чиновников. Помимо этого, рост взяточничества в России был связан с увеличением чиновничьего аппарата, военными заказами, различными сделками с недвижимостью и эксплуатацией участков с полезными ископаемыми. Вдобавок ко всему резкий скачок коррупционных преступлений произошел во время русско-японской войны и с началом Первой мировой войны.

Советский период российского государства охарактеризован резким увеличением числа чиновников, что привело к увеличению числа коррупционных преступлений: пропорционально числу чиновников возросло и число взяткополучателей. В этот период особо выделялась коррупция на бытовом уровне. От населения поступало много жалоб на сотрудников правоохранительных органов, вымогающих взятки за «закрытие глаз» на различные мелкие нарушения закона.

Особо остро данная проблема проявила себя в период гражданской войны. Советское руководство не осталось в стороне и приняло решительные меры по противоборству коррупционным преступлениям. 08 мая 1918 года был издан декрет СНК РСФСР «О взяточничестве», подписанный лично В.И. Лениным. По сути, это был первый советский закон о взяточничестве. Статья 1 устанавливала уголовную ответственность лиц, состоящих на государственной или общественной службе, виновных в получении взятки, в виде лишения свободы на срок не менее пяти лет, соединенным с принудительными работами на тот же срок.

Стоит отметить, что уже тогда декрет «О взяточничестве» имел обратную силу, однако, согласно ст. 6, от уголовного преследования освобождались те, кто дали взятку до издания декрета, но в течение трех месяцев со дня его издания заявили судебным властям об этом преступлении. Вызывает интерес также то, что был установлен лишь низший предел санкции. Таким образом, революционные трибуналы осуждали крупных взяточников как к длительным срокам лишения свободы, так и к расстрелу.

16 августа 1921 года СНК РСФСР принял новый декрет «О борьбе со взяточничеством», устанавливающий наказание для лиц, «которые, состоя на государственной, союзной или общественной службе, лично или через посредника получили или пытались получить в каком бы то ни было виде взятку за выполнение в интересах дающего взятку какого-либо действия, входящего в круг их служебных обязанностей».

Со вступления в силу Уголовного кодекса РСФСР 1922 года положения о взяточничестве остались практически без изменений, уточнив лишь, что взятка может быть получена не только за выполнение, но также и за невыполнение какого-либо действия в интересах дающего.

С образованием СССР и в период новой экономической политики был принят декрет, устанавливающий ответственность за простой и квалифицированный виды получения взятки. В 1926 году в РСФСР был принят новый Уголовный кодекс, который впервые установил, что субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. К тому же была установлена уголовная ответственность за дачу взятки. Следует отметить, что санкция за дачу взятки (лишение свободы на срок до пяти лет) превышает санкцию за простое получение взятки (лишение свободы на срок до двух лет), однако квалифицированный состав получения взятки повлечет за собой гораздо более строгие санкции.

Следующий виток усиления коррупции произошел в годы Великой Отечественной войны, хотя официально коррупция, как общественное явление, исчезла в условиях тоталитарного государства и была тщательно замаскирована от общественности. В попытках исправить недостатки прошлого законодатель серьезно усилил санкцию за взяточничество. Новый Уголовный кодекс РСФСР 1960 года предусматривал до пятнадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества, а получение взятки должностным лицом или в особо крупном размере каралось исключительной мерой наказания.

По-настоящему огромных масштабов коррупция достигла в период застоя, что в первую очередь было обусловлено снисходительным стилем руководства государством. При этом важно отметить, что высшие партийные чины были практически неприкосновенны, стояли вне рамок закона.

Последующий развал Советского Союза и переход к рыночной экономике привели к тому, что коррупция стала доминирующим элементом процесса приватизации. Российское государство, в некотором смысле, сделало круг в своем развитии: возродились административно-бюрократические методы управления с монополией всесильных губернаторов на местах. Возникла срочная необходимость проведения экономических и политических реформ, так как жизнедеятельность общества, ввиду расцвета коррупции, оказалась под угрозой.

В апреле 1992 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», которым впервые устанавливалась обязанность государственных чиновников при назначении на руководящую должность представлять декларации не только о доходах, но и о движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах финансового характера.

Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый в мае 1996 года, детализировал предмет взятки, объективную и субъективную сторону преступления, конкретизировал понятие взятки: «в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера». Кроме того, была установлена уголовная ответственность за коммерческий подкуп, которым признавалась незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым лицом служебным положением.

Исходя из определения, можно установить основные отличия между взяточничеством и коммерческим подкупом. Они заключаются в объекте и субъекте преступления. Объектом преступления при взяточничестве является правильная работа государственных организаций и органов власти различного уровня, а при коммерческом подкупе происходит посягательство на нормальную работу и интересы коммерческих и иных организаций. В свою очередь, при взяточничестве субъектом преступления являются должностные лица, в то время как при коммерческом подкупе ими признаются лица, которые выполняют управленческие функции в организации.

Таким образом, исторический обзор эволюционного развития российской коррупции и ее проявлений в различных формах показывает основные причины этой страшной национальной болезни и актуальность решительной борьбы с ней.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (11.07.2017)
Просмотров: 246 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%