«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», утвержденная указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, определяет коррупцию как одну из главных угроз общественной безопасности. В то же время Россия является участником международных антикоррупционных конвенций, а с 2007 года состоит в ГРЕКО (группа государств по борьбе с коррупцией). Указом Президента РФ от 01.04.16 № 147 был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, провозглашающий организацию научных междисциплинарных исследований законодательства РФ о противодействии коррупции и практики его применения в части, касающейся снижения уровня бытовой коррупции.
Из всего вышеперечисленного следует, что Россия вовлечена в процесс постоянного совершенствования системы противодействия коррупции, а в проведении указанных в Национальном плане противодействия коррупции исследований поставлена цель разработать четкую стратегию борьбы с проявлениями бытовой коррупции и приблизиться к ее полному искоренению.
Данные международные конвенции и нормативные акты влияют на формирование законодательной базы противодействия коррупции, важнейшим элементом которой является уголовный закон.
Согласно стратегии борьбы с проявлениями бытовой коррупции Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» был внесен ряд изменений в уголовное законодательство. Особого внимания достойны такие законодательные новеллы, как «мелкое взяточничество» и «мелкий коммерческий подкуп».
Помимо изменений в действующие нормы Уголовного кодекса РФ Федеральным законом № 324-ФЗ были введены статьи, предусматривающие уголовную ответственность за мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ) и мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ).
Выраженная в ст. 291.2 УК РФ норма объединяет в себе два состава преступления – получение взятки и дача взятки лично или через посредника, причем отличительным признаком мелкого взяточничества от составов, предусмотренных ст. 290 и ст. 291 УК РФ, является размер взятки – до 10 тыс. рублей. В пояснительной записке к проекту данного федерального закона было отмечено, что в период с 2012 по 2015 год превалировали уголовные дела, возбужденные по факту получения или дачи взятки, или коммерческого подкупа при сумме до 10 тыс. рублей. На первый взгляд такая дифференциация является целесообразной и соответствует принципам справедливости.
Действительно, если взглянуть на данные Судебного департамента при Верховном суде РФ за последние несколько лет подавляющее число лиц осуждено за взяточничество в небольших суммах, причем наибольшее число приговоров было вынесено за взяточничество в суммах, не превышающих 10 тыс. рублей. Для сравнения, в 2015 году на 3348 мелких взяточника приходилось всего 587 осужденных за взяточничество в значительном размере, а за взятку в особо крупном размере было осуждено всего 88 человек.
Инициатива по введению в уголовный закон составов о мелком взяточничестве и мелком коммерческом подкупе исходила от администрации Президента РФ. По мнению ее представителей, данная новелла обладает целым рядом положительных свойств. Во-первых, разграничение данных составов не позволит правоохранительным органам создавать видимость активного противодействия коррупции при подведении итогов работы и составлении статистики. Во-вторых, ввиду небольшой тяжести данного преступления, расследование уголовных дел было передано органам дознания, а подсудность закреплена за мировыми судьями, что должно способствовать упрощению и уменьшению сроков производства по уголовному делу, так как в основном такие дела рассматриваются в особом порядке судебного разбирательства. В-третьих, установление более мягких санкций по сравнению с прежней редакцией закона обеспечивает справедливую дифференциацию наказания, ведь взяточничество в крупном и особо крупном размере несет гораздо большую общественную опасность, чем мелкое взяточничество.
Многие исследователи акцентируют свое внимание на проблеме использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании. В частности, отмечается, что ввиду неполноты регламентации нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ действий оперативных сотрудников по проверке сообщения о преступлении, последние вынуждены руководствоваться другими законами и подзаконными актами. В этой связи, сведения, полученные при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий на стадии проверки, не отвечают признакам допустимых доказательств, и следователям приходится дублировать проведенные ранее действия в целях придания им доказательственного значения. Адвокаты, используя данную ситуацию, зачастую заявляют ходатайства о провокации взятки и признании доказательств недопустимыми.
Поэтому отделение составов мелкого взяточничества и мелкого коммерческого подкупа, а также изменение подведомственности производства по уголовным делам может служить побудительным мотивом для правоохранительных органов в выявлении и раскрытии фактов взяточничества в крупных и особо крупных размерах. Однако качество расследования, результатом которого станет осуждение виновных лиц, способны обеспечить, в первую очередь, полнота и непротиворечивость уголовно-процессуального законодательства.
|