Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций и форм их осуществления, представляющих собой качественные важнейшие характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.
Функции - это основные направления деятельности государства, обусловленные его главными задачами, назначением государства в обществе. Осуществление функций государства - это есть государственное управление, понимаемое в широком смысле, как разносторонняя деятельность всех органов государства.
В XX веке общество существенно изменилось, стало иным государство, возникли новые задачи, которых раньше не знала история. В результате изменились и функции государства. Характер этих изменений неодинаков. Некоторые изначально присущие государству функции сохранились (правоохранительная), другие, хотя и остались, но достижения научно- технической революции совершенно изменили методы их осуществления, часть функций приобрела иное содержание (функция поддержания миропорядка). Возникли новые функции, которые раньше были только в зародыше (социальная функция)[1].
В отечественной юридической литературе можно столкнуться с различными определениями понятия «функции государства», в частности насчитывается до полутора десятков определений этого понятия.
В переводе с латинского языка термин «функция» (Лтс1ю) означает исполнение, осуществление, то есть деятельность, работу. В энциклопедической литературе данный термин раскрывается обширнее. «Функция» рассматривается как «деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление какого-либо объекта в данной системе отношений; роль;
назначение»[2]; «отправление, деятельность: 1) обязанность, круг
•у
деятельности, 2) назначение, роль» и т.д. Разнообразие понятия «функции» обусловлено, спецификой сфер его применения, в пределах одной или нескольких, схожих по предметам, науках. Смысловое содержание такой категории, как «функция» должно быть единым.
По мнению В.И. Кремянского, «функция» представляет собой вид активной деятельности направленной или вообще целенаправленной деятельности биологических, социальных, технических систем или их частей[3]. Эту мысль более компактно, высказал В.Г. Афанасьев, который под «функцией» понимает целенаправленную, активную деятельность системы[4]. В.Д. Перевалов по этому поводу так же отмечает: «Функционировать - значит действовать, так как функция есть проявление жизнедеятельности любого объекта, отражение всеобщего движения в природе как способа существования материи»[5]. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин понятие «функция» использовали для характеристики различных общественных явлений, для обозначения способа проявления активности жизнедеятельности общественной системы и ее структурных элементов. К. Маркс отмечал: «Различные общественные функции суть меняющие друг друга способы жизнедеятельности»[6]. Применительно к государству данную идею он дополняет мыслью о том, что и государство должно рассматриваться как различная деятельность[7]. В.И. Ленин, пишет, что «Государство ни в коем случае не есть нечто инертное, оно всегда действует и действует очень энергично, всегда активно и никогда пассивно...»[8].
Понятие «функция» чаще использовалось в марксистской литературе для определения общего социального назначения государства[9], оно использовалось реже для характеристики различных сторон деятельности государства.
В советской юридической литературе положения, касающиеся функций государства, истолковывались различно, поскольку К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин в своих трудах не сделали специального анализа определения «функция государства», а употребляли это понятие в самых различных аспектах, используя многозначность термина «функция».
При выработке понятия «функция государства» особое внимание надо уделять фактору многозначности категории «функция», без учета которого невозможно дать полное определение этого явления.
Что же касается зарубежной юридической науки, то вопрос о функциях государства практически не рассматривался, в основном говорилось о целях и задачах государства. В отечественной юридической науке вопросы, касающиеся функций государства постоянно находятся в центре особого внимания, данной проблеме посвящен ряд фундаментальных исследований.
В настоящее время появилась необходимость определить и такое понятие, как «функции постсоциалистического государства».
Чтобы дать понятие «функции постсоциалистического государства» (государства переходного типа) необходимо проанализировать некоторые из высказанных положений по вопросу о понятии функции государства.
Представляют интерес для рассмотрения функции государства «как его социального назначения внутри и вне страны»[10]. Однако эта позиция вызывает возражение, так как социальное назначение и функции государства - явления не совпадающие, хотя соотносимые и тесно взаимосвязанные. Как известно, социальное назначение государства определяет деятельность государства в достижении его высшей цели и тем самым определяет общую направленность в деятельности всех государственных органов. Данная деятельность, носящая объективный характер, конкретизируется в функциях государства, что означает тот факт, что социальное назначение - это объективный, заранее предполагаемый, проектируемый результат, на достижение которого направлена вся его деятельность (функции) .
Некоторыми правоведами под функцией государства понимается «не направления, а части его деятельности, из которых слагается вся государственная работа». Сторонники данной точки зрения указывают на то, что «именно практическая деятельность государственного аппарата дает представление о функциях государства...», тогда как термин «направление легко отождествить с задачами»[11]. Положительная сторона такого подхода заключается в стремлении рассматривать функции государства в теснейшей взаимосвязи с его практической деятельностью. И все же с ним трудно согласиться, потому что, в конечном счете, он ведет к растворению функций государства в его многообразной деятельности. Дробление ее на части может оказаться бесконечным. Но далеко не всякая деятельность (часть деятельности) государства соответствует понятию его функции. Функция обладает особыми, присущими ей, свойствами, определенными признаками. Кроме того, сама постановка вопроса о функциях государства как частях его деятельности в какой-то степени связана со смешением этой категории с понятием «функции отдельных органов»[12].
Неполным для определения понятия «функция государства» является и предложение рассматривать функцию государства «как предметно- политическую характеристику деятельности государства»[13]. В теории права и государства имеются и многие другие понятия (тип, форма, механизм, историческая роль, задача и т. п.), которые содержат предметно- политическую характеристику деятельности государства. Хотя некоторые авторы убеждены, что именно такое определение функции удачно вписывается в системные представления о государстве[14].
Отличающейся от рассматриваемых точек зрения мнение по вопросу понятия «функции государства» высказали в своих работах Л.И. Каск и Л.В. Николаева. С позиции их подхода к определению этой категории «под функцией государства следует понимать его цель»[15]. Они утверждают, что «функциями государства могут быть призваны только его конечные цели, которые остаются неизменными на всем протяжении существования государственности или, во всяком случае, на протяжении существования государства определенного исторического типа»[16].
Проведенное Л.И. Каском и Л.В. Николаевой на основе анализа обширной литературы исследование категории «цель», соотносящее ее с функциями государства, заслуживает внимания. Тем не менее, сложно согласиться с попыткой отождествления ее с понятием «функция государства». Естественно, понятие «функции государства», наряду с его сущностью и служебной ролью выражает также цель государства, но при всем значении этого компонента не идентична ей. Отождествление функции государства с его целью ориентирует на рассмотрение функций государства в отрыве от его функционирования, от составляющей сердцевину содержания функций целенаправленной деятельности государства.
Поддается критике и утверждение, что функции государства — это не цель, а «определенная система целей»[17]. В отечественной юридической литературе по данному поводу сделан обоснованный вывод о том, что цели государства определяют систему его функций, но это не означает их тождества.
В связи с анализом понятия функций государства, был проведен удачный критический разбор различных точек зрения по этой проблематики А.П. Глебовым, который определяет функции государства как «социально- классовое назначение государства, реализующееся в целенаправленном воздействии государства на общественные отношения (объекты функций)»[18]. М.И. Байтин подметил, что это определение не лишено недостатков, несмотря на интересную идею, заложенную в нем, ибо в своей первой части оно производит отождествление функций государства с его социальным назначением, а во второй - оно по существу сближается с пониманием функции как определенных направлений и сторон деятельности государства[19].
Широкое распространение в научной юридической литературе получило толкование функций государства как направлений его деятельности. Функции, как отмечает М.И. Пискотин, - это направления необходимой деятельности государства, обусловленной объективными потребностями общественной жизни, с точки зрения ее внутренних и внешних задач[20].
В.В. Лазарев рассматривает функции государства как «основные направления его деятельности, определенная работа, показывающая на роль и значение данной организации; круг его деятельности, осуществляемой по
л
установленной в законе или договоре обязанности» . В учебнике В.В. Лазарева функция государства определяется как «главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе»[21].
Л.А. Морозова под функциями государства понимает «основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов»[22]. Автор мотивирует это тем, что, осуществляя определенные функции в тех или иных сферах общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние процессов происходящих в жизни общества.
В.Н. Хропашок трактует функции государства как «основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государственного управления обществом»[23].
Н.Б. Пахаленко утверждает, функция государства - это «необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач»[24].
Н.В. Черноголовкин, утверждает, что под функциями понимается как «направление, так и стороны деятельности государства по решению исторических задач, стоящих перед государством на главных этапах его развития" . В этом понятии разграничены, во-первых, возможность государства к определенной деятельности, то есть объективно необходимое направление деятельности; во-вторых, активная реализация данной возможности, то есть стороны в практической деятельности государства.
Л.И. Загайнов пишет, что «функции государства, являясь сторонами и направлениями его деятельности, есть в то же время совокупность средств решения задач и достижения целей государства, практического воплощения в жизнь его социального назначения, а, следовательно, и его классовой сущности»[25].
М.И. Байтин считает, что функции государства это «направления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи, цели, закономерности развития»[26].
Понимание функции государства «как направления и стороны его деятельности» с точки зрения объема данного понятия, можно признать правильным. Однако и такое понимание остается расплывчатым, поскольку, как правило, возможно, и не проводить достаточно четкого различия между «направление» и «стороной» государственной деятельности, а в указанные понятия вкладывать одинаковый смысл[27].
Некоторые правоведы включают в это определение дополнительные элементы. Авторы учебника «Теория государства и права» А.Б. Венгеров, JI.A. Морозова, Т.Н. Кленцова пришли к выводу о том, что функции государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы»[28].
По иному трактует понятие функции государства Л.И. Спиридонов: «Функции государства - основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела, содержание которых задано характером исторически определенного общества»[29].
Различие точек зрения на понятие «функция государства» обусловлено в первую очередь тем, что при выработке того или иного понятия невозможно отразить в его определении все специфические свойства и стороны этого явления. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению данной проблемы.
Необходимо согласиться с высказываниехМ М.И. Байтииа[30], что задача общей теории государства и права состоит не в углублении расхождений в выяснении понятий «функции государства», а в дальнейших поисках путей сближения взглядов, в обобщении и использовании наиболее рационального, что внесено в научную разработку теории функций государства.
Вопрос о функциях социалистического государства можно рассматривать в двух аспектах. В одном случае речь идет о характере деятельности органов государства определенного вида и о специфическом разделении труда в области государственного руководства социалистическим обществом. С этой точки зрения можно говорить о том, что высшие представительные государственные органы выполняли, помимо прочего, законодательные функции. Органы государственного управления призваны были организовывать практическое осуществление того, что установлено в качестве закона. Суд и прокуратура обеспечивали правопорядок.
Содержательным оказывается другой аспект проблемы функций социалистического государства. Функции государства тут трактуются как основные направления деятельности всех его органов. В этом случае функции предопределены задачами, которые решало социалистическое государство на том или другом этапе своего развития. Так понимаемые функции социалистического государства вытекают из его сущности и роли в совершенствовании общественных отношений, в их постепенном преобразовании в коммунистические отношения. В отличие от функций государственных органов, связанных с характером их деятельности, такие функции принято было именовать основными функциями социалистического государства.
Социалистическое государство, по мнению ученых, советского времени выполняло следующие внутренние функции:
1.Хозяйственно-организационная работа, которая приобретала в то время особое значение, и разворачивалась с оптимальной интенсивностью.
Культурно-воспитательная работа, значение которой трудно переоценить, и от состояния которой во многом зависила эффективность социалистического производства.
Функция охраны социалистической собственности, правопорядка, прав и свобод граждан, которая служила важным средством обеспечения успешности хозяйственного и культурного строительства.
Функция подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов.
Функция охраны социалистического правопорядка[31].
Внешние функции социалистического государства выражали все содержание его внешней политики, деятельности как субъекта международной жизни[32]. Целью внешней политики советского государства являлось: обеспечение благоприятных международных условий для построения социализма и коммунизма; укрепление единства и сплоченности социалистических стран, их дружбы и сотрудничества; поддержание национально-освободительного движения и развития сотрудничества с освободившимися государствами; последовательное осуществление принципа мирного сосуществования государств с различным социально- политическим строем; решительный отпор агрессивным силам империализма; защита мира и избавление человечества от войны . Основными внешними функциями социалистического государства являлись:
1. Функция обороны от нападения извне.
Функция борьбы за мирное сосуществование стран с различными социально - экономическими системами.
Функция братского сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма.
4. Функция сотрудничества с развивающимися странами и оказания поддержки национально - освободительному движению[33].
Социально - классовое назначение, функций социалистического государства как формы организации общества заключалось в том, чтобы в условиях классового общества обеспечить «производство и воспроизводство
'у
непосредственной жизни» , которые включают в себя, во - первых, производство средств существования и необходимых для этого орудий и, во - вторых, воспроизводство самого общества[34].
С развитием общества и различными изменениями в нем, перехода от одного политического режима к другому меняются и функции государства, появляются новые и отмирают старые.
Функция постсоциалистического государства - это объективно необходимое, целенаправленное ведущее направление государственной деятельности, реализуемое в решении наиболее важных общественных задач, в период перехода от одного типа государства к другому типу.
М.Н. Марченко, определяет функции государства на современном этапе, как «основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение»[35].
В этом определении он выделил наиболее существенные признаки функций современного государства, с которыми можно согласиться.
1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется его разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.
Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
В виду того, что государство реализует множество функций, содержание которых весьма различно, необходима их научная классификация. Проанализируем некоторые критерии такой классификации.
Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует, в процессе своей деятельности; во-первых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, то есть целенаправленного практического воздействия государства на определенную сферу схожих между собой, однородных отношений[36].
Всякую государственную функцию - социальную, налогообложения и взимания налогов, сотрудничества и укрепления связей с другими странами и т.д. можно отграничить от иных функций государства.
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни - внутренней или внешней - осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат - внутриполитических или внешнеполитических, они подразделяются на внутренние и внешние.
В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции: политическая; идеологическая; экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; экологическая; налогообложения и взимания налогов; охраны прав и свобод граждан, прав собственности и правопорядка.
Политическая функция. Внутренняя политика, проводимая в ельцинский период, привела к резкому ослаблению власти центра, разрушению вертикали исполнительной власти, росту сепаратистских тенденций, особенно в ряде республик, входящих в состав России. Меры принятые новым Президентом страны (создание федеральных округов, приведение законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральными законами, изменение состава Совета Федерации и др.), привели в определенной степени к политической стабилизации, укреплению власти центральных органов, восстановлению целостности исполнительной власти1.
Идеологическая функция. В результате перехода большинства средств массовой информации в руки частных компаний возможности государства влиять на формирование идеологии населения в определенной степени снизились. Это стало одной из причин идеологической и политической разобщенности населения, отсутствия объединительной национальной идеи, без чего трудно ожидать существенных сдвигов в развитии общества. Такой идеей, которая может объединить основную массу населения, стала идея патриотизма, служения интересам Родины. При этом она не навязывается населению в качестве государственной идеологии, а реально соответствует менталитету нашего народа и поддерживается государством[37].
В экономической функции наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В основе данной функции государства лежит жизненно необходимая реальная рыночная реформа, призванная коренным образом трансформировать экономический механизм постсоциалистической России.
На современном этапе экономическая функция охватывает такие направления государственной деятельности, как структурная перестройка российской экономики, при которой будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку; преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для Российского государства производств; демонополизация производства; реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства; целенаправленная инвестиционная политика; отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынках; реформа экономического механизма аграрного сектора и прежде всего обеспечение права частной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции и торможение роста цен; приостановка спада производства; формирование современной системы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка и т.д.
За истекшие несколько лет уже обосновались некоторые значительные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право частной собственности, работающие рынки товаров и услуг[38]. Хотя возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования совместного с рыночными механизмами. Здесь заключается главная особенность экономической функции современного Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой.
Социальная функция России в переходный период проистекает из положения ст.7 Конституции РФ о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Осуществление этой функции государства в России на данный момент еще не отвечает предъявляемым требованиям. Это видно из задержек заработной платы, пенсий пособий, девальвации рубля и роста цен. Происходит снижение жизненного уровня населения, увеличивается число граждан, чьи доходы меньше среднего прожиточного минимума. Ликвидация такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на нормальную жизнь, - основная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.
Наиболее важные стороны социальной функции государства составляют смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как нищета, углубление социального неравенства, рост безработицы; стабилизация уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения современной России.
Функция развития культуры, науки и образования заменила прежнюю культурно-воспитательную функцию со свойственным ей доминированием монопольной государственной идеологии. На данный момент функция развития культуры, науки и образования основывается на признании Конституцией Российской Федерации (ст. 13) идеологического многообразия, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В ст.44 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охраняется законом интеллектуальная собственность.
Присутствующие в осуществлении данной функции государства определенные затруднения и значительные упущения, связаны, в основном, с недостаточным выделением средств на развитие культуры, науки, образования из бюджета государства постсоветской России.
Объективным фактором, вызывающим необходимость такой функции государства, как функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов, является развитие научно-технической революции и ее последствия для человека. Научно техническая революция вызывает разного рода негативные последствия в экологических системах; ведет к загрязнению воздуха и водных источников, повышенной радиации, создает угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни людей. Проблема экологии, сейчас выходит на первый план не только в пределах отдельного государства, но и в глобальном, международном уровне. С помощью законодательства, Российское постсоциалистическое государство, устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.
В новый период развития России в силу возрастания роли, значительного расширения объема и усложнения содержания функция налогообложения и взимания налогов, будучи тесно связана с экономической, выделилась в самостоятельную основную функцию государства. Содержание данной функции составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета, как федерального, так и субъектов Российской Федерации, а также муниципального бюджета за счет всех видов налогов, в том числе налогов на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан, а также за счет предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.
Сегодняшняя нестабильность в экономике с особой остротой поставила задачу оптимального сбора налогов в казну Российского постсоциалистического государства. Одновременно с этим, по мере стабилизации обстановки, все полнее и целенаправленнее должно проявлять себя и такое важное назначение налоговой функции, как ее регулирующее воздействие на современную экономику[39].
В современных условиях значительные изменения в развитии претерпели каждый из неразрывно связанных между собой составных компонентов содержания функции охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности,правопорядка.
Конституция Российской Федерации 1993 года (статья 2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Охрана и развитие политических, экономических, социальных, культурных, личных прав и свобод граждан составляют смысл деятельности всех законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.
Новизна в содержании этой функции состоит в том, что, согласно статье 8 Конституции РФ, «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
В переходный период в России возросло значение охраны правопорядка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреждение, сокращение правонарушений. В данный момент предприняты меры по концентрации усилий государства в этом направлении, подготовлена Федеральная программа борьбы с преступностью на ближайшее время.
Анализ функций государства, связанный с раскрытием его общечеловеческой и классовой сущности и социального назначения, с предметной характеристикой его деятельности, необходимым образом включает в себя рассмотрение не только внутренних функций государства, но и внешних.
В связи с тем, что в течение последнего времени изменились не только Россия, но и весь мир в целом. Существенные изменения претерпели внешние функции Российского государства. Некоторые из них уже не действуют (функция сотрудничества с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам и народам), другие успешно развиваются (функция обороны страны, борьбы за мир), третьи - являются новыми (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику).
Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспечение безопасности страны, благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ - таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Оно осуществляет следующие функции: оборону страны; обеспечения мира и поддержание мирового порядка; сотрудничество и укрепление связей с другими странами СНГ; интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.
У России еще немало внешнеполитических проблем, несмотря на улучшение международной обстановки. Сохраняется возможность неблагоприятных для нее геополитических изменений, в первую очередь связанных с возможностью дальнейшего расширения НАТО на Восток. Не исчезли очаги локальных конфликтов у российских границ. Настораживают и имевшиеся в последнее время факты вмешательства США в союзе с некоторыми партнерами по НАТО в одностороннем порядке, в обход Совета Безопасности ООН, во внутренние дела других государств, включая применение военной силы.
Соответственно, одно нз важнейших направлений внешнеполитической деятельности Российского государства - обеспечение его военной безопасности[40].
Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными соглашениями.
Основными приоритетами, при реализации функции государства по обеспечению мира и поддержания мирового порядка - является недопущение новой глобальной войны, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области.
Российское государство все более уверенно занимает принадлежащее ей по праву место в мировой политике. Важным событием стало ее принятие в Совет Европы.
Функция сотрудничества и укрепления связей с другими странами СНГ - это новая функция Российского государства возникла в связи с тем, что с образованием Содружества Независимых Государств отношения с новыми, независимыми государствами на границах Российской Федерации, всемерное развитие СНГ поставлены во главу угла внешней политики России.
Осуществляя функцию сотрудничества и укрепления связей с другими странами СНГ, Российское государство выступает за укрепление содружества, прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка Содружества Независимых Государств, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего Союза Советских
Социалистических Республик международно признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и защиты переселенцев, создания единого информационного пространства и др.
Что же касается такой функции государства, как интеграция в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем, то в самостоятельную основную функцию данное направление деятельности Российского государства выделилось лишь в последний период его развития.
Новый характер международных связей открыл благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России переходного типа в области экономики, торговли, бизнеса, научно- технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику.
«Изменение в содержании внутренних и внешних функций государства, - пишет В.М. Чхиквадзе, находит последовательное отражение в формах их осуществления»[41].
Функции государства не могут существовать вне соответствующей формы. Воздействие государства на определенные виды и группы однородных общественных отношений осуществляется в соответствующих как правовых, так и не правовых формах.
Как было отмечено Л.И. Каском, вопросы форм осуществления функций государства имеют для науки большее значение, нежели им принято придавать[42].
Вопрос о классификации форм осуществления государственных функций был предметом дискуссий еще в 50-60-х годах прошлого века. При относительном единстве в понимании форм государственной деятельности в юридической литературе отсутствует единая их классификация. В связи с этим отчетливо обнаруживается тенденция к увеличению в более поздних публикациях числа форм осуществления государственных функций и соответственно усложнению их классификации. Данная тенденция не является случайной, она является прямым результатом развития всей государственности, в частности, усложнения государственной деятельности по масштабности и содержанию задач и функций, всестороннего развертывания демократии, возрастания роли правительственных органов всех звеньев и т.д.
В юридической литературе в качестве специфических признаков форм осуществления функций государства как деятельности его механизма назывались: 1) назначение или цель определенного вида государственной деятельности; 2) организация органов, выполняющих эту деятельность; 3) способы ее проведения1.
H.A. Волков, намечая основные линии отграничения одной формы государственной деятельности от другой, относил к их числу назначение органа, характер осуществления и объем государственно-властных прав, роль данной формы в деятельности государства как единого целого .
Г.И. Петров специфическими признаками формы государственной деятельности считает: специфичность цели деятельности; специфичность организации органа, ее осуществляющего; специфичность способов деятельности этих органов. Под видами, или формами государственной, отмечает он, понимаются «части единой деятельности по осуществлению функций государства, различающиеся своим конкретным назначением, а, следовательно, организацией их осуществляющих органов и специфическими способами осуществления»3.
1 См: Копейчиков В.В. Механизм Советского государства. - М., 1968.С.72- 73; Петров Г.И. Сущность советского административного права. —Л., 1979. СЛ.
См: Волков H.A. Органы советского государственного управления в современный период. - Казань. 1962. С.5-7. 3 См: Петров Г.И. Указ. раб. С.5-7.
Ill
Функции постсоциалистического государства непосредственно выполняются всеми основными звеньями государственного механизма, всей системой органов государства. Следовательно, специфика организации и структуры органов данного вида, занимаемое ими место в системе механизма государства органически связаны с формами их деятельности. Как формы государственной деятельности, так и структура органов, осуществляющих эту деятельность, подчинены задачам наиболее успешного проведения основных функций современного государства и зависят от содержания последних.
В отечественной теории государства и права между понятиями функции государства и форм их реализации обычно проводится отчетливое разграничение. В юридической литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфика видов государственной деятельности в отличии от деятельности негосударственных организаций; во- вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность всех, многих или нескольких органов государства, посредством которой осуществляются его функции[43].
Что касается первого варианта классификации, то он строится на основе системы органов государства и особенностей организации деятельности основных звеньев государственного механизма. Критерием служит однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Такой подход содействует изучению специфических видов деятельности отдельных групп органов государства в соответствии с их задачами и компетенцией и дает возможность для их совершенствования.
При таком подходе к классификации форм осуществления государственных функции разными авторами даются различные варианты классификации.
Многие правоведы выделяют пять форм. Г.И. Петров называет: полновластную деятельность по осуществлению общегосударственного и местного руководства, президентскую, управленческую (исполнительная и распорядительная, административная), судебную и прокурорскую деятельность[44]. В.Ф. Котов выделяет осуществление: высшей государственной власти, государственного управления, местной государственной власти, правосудия, прокурорского надзора[45]. Схожую точку зрения разделяют целый ряд ученых - H.A. Волков, И.Н. Пахомов, Ц.А. Ямпольская[46].
Некоторые ученые указывают на четыре таких формы. Например, И.Н. Анапов и Д.А. Керимов различают: законодательную, исполнительно- распорядительную, правосудие (суды) и прокурорский надзор (прокуратура)[47]; А.И. Денисов пишет о законодательной, деятельности по управлению, судебной, в области надзора за законностью[48].
Ряд авторов полагают, что их три. С.А. Голунский, М.С. Строгович, И.И. Евтихиев, В.А. Власов, С.С. Студеникин выделяют законодательную, управление и правосудие[49].
Немного своеобразно, вопрос о формах осуществления функций государства решает И.Д. Левин. Он считает, что основными формами деятельности государства является осуществление высшей и подчиненной власти, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на формы: первая - на осуществление конституционной и подконституционной власти; вторая - на исполнительно- распорядительную деятельность, осуществление местной власти и судебную деятельность .
В современных научных работах данная проблема рассматривается применительно не к формам деятельности государства, а к видам государственных органов. При этом в большинстве работ как по теории государства и права, так и по конституционному праву выделяются три вида государственных органов (законодательные, исполнительные, судебные) . При этом многие авторы исходят из положений Конституции Российской Федерации, в которой выделены указанные ветви власти, а положения о прокуратуре включены в главу 7 «Судебная власть».
Нельзя, однако, не видеть различий между функциями суда и прокуратуры. Прокуратура обладает широкими полномочиями в сфере надзора за законностью в деятельности различных органов государства[50]. На наш взгляд представляется наиболее целесообразным в качестве основных форм осуществления деятельности государства выделить следующие четыре формы деятельности: законодательную; управленческую
(административную, исполнительную, распорядительную); судебную; контрольно-надзорную.
Законодательная деятельность. Данный вид деятельности заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами. Согласно Конституции Российской Федерации (ст.94) правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание - парламент России.
Управленческая (административная, исполнительная или распорядительная) деятельность. Представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную, конкретную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функции государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.
Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны (Конституционным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и поднадзорными ему арбитражными судами). Эта деятельность связана с рассмотрением и разрешением судами в установленном законом порядке гражданских, уголовных и других юридически значимых дел и споров.
Контрольно-надзорная деятельность это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за соблюдением законов.
Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
Все из перечисленных форм с характерными для них свойствами, способами и средствами служат целям реализации функций государства.
Как практическое, так и научное значение этой классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей. Эту классификацию можно продолжить применительно и к другим группам органов и их структурным подразделениям. Такой подход позволяет глубже и конкретнее определить роль и задачи различных групп государственных органов и каждого из них в отдельности в области государственного руководства обществом, сообразно этому найти оптимальные варианты их формирования и структуры, конкретные приемы и методы их работы и т.п.
Вместе с изложенной в юридической науке, получила распространение имеющая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Данная функция служит выяснению того, как реализуются задачи, каким образом государство использует право для выполнения своих целей. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая (организационная) или как представляется более целесообразным ее называть, - неправовая деятельность[51].
Впервые такой взгляд, связанный с новым решением вопроса о формах осуществления функций советского государства, был сформулирован в лекционном курсе по теории государства и права, прочитанном профессором Н.Г. Александровым в 1949-1950гг. в Московском юридическом институте. Он предложил различать две основные формы деятельности органов государства по осуществлению его функций: юридическую (связанную с изданием различных правовых актов) и фактическую. Юридическую он подразделял на нормотворческую, управленческую и юрисдикционную (правоохранительную)[52].
Разграничение форм осуществления функций государства на правовые и неправовые (организационные) не означает отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы переходного государства всегда являются организационными, хотя далеко не все организационные формы - правовыми. К правовым относятся те из них, которые связаны с изданием правовых (нормативных и иных) актов и влекут юридические последствия. Этим и вызывается потребность в разграничении форм осуществления функций государства на правовые и неправовые. И.С. Самощенко пишет, «под правовыми формами осуществления функций государства - понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность органов государства по руководству обществом путем издания правовых актов» .
Главенствующая роль правовой формы непосредственно определяет: 1) соотношением государства и права[53]. Связь с государством одна из главных, определяющих черт права, раскрывающая многие закономерности его формирования и развития. Точка зрения В.И. Ленина о том, что воля, если она государственная, должна быть выражена как закон, установленный властью; иначе слово «воля» - пустое сотрясение воздуха пустым звуком»[54]. 2) Эта связь определяется регулирующей ролью права, здесь проявляется активность права в жизни общества. Право, как отмечает С.С. Алексеев - «не просто элемент классового общества, как целостного социального организма, не просто часть надстройки над экономическим базисом, но и активный элемент, активная часть, образующая в рамках данного общества ведущее звено всей системы социального нормативного регулирования»[55]. 3) Связь с государством предопределяется социальной ценностью права, как высоко эффективного регулятора общественных отношений[56]. На данный момент в обществе нет альтернативы праву, как такому регулятору. Благодаря лишь только праву, социальная жизнь приобретает устойчивый, организационный характер. 4) Право является средством или, как утверждает С.С. Алексеев, прямым выражением социального прогресса[57].
Чаще всего, к правовым формам осуществления функций государства относятся: - правотворческая деятельность; - правоисполнительная (оперативно-исполнительная) деятельность; - правоохранительная деятельность[58].
Некоторые авторы в развитии этой классификации предлагают различать правотворческую и правоприменительную деятельность. Правоприменительную деятельность подразделяют на оперативно- исполнительную и правоохранительную[59].
Необходимо отметить, что во взглядах ученых, сторонников выделения правовых форм осуществления функций государства, имеются некоторые особенности. Профессор A.B. Мицкевич добавил к этому ряду контрольно- надзорную деятельность компетентных органов[60]. С.С. Алексеев различает в качестве основных правовых видов деятельности государства: правотворческую; правоисполнительную; правообеспечительную, подразделяемую на организационную, контрольно-надзорную и правоохранительную[61]. В.М. Горшенев предложил выделить правотворческую, правоприменительную, учредительную и контрольную деятельность[62].
Правотворческая деятельность представляет собой форму осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения, отмены юридических норм. Важнейшей составной частью, является ядро правотворчества (нормотворчества) - законодательная деятельность.
Правоприменительная деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права.
Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с ежедневным решением различных вопросов управления делами общества властную исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Правоохранительная деятельность - это, прежде всего, форма осуществления функций государства по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.
Выделение в качестве особой правовой формы правоприменительной деятельности органов государственной власти имеет определенный научно- практический смысл, так как тем самым подчеркивается не только особенное, но и то общее, что объединяет оперативно-исполнительную и правоохранительную деятельность в отличие от правотворческой (нормотворческой) деятельности государства1.
Государство возникло в связи с объективной потребностью общества в этом политическом институте. Оно и сейчас продолжает служить двум главным извечным целям: выполнению «общих дел» и упорядочиванию отношений в обществе.
Эти главные цели осуществляются путем решения сравнительно частных по отношению к ним, но иногда весьма долговременных задач и выполнению соответствующих им функций, неодинаковых на разных этапах развития государства.
Любое государство в независимости от происходящих в нем перемен осуществляет четыре основные функции (политическая, экономическая, социальная, идеологическая), но в процессе происходящих в нем изменений появляются и новые (экологическая, решения глобальных проблем и др.). Постсоциалистическое государство выполняет специфические функции: реформирование политической, экономической, социальной, идеологической систем.
Рассматривая в данном параграфе функции постсоциалистического государства, а также формы их реализации можно выявить и проследить те изменения, которые произошли в переходный период.
В процессе исторического развития Российского государства в его функциях происходят значительные изменения: одни из них отпадают, другие углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи появляются или зарождаются. Но во всех случаях они определяются свойственными определенной исторической эпохе, определенному периоду в жизни государства экономической и социально - классовой структурами общества, сущностью государства и его социальным назначением.
[1] См: Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С.199; 416.
[2] См: Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. З-е.-М., 1984. С.1430. См: Краткий словарь иностранных слов/ Сост. С.М. Локшина. Изд. 3-е.- М.,
[3] См: Синтез знания и проблемы управления/ Отв. Ред. А.Д. Урсун, Г.И. Русавин.-М., 1978. С.149.
[4] См: Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М., 1980. С.132.
[5] См: Перевалов В.Д. ВЛКСМ в политической системе развитого социализма (политико-правовые основы деятельности).- Красноярск, 1985. С.58.
[6] См: Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга 1: Процесс производства капитала// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23. С.499.
[7] См: Маркс К. К критике гегелевской философии права// Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Изд.2-е. Т.1. С.234.
См: Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге П. Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе). По поводу книги П. Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России».- СПб, 1864.// Полн. Собр. соч.2-е изд.Т.1. С.389.
[9] См: Маркс К. Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия»// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд. Т. 18. С.616-617; Энгельс Ф. К смерти Карла Маркса// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е изд. Т.19. С.359-360; Ленин В.И. Крах П Интернационала// Полн. Собр. соч. Т.26.С.237.
[10] См: Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства// Советское государство и право. 1956. №3. С.81; Он же. Общая теория советского права. - М., 1966.С.48.
[11] См: Манохин В.М. Советское административное право: Курс лекций. Вып. 1.-Часть общая. - Саратов, 1968. С.4.
[12] См: Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства. Дисс... к.ю.н. М., 2002. С.91.
л
См: Денисов А.И. Сущность и формы государства. - М., 1960.С. 10; Он же. Советское государство. Возникновение, развитие, сущность и функции. - М.,1967.С.133; Теория государства и права/ Под ред. А.И. Денисова. - М., 1967. С.67.
[14] См: Нормантас A.A. Общенародное государство: становление, сущность, функции: Автореф. дис... к.ю.н. - М., 1982. С.2-6.
[15] См: Каск Л.И., Николаева Л.В. О некоторых вопросах понятия функций государства// Вестник Ленинградского ун-та. №11. Экономика, философия, право. Вып. 2.-Л., 1974. С. 105.
[16] См: Там же. С. 107-108.
[17] См: Теория государства и права. Учебник. 2-е изд. перераб. И доп./ Отв. Ред. А.И. Королев, Л.С. Явич. -Л., 1987. С.232.
См: Глебов А.П. Понятие и структура функций социалистического государства (пособие по спецкурсу «Проблемы теории социалистического государства и права»).- Воронеж, 1974. С.34.
[19] См: Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Саратов, 1979. С. 196.
[20] См: Пискотин М.И. К вопросу о функциях Советского государства в современный период// Советское государство и право. 1958. №1. С.90-91.
[21] См: Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. -М., 1994.С.239.
[22] См: Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе// Государство и право. 1993. №6. С.98.
[23] См: Хропашок В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/ Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. - М., 1993. С.119.
См: Пахаленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период// Политические проблемы теории государства. - М., 1993. С.29.
[25] См: Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. - М., 1968. С.13-14.
[26] См: Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979. С.190-191.
[27] См: Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства. Дисс... к.ю.н. М., 2002. С. 105.
[28] См: Теория государства и права: Часть 1. Теория государства / Под ред. А.Б. Венгерова. М., 1995. С. 149.; Теория государства и права: Учебное пособие. Вып.2. -М., 1996. С.40.
[29] См: Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. - М., 1995. С.40.
[30] См: Байтин М.И. Указ. раб. С. 197.
[31] См: Теория государства и права. Под ред. А.И. Королева, Л.С. Явича. Л., 1982. С.178-183.
См: Денисов А.И. Советское государство. Возникновение, развитие, сущность и функции. М., 1967. С.67.
[33] См: Теория государства и права. Под ред.А.И. Королева, Л.С. Явича. Л., 1982. С. 186.
[34] См: Марченко М.Н. Общая теория государства и права. М., 1987. С. 237.
[35] См: Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Т.1. М., 2001. С.336.
[36] См: Марченко М.Н. Общая теория права и государства. Т.1. М., 2001. С.336-337.
[37] Там же. С.555.
[38] См: Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе// Государство и право. 1993. № 6. С.45.
[39] См: Нефедов С.И. Экономическая функция государства в современных условиях и роль органов внутренних дел в ее осуществлении: Дисс...к.ю.н. М., 1996. С. 248.
[40] См: Марченко М.Н. Общая теория государства и права. T.l. М., 2001. С.347.
[41] См: Чхиквадзе В.М. Развитие народной сущности социалистического государства// Советское государство и право. 1966. № 10. С.11.
[42] См: Каск Л.И. О значении социальных наук// Правоведение. 1968.№ 6. С.112.
[43] См: Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства.- Саратов, 1979. С.225.
[44] См: Петров Г.И. Сущность советского административного права. - JL, 1959. С.ЗЗ.
л
См: Советское государство и право / Под ред. И.П. Трайнина, И.Д. Левина.- М., 1948. С.298.
[46] См: Пахомов И.Н. Акты советского государственного управления: Автореф. Дис. ... канд. юрид. наук., - М., 1952. С. 5; Ямпольская Ц.А. О месте административного права в системе социалистического права// Советское государство и право. 1956. №9. С. 95; Волков H.A. Органы советского государственного управления в современный период. - Казань, 1962. С. 14-15.
См: Анапов И.Н. Вопросы советского административного и финансового права. - М., 1952. С. 22; Керимов Д.А. Законодательная деятельность Советского государства.- М., 1955. С.43.
[48] См: Денисов А.И. Теория государства и права.- М., 1948. С. 134.
[49] См: Теория государства и права. / Под ред. С.А. Голунского, М.С. Строговича,- М., 1940. С.54; Советское административное право. - М., 1962. С.57.
[50] См: О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 ноября 1995г. №168-ФЗ//СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472.
[51] См: Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Т.1. М., 2001г. С.351.
[52] См: Александров Н.Г. Применение норм советского социалистического права: Лекция. - М.,1950. С.9.
[53] См: Понятие, структура, социальные связи / Отв. ред. A.M. Васильев. - М., 1989. СЛ50-165.
[54] См: Ленин В.И. Противоречивая позиция//Полн. Собр. соч. Т. 32. С.340.
[55] См: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. - М., 1981. С. 187-200.
[56] См: Неновски H.H. Право и ценность. - М., 1987. С.22-24.
[57] См: Алексеев С.С. Указ. раб. С. 134.
[58] См: Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства// Советское государство и право. 1956. №3. С. 8586, 91; Теория государства и права/ Отв. ред. Н.Г. Александров. -М., 1968. С. 72-73; Байтин М.И. О формах осуществления функций социалистического государства// Ученые записки Саратовского юридического института. 1969. Вып.18. С.263.
[59] См: Горшенев В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. - М., 1963. С.36.
[60] См: Правотворчество в СССР/ Под ред. A.B. Мицкевича. -М., 1974. С. 7576.
л
См: Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Вып.1.- Свердловск, 1963. С. 72-73; Он же. Проблемы теории права: Курс лекций в двух томах. Т.1. Свердловск, 1972. С. 58-59. См.: также критические замечания по поводу этого деления, высказанные И.С. Самощенко Указ. раб. Труды ВЮЗИ. Т.56.С.24.
[62] См: Теория юридического процесса/ Под ред. В.М. Горшенева. - Харьков, 1985. С.7.
'См: Бухтерева М.А. Форма реализации функций государства. Дисс. ... к.ю.н.М., 2002. С. 100.
|