Понедельник, 25.11.2024, 21:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Факторы, детерминирующие бандитизм

Борьба с преступностью и причинами, ее порождающими, по-прежнему остается важной задачей государства в современных условиях. Изменения в характере общественных отношений, происходящие в современных условиях, способствовали активизации деятельности лиц, склонных к деструктивным формам поведения.

Исторический опыт нашего государства свидетельствует о том, что подобные процессы не могут не сказываться на состоянии организованной преступности, в том числе и бандитизма. При этом правоохранительным органам. необходимо единообразие в применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Как нам видится, такое единообразие должно основываться на исследовании причин преступности, механизма воздействия этих причин на личность человека и способов их нейтрализации, в том числе средствами уголовного права.

Уголовный закон предусматривает, что «при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание...» (ч. 3 ст. 60 УК РФ). Среди них выделяются обстоятельства, характеризующие состояние социальной среды, ситуацию совершения преступления, его мотивы и ряд других.

В соответствии со ст. 73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат выявлению обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Важность установления криминогенных детерминант преступности подчеркивает и Пленум Верховного Суда РФ, который указывает на основанное на ч. 4 ст. 29 УПК РФ право суда выявлять по каждому уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, и принимать надлежащие меры к их искоренению. Кроме того, высшая судебная. инстанция постановляет, что особое внимание необходимо обращать, и должным образом реагировать на обстоятельства способствовавшие совершению бандитизма.

С целью определения криминогенных детерминант бандитизма необходимо четко разграничить понятия- «причины» и «условия», уяснить соотношение между ними:

Все виды- взаимосвязи, явлений называются детерминизмом. Причинность - это объективная, всеобщая связь между двумя, явлениями: причиной и следствием. Процесс причинности последовательно развивается во времени, причина всегда предшествует следствию. Процесс детерминации преступности представляет собой сложное взаимодействие различных форм связей не только причинных, но также функциональных, статистических, связей состояния и иных[1].

Взаимодействие «причина — следствие» зависит от условий, т.е. совокупности явлений, обстоятельств, которые образуют его «среду», сопутствуют и обеспечивают его определенное развитие. Условие – это то, что само не по себе не порождает преступность или преступление, но влияет на- процессы порождения, участвует в детерминации преступности. Условия формируют причину. В механизме причинности преступности причина порождает следствие, условие этому способствует. Но речь всегда идет о совместном действии, необходимой связи как элементов единой действующей системы[2].

Таким образом, причины и условия преступности (криминогенные детерминанты преступности) – это система негативных для соответствующего государства, социальных явлений, детерминирующих преступность как свое следствие. Причина и условие не идентичны по своему содержанию и функциям. Для возникновения того или иного явления нужны определенные условия, которые сами, непосредственно его не порождают, делают его лишь возможным. А чтобы данное явление возникло, требуется активный фактор-причина, которая- представляет собой господствующую над условиями деятельность.

Бандитизм, имеющий определенную специфику (совершение преступления в соучастии, использование особых предметов материального мира – оружия либо предметов, используемых в качестве оружия), является составной частью преступности в целом. Поэтому большая часть причин и условий бандитизма является элементом системы криминогенных детерминант всей преступности. Любое преступление, в том числе и бандитизм, вызвано не одной причиной, а комплексом внешних и внутренних обстоятельств. Причины и условия бандитизма сходны на общем уровне с причинами и условиями значительного круга преступлений, например, вооруженных, организованных.

Исследование криминологических аспектов бандитизма предопределило необходимость выделить причины и условия, характерные именно для этого вида преступлений. Бандитизм обусловлен многими факторами, поскольку имеет в своей основе целый комплекс причин, который необходимо рассмотреть только в контексте конкретных социальных условий, так как уровень и характер преступной деятельности тесно связаны с ними, их взаимодействием и взаимовлиянием.

Исходя из социально-правовой природы преступности, все факторы, влияющие на нее, можно разделить на четыре конкретные группы: социально-демографического характера; экономического характера; социального и социально-психологического характера; организационно-правового характера. Рассмотрим содержание данных групп причин применительно к бандитизму.

Социально-демографические причины бандитизма.

Будучи опосредованным социальными факторами, определенное значение при выборе варианта поведения имеет пол преступника, оказывая влияние на характер формирования умысла и на избрание способа совершения преступления. Данные свидетельствуют, что среди лиц, выявленных за совершение бандитизма, большинство составляют мужчины (99 %). Представляется, что причины высокой криминогенности мужчин при совершении преступлений в составе банды следует искать в характере совместной преступной деятельности, которая связана с вооруженностью, физическим или психическим насилием, которое способно подавить волю потерпевшего.

Преобладание среди лиц, совершивших бандитизм, мужчин зрелого возраста (30-49 лет) можно объяснить особенностями рассматриваемого вида преступлений, требующего применения физической силы в процессе нападения, способной устрашить потерпевшего, и навыков обращения с оружием. Использование виновными лицами огнестрельного оружия, в том числе обрезов, свойственно мужчинам, имеющим навыки использования оружия, его изготовления или переработки.

Экономические причины бандитизма. В причинном комплексе бандитизма как преступления с ярко выраженной корыстной мотивацией доминирующее положение принадлежит экономическими факторам. В специальной литературе отмечается, что корыстные преступления производны от:

общей деморализации личности - алкоголизма, наркомании, токсикомании, паразитического существования людей, в, результате чего; с одной стороны, возникают искаженные потребности, с другой - трудности в их удовлетворении, в том числе вследствие дисквалификации, отсутствия легальных источников доходов и т. п.;

погони за сверхдоходами, что чаще всего определяет совершение наиболее опасных форм хищений, хозяйственных, должностных преступлений, бандитизм и ряд иных деяний;

абсолютной нужды в условиях невозможности обеспечить приемлемый уровень жизни;

теневых экономических и других отношений, предполагающих решение иногда вполне легальных задач на основе внеправового вознаграждения контрагентов и использования не основанного на законе порядка передачи- и получения денег, материальных ценностей, неуплаты налогов и иных платежей;

бесхозяйственности, недостатков учета и контроля, охраны имущества, просчетов в правоохранительной деятельности, в результате чего формируется убеждение в безнаказанности и допустимости совершения новых имущественных преступлений;

бюрократизма, ведомственности, местничества, что приводит к стремлению любой ценой обеспечить видимое благополучие и скрыть факты разбазаривания государственных, муниципальных, иных средств, корыстные злоупотребления по службе, взяточничество и т. п.;

просчетов в управлении экономикой, что приводит к инфляционным, процессам; снижению' жизненного уровня' населения, бывает связано с корыстными преступлениями в сфере приватизации, иными деяниями;

нарушений демократических принципов управления обществом, отсутствия гласности; механизмов действенного контроля народа за различными, ветвями власти, результатом чего бывает корыстное использование государственного аппарата в личных либо клановых интересах.

Надо отметить, что социально-экономическое положение граждан заметно ухудшилось в последние годы в результате воздействия такого фактора, как безработица. Данное явление имеет серьезное криминогенное значение.

На сегодняшний день проблема трудоустройства особо остро стоит перед лицами, отбывшими наказание, по причине их низкой квалификации. Так, более 80 процентов осужденных при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Около 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования[3].

Кроме того, лица, отбывшие наказание, предпочитают более заманчивый и привычный для них поиск «легких» заработков, лежащих за пределами общественного производства. Это происходит по причине того, что эти люди до освобождения, несмотря на хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и своим обязанностям, не приобрели потребности жить на свободе за счет своего честного труда.

Полагаем, что выход из сложившейся ситуации следует искать в осуществлении профессиональной подготовки и переподготовки как лиц, находящихся в местах принудительного содержания, в том числе местах отбывания наказания в виде лишения свободы, так и освободившихся из мест лишения свободы. В этой связи важно развивать институт общественных наблюдательных комиссий. В частности, в рамках своих полномочий комиссии могут оказать:

-содействие администрации места принудительного содержания в создании новых рабочих мест для осужденных к лишению свободы, размещении производственных заказов в исправительных учреждениях и на их предприятиях;

-помощь администрации места принудительного содержания в получении лицами, находящимися в местах принудительного содержания; общего образования, профессиональной подготовки, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

-помощь администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса.

В причинный комплекс бандитизма можно включит такой фактор как отсутствие постоянного места жительства у лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В результате этого ухудшаются условия постпенитенциарной адаптации, пополняются ряды лиц, не имеющих определенного места жительства и постоянного источника дохода.

В целом, в качестве основных экономических детерминант бандитизма выступают: низкий материальный уровень жизни преступника (его семьи), отсутствие необходимого для содержания семьи стабильного заработка, безработность участника банды.

Социальные и социально-психологические причины бандитизма. На сегодняшний день профессиональная преступность сформировала собственную субкультуру, которая усиленно насаждается рецидивистами среди молодых людей в качестве примера для подражания. Говоря о роли криминальных традиций и обычаев в преступности необходимо подчеркнуть, что они являются продуктом именно группового поведения, а их функционирование – одно из условий сохранения групповой сплоченности и регулирования групповой преступной деятельности.

Следует отметить, что факт формирования преступной группы обусловлен в основном необходимостью достижения преступных целей объединенными усилиями нескольких человек.

Цель же эта предопределена множеством факторов, составляющих мотивацию преступного поведения. Для преступной группы это общность потребностей, чувств, ценностных ориентации, привычек, которые лежат в основе мотивации группового преступного поведения. На базе этой общности зарождается стремление к совершению совместных противоправных действий, что и определяет образование преступной группы.

Нельзя сбрасывать со счетов и коммуникативный фактор. Однообразный стиль жизни личности со сформировавшейся антиобщественной ориентацией порождает стремление к общению к себе подобными. Общение это может происходить только в группе.

Другим фактором, детерминирующим бандитизм, является неэффективность позитивного воспитательного эффекта пребывания в исправительном учреждении и вследствие этого дополнительная криминализация осужденных в местах лишения свободы. Происходит нравственная деградация осужденных, усвоение криминальных традиций, установок, взглядов. Выборочные исследования показывают, что 76 % осужденных в местах лишения свободы усваивают криминальный опыт. Некоторые исследователи приводят данные, что впоследствии до 63,8 % осужденных вновь прибывают в исправительные колонии[4].

Таким образом, некоторые категории осужденных к лишению свободы (преступники случайного либо ситуативного типа, совершившие преступление впервые, в отношении которых с целью исправления достаточно было бы наказания, не связанного с лишением, свободы) не просто не исправляются, а наоборот, еще более криминализируются. Наказание в виде лишения свободы способствует сплочению преступной среды, которое выражается в обретении осужденными новых криминальных знакомств и связей, обретении определенного положения в криминальном мире, определении объекта преступного посягательства и другое.

Следует признать, что на сегодняшний день отсутствует государственно-правовой механизм обеспечения социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, а также социальный контроль за поведением наиболее криминогенной их части; которая может способствовать росту профессиональной организованной преступности особенно в сохраняющихся неблагоприятных социально-экономических условиях при отсутствии системного подхода к данной проблеме.

Ряд авторов; считают, чтобы; во-первых, изменить поведение людей; надо воздействовать на производство материальных благ (духовных благ) или на способы их удовлетворения, а, во-вторых, предупреждать противоправные уголовно наказуемые деяния людей, надо более полно удовлетворять их потребности.

Хотя, последние годы, ознаменовались принятием ряда нормативных правовых актов, призванных улучшить ситуацию, в уголовно-исполнительной системе. Среди них следует отметить:;

1. Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской* Федерации до 2020 года, которая предусматривает основные направления; формы и; методы совершенствования и развития; уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества; обеспечивающую ее функционирование. В частности,. одной из целей Концепции: является сокращение рецидива преступлений совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет. повышения эффективности; социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.

2. Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», который устанавливает правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе.

Закон впервые урегулировал принципы осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, правовой статус общественных наблюдательных комиссий и ее членов, порядок рассмотрения заключений, предложений и обращений общественной наблюдательной комиссии государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, а также порядок и формы оказания содействия общественных объединений лицам, находящимся в местах принудительного содержания.

Недостаточное взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и правоохранительных органов является серьезным фактором, отрицательно влияющим на эффективность принимаемых решений и дальнейшее развитие реформирования уголовно-исполнительной системы.

Однако есть и положительный опыт взаимодействия правоохранительных органов и общественности. Так, при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах во всех субъектах РФ созданы общественные советы для привлечения общественности к решению вопросов, связанных с деятельностью уголовно-исполнительной системы, и помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в обеспечении их нормальными условиями жизнедеятельности. Центры реабилитации оказывают поддержу указанным лицам, потерявшим связь с родными и близкими и не имеющим возможности устроиться на работу юридическую, психологическую и социальную помощь содействие в трудоустройстве.

Улучшению ситуации в уголовно-исполнительной сфере может способствовать деятельность общественных наблюдательных комиссий. Так, одной из форм содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, является участие представителей общественных наблюдательных комиссий в решении вопросов их трудового, жилищно-бытового устройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения.

Таким образом, имеющийся положительный опыт доказывает необходимость оказания постпенитенциарной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, формирования единой системы их реабилитации и ее нормативного правового регулирования.

Среди организационно-правовых факторов надо отметить недостаточную профилактическую работы органов внутренних дел. Контроль за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в большей мере зависит от должностного лица, осуществляющего контроль и профилактическое воздействие, от его личностных качеств, от того, с какой степенью ответственности он подойдет к воспитательно-профилактической работе с подучетной категорией граждан с учетом загруженности работой2.

Среди других факторов, детерминирующих бандитизм и не относящихся к вышеназванным четырем группам, можно выделить:

-увеличение объемов незаконного оборота оружия и боеприпасов;

-виктимное поведение потерпевших, ставших впоследствии жертвами нападений банд.

Как, отмечалось выше, использование оружия для облегчения достижения преступного результата закладывается преступником в. план совершения преступления с самого начала подготовки к нему. Поэтому вооруженные преступления определяются как умышленные, противоправные общественно опасные деяния посягающие на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность граждан, общественную безопасность и порядок управления, другие посягательства с использованием оружия, и. предметов, используемых в качестве оружия причиняющих (либо способных причинить) физический, имущественный, психический, моральный и иной вред, а также нарушающие существующий порядок владения, приобретения, хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Основными причинами собственно вооруженных преступлений, являются четыре группы обстоятельств: «...большая доступность оружия и рост его торговли; значительное повышение удельного веса организованной преступности; войны и военные конфликты на территории России и стран СНГ, а главное, возросшая потребность людей в обладании оружием».

Если огнестрельное оружие в большинстве случаев используется преступником для устрашения потерпевших, то с помощью холодного оружия чаще причиняется фактический вред здоровью потерпевшего.

Мотивы совершения, тяжких вооруженных преступлений могут быть, самыми различными, «все зависит от нравственных черт личности, предопределяющих выбор цели и средства достижения задуманного»- каковы мотивы такова и личность, и наоборот, поэтому они являются наиболее полной и точной ее характеристикой. .

Выбор оружия в качестве орудия преступления характеризует специфические навыки и умения, характерные именно для вооруженного преступника. Более того, эти навыки, а также цели подготавливаемого преступления определяют выбор конкретного оружия. Так, если участники банды собираются преступным путем достигнуть значимых целей (получение большой суммы денег, ценностей), то они будут планировать преступление основательно и тщательно подбираться оружие.

Выбор того или иного вида оружия преступления связан с психологическим, волевым настроем самого преступника на положительный исход посягательства при любых условиях – и чем опаснее задуманное, тем эффективнее и оружие, а значит, тем успешнее и активнее посягательство на охраняемые законом интересы граждан и противостояние сотрудникам правоохранительных органов, которые призваны эти интересы защищать.

В целом следует констатировать, что решение проблемы предупреждения бандитизма зависит не только от того, насколько всесторонне будут проанализированы действия участников банды, факторы совершения ими нападений на граждан и организации, виновные лица, но и от того, насколько широко и глубоко будут изучены личность и поведение потерпевших от преступлений, совершаемых бандой.

Как свидетельствует практика, сама жертва в некоторых случаях способствует возникновению и реализации преступного замысла. Например, частые случаи нападений участников банды на водителей личного автотранспорта, занимающихся частным извозом, водителей грузовых автомашин, перевозящих различные товары народного потребления, водителей инкассаторских машин и сопровождающих их лиц свидетельствуют о высокой степени виктимности данной категории граждан, и позволяют выделить их среди жертв нападений участников банд на основании профессиональной принадлежности.

Представляется, что полнота и достоверность информации применительно к потребностям виктимологической профилактики бандитизма; может быть обеспечена лишь, комплексом; показателей криминальной виктимизации. Основными из. них являются следующие: половая принадлежность жертвы: возраст; семейное положение; профессия; образование; состояние потерпевшего в момент совершения преступления (опьянение, болезнь и др.); характер поведения в ситуации совершениях преступления; судимость потерпевшего; повторность виктимизации (было ли лицо ранее фактическим потерпевшим); обстоятельства места и времени совершения преступления; характер воздействия преступника на потерпевшего (насилие, угроза применения насилия, применение оружия, угроза применения оружия и др.); отношение потерпевшего к вмешательству правоохранительных органов (обращение или необращение в органы внутренних дел, прокуратуру, суд). Главной задачей исследования вышеперечисленных показателей; должно стать предоставление заинтересованным органам службам, подразделениям количественно-качественной информации о личности потерпевших и их поведении.

Надо отметить, что наряду с выявлением сходного в причинах отдельных. преступлений, типов преступного поведения и видов преступности необходимо анализировать и индивидуальное, неповторимое. Оно может служить следствием просто своеобразного сочетания распространенных обстоятельств и носить случайный характер. Но индивидуальное, неповторимое может также отражать еще только нарождающиеся тенденции за которыми просматриваются новые причинные комплексы. Важно вовремя пресечь их отрицательное влияние на преступность. Таким образом, перед криминологами стоят задачи не только проанализировать существующий причинный комплекс как преступности в целом, так и ее отдельных проявлений, но и спрогнозировать появление новых причин, способных оказать воздействие на преступность.

Проведенное исследование позволило сгруппировать факторы, детерминирующие бандитизм, в пять групп:

-экономические (низкий материальный уровень жизни преступника (его семьи); отсутствие необходимого для содержания семьи стабильного заработка; безработица);

-социальные и социально-психологические (стремление отдельных лиц, в том числе ранее судимых, к совместной преступной деятельности; нравственная деградация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы; пропаганда в средствах массовой информации способов и методов совершения вооруженных преступлений; недооценка общественной опасности бандитизма как проявления организованной преступности);

-организационно-правовые (высокая латентность бандитизма; недостаточная профилактическая работа органов внутренних дел; недостаточная материально-техническая оснащенность подразделений криминальной полиции; ошибки в применении условно-досрочного освобождения; разрозненная нормативная правовая база в сфере предупреждения преступлений);

-повышение общего уровня криминогенности общества (увеличение объемов незаконного оборота оружия и боеприпасов; недостаточная работа по выявлению каналов незаконного оборота оружия);

-виктимное поведение потерпевших, ставших впоследствии жертвами нападений банд.

Надо отметить, что выявленные тенденции, причинный комплекс бандитизма, а также особенности личности преступника, совершившего преступления в составе банды, открывают возможности, как для дальнейших теоретических исследований, так и для разработки конкретных мер предупреждения бандитизма на практике.

 

[1] Криминология / Под ред. Кузнецовой Н.Ф. - М.: Проспект, 2015.С.452.

[2] Гилинский Я.И. Криминология, Курс лекций. СПб., 2016.С.257.

[3] Семенюк Р.А. Криминологические особенности повторной преступности: учебно-методическое пособие / Р.А. Семенюк. - Барнаул, 2009. С. 15.

[4] Хотин О.В. Индивидуальная профилактика насильственных преступлений органами внутренних дел Центрального федерального округа России // Общество и право, 2009, № 2.С.89.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (16.07.2017)
Просмотров: 247 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%