Криминализация общественных отношений на сегодняшний день становится серьезной преградой стабилизации общества. «После мировых и крупных региональных войн преступность является самой большой опасностью для человека, его демократического, экономического, социального, санитарного, экологического, научно-технического и международного развития. Надежда на построение бесклассового, бесконфликтного, беспреступного общества рухнула, как и не сбылись предположения умеренных криминологов о снижении преступности в связи с экономическим, социальным и технологическим развитием.
Чтобы взять криминальную ситуацию под контроль, государству необходимо последовательно реализовывать адекватную криминальным угрозам уголовно-правовую политику борьбы с преступностью, одним из важнейших направлений которой является предупреждение преступлений.
Особая роль государства в противодействии преступности обусловлена самой природой его социального предназначения. Как политическая организация общества оно располагает на федеральном и региональном уровнях соответствующими властными полномочиями, имеет в своем распоряжении социальные, культурно-воспитательные, принудительные, а также другие средства борьбы с преступностью и несет перед гражданами обязанность надежно защищать их от противоправных посягательств.
Способность предупреждать преступления со стороны тех, кто еще их не совершил, возможно является наиболее важным свойством уголовного наказания и уголовной ответственности в целом, благодаря которому государству удается поддерживать порядок в обществе. Хотя общее предупреждение (общая превенция) также является и функцией имманентно присущей всему механизму уголовной ответственности, из этого не следует, что все его элементы всегда имеют одинаковые общепревентивный потенциал и эффективность.
Существенным условием успешного предупреждения преступности в стране является правовое обеспечение соответствующей деятельности, то есть закрепление в законе и иных нормативных актах требований и положения, способствующих реализации этой важной государственной задачи .
Прежде всего, правовое регулирование осуществляется на федеральном уровне. Закон РФ «О безопасности», принятый в 1992 г., рассматривает последнюю как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (ст. I).
Дальнейшее развитие понятие безопасность получило в Концепции национальной безопасности, которая под ней понимала безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В Концепции особо отмечалось отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению организованной преступности.
Масштабные социально-экономические преобразования не могли не повлечь за собой серьезные изменения в системе правового регулирования. предупреждения преступлений. На смену Концепции национальной безопасности пришла Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. , которая на сегодняшний день является важнейшим политико-правовым документом, определяющим систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, состояние национальной безопасности и показатели устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Стратегия оперирует понятием «национальная безопасность», понимая под ним состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства (п. 6). Как мы видим в данном определении за основу было взято понятие безопасность, зафиксированное в Законе РФ «О безопасности».
Системный анализ стратегических приоритетов национальной безопасности (п. п. 23 - 24 Стратегии) позволяет утверждать о признании в качестве основных приоритетов национальной обороны, государственной и общественной безопасности.
В Стратегии важное место уделено вопросам обеспечения общественной безопасности, содержание которой охватило и проблемы защиты населения от преступлений1 и иных правонарушений.
К направлениям государственной политики в этой области отнесены: усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений и некоторые другие (п. п. 38, 39 Стратегии).
Представляется, что одной из важнейших государственных задач на сегодняшний день является разработка и принятие мер нормативной правовой поддержки реализации Стратегии в части предупреждения преступности, а. также комплекса мер организационного и информационного характера, с обязательным постоянным мониторингом их выполнения. Полагаем, что с учетом устойчивых криминологических тенденций развития преступности, подтвержденных статистическими данными и научными исследованиями при перечислении криминальных угроз национальной безопасности следовало особо выделить такие отличительные признаки преступности будущего, как ее сохраняющуюся организованность и корыстную направленность.
Через уголовно-правовые отношения реализуются социальная потребность в предупреждении общественно опасных деяний и восстановлении социальной справедливости, нарушенной совершением, этих, деяний, т.е. социальная потребность в осуществлении функций норм уголовного права.
Признавая, что норма уголовного права, предусматривающая ответственность за совершение конкретных преступлений имеет противоречивый характера отдельные авторы высказывают мнение, что она выполняет две противостоящие друг другу функции - предупредительную, направленную на предупреждение преступлений и восстановительную, вступающую в действие, когда предупредительная функция оказалась не в состоянии решить поставленную перед ней задачу, эта норма регулирует и поведение граждан, и деятельность правоохранительных органов. Далее они отмечают, что правовая' норма порождает два вида правоотношений – правоотношение, возникающее между государством и лицом, способным совершить преступление (оно направлено на предупреждение преступления), и правоотношение, возникающее между государством и лицом, совершившим преступление (оно направлено на восстановление социальной справедливости, а также на исправление осужденного и предупреждение совершения им новых преступлений)[1].
Считая, что уголовно-правовые отношения возникают только в результате совершения преступления, некоторые юристы полагают, что предупредительное воздействие, которое оказывают нормы уголовного права на поведение граждан, осуществляется за рамками уголовно-правовых отношений.
Цели предупреждения преступлений предопределены основными целями борьбы с преступностью; которыми являются стабилизация; сдерживание и возможное последующее сокращение преступности, снижение уровня ее общественной опасности. Снижение уровня общественной опасности преступности выражается в противодействии криминогенным процессам в обществе укреплении состояния безопасности и спокойствия в обществе; устранении угроз правам, свободам и законным интересам личности, общества и государства, возникающих в связи с возможностью совершения преступлений недопущении совершения преступлений лицами, являющимися объектами предупредительного воздействия; обеспечении исправления лиц, ранее совершавших преступления и отбывшими наказание в виде лишения свободы, и их ресоциализация.
Таким образом, общество, государство в состоянии контролировать и сдерживать преступность, преодолевать ее тенденции, нейтрализовывать причины и условия, способствующие совершению' преступлений, защищать граждан и общественные интересы от преступных посягательств, обеспечивать общественную безопасность.
Состояние безопасности от криминальных угроз зависит не только от характера и масштаба этих угроз, но и от потенциала возможностей, находящихся в арсенале системы, т.е. от наличия достаточных сил, средств, финансов и т.д., а также от способности умело ввести в действие имеющиеся ресурсы, чтобы эффективно противодействовать этим угрозам. И здесь решающая роль принадлежит кадрам системы, их профессионализму, психологической и этической подготовке, повышению интеллектуального уровня сотрудников, совершенствованию навыков работы с населением.
В деле борьбы с преступностью, предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений органы внутренних дел занимают особое, центральное место, что предопределяется их предназначением и возможностями. На них возложена обязанность прямого и непосредственного противодействия преступности. Для этого органам внутренних дел предоставлены соответствующие полномочия, их сотрудники получают профессиональную подготовку для решения задач предупреждения и раскрытия преступлений.
В распоряжении органов внутренних дел имеются разнообразные средства и методы противодействия преступности, соответствующая материально-техническая база. Они обладают наиболее полной информацией о преступности, о лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений. В соответствии со своей компетенцией органы внутренних дел способны целенаправленно и позитивно воздействовать на значительную часть причин и условий преступности.
Однако практика организации и осуществления предупредительной деятельности органов внутренних дел имеет некоторые недостатки.
Оценка современного состояния правоохранительной системы России как кризисного ни у кого из экспертов не вызывает принципиальных возражений. Со значительной долей уверенности можно говорить о том, что этот кризис в основе обусловлен нерешенностью или усугублением старых проблем (низкий уровень заработной платы, недостаточный уровень социальной защищенности, профессионализма, высокий уровень текучести, критически высокий уровень коррумпированности).
Опыт органов внутренних дел по осуществлению предупреждения преступлений, несмотря на многочисленные эксперименты, организационные и функциональные преобразования, не дал ожидаемых результатов с точки зрения повышения эффективности борьбы с организованной преступностью. До сих пор наблюдается спад, а в ряде регионов и полное свертывание предупредительной деятельности. При этом ухудшаются показатели, как профилактической работы, так и деятельности по предотвращению, пресечению преступлений.
Чрезмерная централизация предупредительной деятельности, создание в свое время службы профилактики с ее постоянными реорганизациями, переводом из одного подразделения (УР) в другое (ООП), раздутостью управленческих штатов, нечеткостью соответствующих полномочий не позволили добиться положительных результатов в работе, выработать наиболее эффективные, дифференцированные с учетом местных условий формы предупреждения преступлений и их профилактики, породили значительное увеличение документооборота, отвлечение, в первую очередь, участковых уполномоченных милиции, от конкретной профилактической работы на участках.
К числу причин недостатков в предупредительной деятельности органов , внутренних дел следует отнести и фактический распад существовавшей ранее и в целом положительно зарекомендовавшей себя общегосударственной и общественной системы социального контроля, правового воспитания и просвещения населения. Эта система, несомненно, нуждавшаяся в развитии и совершенствовании, была разрушена в основном по надуманным соображениям, без каких-либо обоснований и расчетов. При этом взамен ничего нового практически не создано. В результате был заметно ослаблен профилактический потенциал государства, всего общества, возникла опасная полоса отчуждения между органами внутренних дел и населением, а сами они, по существу, остались единственной организацией, в той или иной степени осуществляющей превентивную деятельность.
Определенные сложности в работе органов внутренних дел обусловлены и тем, что возложенная на них функция по предупреждению преступлений зачастую выходит за пределы правовой и организационной компетенции их подразделений.
В этой связи, направления предупредительной деятельности подразделений органов внутренних дел должны регулироваться на уровне закона, а не ведомственными нормативными правовыми актами.
На сегодняшний день деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений до сих пор слабо обеспечена в правовом и научном отношении: отсутствуют законодательная база государственной системы социальной профилактики, четкая регламентация статуса субъектов и объектов предупредительного воздействия; их прав и обязанностей, санкций за их неисполнение применяемых мер предупреждения процессуальных вопросов индивидуального предупреждения, недостаточно научного обеспечение предупредительной деятельности.
В настоящее время доработку и совершенствование государственной системы профилактики необходимо осуществлять по следующим направлениям:
-издание федеральных законов, направленных, на реализацию профилактических функций государства;
-совершенствование регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений;
-разработка и реализация федеральных и региональных программ по минимизации и устранению причин и условий криминализации общества;
-поиск оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов, коммерческих организаций к профилактике правонарушений.
Усложнение предупредительной деятельности органов внутренних дел в связи с изменением структуры преступности, увеличением доли организованных преступлений, ростом преступлений, которые традиционно рассматривались как наиболее чувствительные к уровню профилактической работы (преступлений рецидивистов преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия), требует определенного пересмотра положений об ее осуществлении и организации с учетом современных реалий в экономике, политике, праве, вызывает необходимость ее нормативно-правового, материально-технического и иного обеспечения, стимулирования работников органов внутренних дел и иных органов и учреждений, осуществляющих профилактику правонарушений и предупреждение преступлений.
В числе теоретических проблем, нуждающихся в своем решении, немаловажное значение имеет определение сущности, как предупреждения, так и профилактики правонарушений и преступлений. Различные подходы к их пониманию не позволяют четко разграничить эти виды предупредительной деятельности, определить ее субъектов, их компетенцию и ответственность, меры осуществления, а также конкретизировать объекты профилактического воздействия.
Прежде всего, нормативные правовые акты, на которых основывается предупредительная деятельность органов внутренних дел, не дают ответа на вопрос о соотношении профилактики и предупреждения преступлений.
Вполне обоснованным представляется рассмотрение профилактики правонарушений и преступлений в качестве составной части предупреждения преступности и совершения отдельных преступлений. При этом предупреждение преступности, отражая весь комплекс мер по недопущению преступлений, предохранению от них людей, общества, государства; выступает как родовое по отношению ко всем иным видам превенции понятие.
Предупреждение преступлений представляет собой деятельность по недопущению их совершения путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению; оказанию профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением. Включая меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера, предупреждение преступности и преступлений является по своей сущности более широким видом превентивной деятельности, чем профилактика правонарушений[2].
Основными принципами предупреждения преступлений являются: законность, социальная справедливость и гуманизм, комплексность, эффективность, адекватность криминальным угрозам.
Задачи правоохранительных органов по борьбе с бандитизмом реализуются в различных сторонах их деятельности и должны; осуществляться; в комплексе мер уголовно-правового характера.
В литературе предлагается следующая классификация уголовно-правовых мер предупреждения преступлений.
По механизму воздействия все уголовно-правовые меры подразделяются на четыре однородные группы: меры поощрения; меры восстановления; меры уголовной ответственности и наказания; меры безопасности.
Механизм уголовно-правового воздействия в данном случае - это функционирующий комплекс (процесс применения) предусмотренных уголовным законом и используемых в правоприменительной практике в отношении лиц, виновных в совершении преступлений, а также в превентивном плане, средств, приемов и технологий.
К мерам уголовно-правового воздействия предупреждения бандитизма можно отнести следующие нормы уголовного закона: нормы о добровольном-отказе от преступления; нормы о деятельном раскаянии; нормы, двойной. превенции; нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния.
Система мер уголовно-правового воздействия в сфере борьбы с бандитизмом включает в себя:
уголовно-правовые меры предупреждения бандитизма, к которым относятся:
-пропаганда уголовного законодательства об ответственности, за бандитизм;
-официальное предупреждение потенциальных правонарушителей;
-побуждение правонарушителей к добровольному отказу от завершения начатых преступных действий;
-побуждение лиц, являющихся членами банд к деятельному раскаянию;
-содействие социальной адаптации правонарушителей, ранее совершавших преступления и отбывших наказание в местах лишения свободы, в целях предупреждения рецидива с их стороны;
уголовно-правовые меры пресечения бандитизма включают:
-пресечение фактов бандитизма путем необходимой обороны и задержания преступников;
-привлечение к ответственности за приготовление или покушение на преступление;
-своевременное применение уголовно-правовых запретов с «двойной» превенцией в целях предупреждения бандитизма;
уголовно-правовые меры реализации ответственности лиц, являющихся членами банд, представляют собой:
-выявление, регистрацию фактов бандитизма, возбуждение уголовных дел и раскрытие преступлений;
-обеспечение возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества обвиняемого.
Перечисленные уголовно-правовые меры не являются исчерпывающими.
Государство, определяя политику в области борьбы с бандитизмом, должно первоначально сделать акцент на выработке тактики и стратегии предупреждения данного деяния и нейтрализации детерминирующих его социальных явлений, которые являются частной, относительно обособленной целью воздействия на преступность. Причем борьба эта должна носить целенаправленный характер, тем более что «преступность... все более чувствительно к уровню целенаправленной борьбы с ней».
Таким образом, предупреждение бандитизма предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специальных (криминологических) мер. Борьба с бандитизмом в значительной мере зависит от результативности борьбы с организованной, профессиональной, рецидивной преступностью.
Общесоциальные меры, будучи направленными на социально-экономическое развитие общества и тем самым на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части. К их числу, в первую очередь, относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, в правоохранительной деятельности.
Реализация этой задачи, как на федеральном, так и на уровне отдельных регионов, на межведомственной и ведомственной основе, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия бандитизму.
В отдельную группу мер предупреждения преступлений следует выделить меры пропаганды уголовного законодательства.
Правовая пропаганда должна заключаться не только в распространении среди населения правовых знаний - от нее в настоящее время требуется большая глубина, конкретность и дифференциация. Решение вопроса об; уровне правовой пропаганды есть решение вопроса об уровне информации. Всякой-структуре воспринимающей системы должен соответствовать определенный уровень информации. Теория информации различает два вида конфликтов: конфликт непонимания и конфликт перенасыщенности. Существующее положение вещей свидетельствует о том, что в правовой пропаганде, являющейся источником правовой информации, конфликт непонимания крайне незначителен. Доступность уголовного законодательства с точки зрения понимания очевидна.
В правовой пропаганде наблюдается конфликт перенасыщения, состоящий в том, что пропаганда ведется слишком поверхностно. В воспринимаемой информации много пробелов, которые могут быть восполнены только путем углубления информации. Правовая пропаганда в связи с этим должна быть направлена на выработку определенного, надлежащего отношения людей к правовым явлениям, знакомство с которыми состоялось в ходе правовой пропаганды. Действенность правового регулирования при формировании и закреплении желательных стереотипов поведения зависит от ряда условий. В их число входит: опора на общественное мнение, выявление социальной значимости определенного поведения; определенность и ясность смысла предписания, запрета и меры реагирования; постоянство применения в соответствующих случаях позитивных или штрафных санкций; неотвратимость и всеобщность их применения; учет особенностей личности и ситуации.
Наиболее эффективным способом уголовно-правовой пропаганды является использование средств массовой информации. В настоящее время средства массовой информации занимают первое место по популярности среди населения по сравнению со всеми другими источниками правовой информации. Главная сила печати, телевидения, радиовещания состоит в тех широких возможностях распространения идей с использованием документальных и художественных средств, которые коммуникативная техника доносит до каждого человека.
Предупреждение преступности должно опираться на широкую пропаганду уголовно-правовых знаний и деятельность правоохранительных органов в плане внедрения в сознание граждан понимания неизбежности уголовной ответственности за совершение преступления.
В рамках криминологической теории предупреждения преступности средства гражданской самозащиты рассматриваются в качестве самостоятельного вида предупредительной деятельности, обслуживаемого виктимологией - учением о потенциальной жертве преступления, ставшим основой для выработки рекомендаций по такой оптимизации поведения, при которой вероятность стать жертвой преступления значительно снижается.
Виктимопогическая индивидуальная профилактика включает применение неотложных мер по предупреждению готовящихся преступлений, пресечению попыток их совершения и предотвращению совершения новых преступлений:
а) профилактика непосредственной опасности совершения преступлений;
б) пресечение преступного» поведения на. стадии подготовки преступления или покушения на объект, которое включает меры, направленные на то, чтобы не допустить продолжения уже начатого преступлениями доведения его до конца, а также на создание обстановки, исключающей дальнейшую преступную деятельность;
в) задержание лица, совершившего преступление, в целях пресечения возможности совершения им новых преступлений[3].
Таким образом, завершая рассмотрение проблемы разработки общесоциальных мер предупреждения' бандитизма, можно сформулировать следующие выводы:
Предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений борьбы с преступностью, обеспечивающим выявление и' устранение ее причин и условий.
Меры предупреждения бандитизма позволят прервать планируемую или уже начатую совместную преступную деятельность участников банд, не допустить вредных последствий посягательств на охраняемые уголовным-законом общественные отношения. Предупреждение бандитизма позволяет решить задачи борьбы с ним наиболее гуманными способами, без включения на полную мощность механизма уголовного принуждения.
Система предупреждения бандитизма должна учитывать место органов внутренних дел в общегосударственной системе- социальной профилактики, базироваться на общей цели (борьба с преступностью) и принципах, лежащих в основе предупредительной деятельности: законность, социальная справедливость и гуманизм; комплексность, эффективность.
При формировании системы предупреждения преступлений органам внутренних дел следует учитывать современные социально-экономических условия, криминальную ситуацию, роли государства и общественности.
В целях предупреждения преступлений и профилактики иных правонарушений органы внутренних дел должны поддерживать и развивать сотрудничество со средствами массовой информации:
Приоритетными направлениями предупредительной деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с бандитизмом в настоящее время являются: недопущение особо тяжких преступлений общекриминального характера; устранение факторов, способствующих росту рецидивной преступности; осуществление профилактических мероприятий в отношении лиц, не имеющих жилья, постоянной работы и источников дохода.
Не решен вопрос о множественности источников правового регулирования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. На современном этапе назрела необходимость в новой концепции деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, предпосылками принятия которой являются изменения в деятельности органов внутренних дел, определяемые осложнениями криминальной ситуации в стране, необходимостью учета социально-экономических реалий. Думается, что такая концепция должна быть разработана на уровне федерального закона «Об основах системы предупреждения преступлений в РФ» и содержать положения об основных принципах, целях, задачах, направлениях деятельности по предупреждению преступлений, основываться на действующем российском законодательстве, международных правовых нормах, в соответствии с которыми предупреждение преступления является одним из приоритетных направлений борьбы с преступностью.
Следует дать понятие предупреждения преступлений, определить основные меры предупреждения осуществляемые органами внутренних дел (меры общего предупреждения, меры специально-криминологического предупреждения):
Необходимо привести в соответствие с действующим законодательством ведомственные нормативные правовые акты, в частности, Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. Кроме того, имеет место дублирование норм в нормативных правовых актах различной юридической силы (особенно, в принимаемых на уровне субъектов РФ), недостаточно четко определены вопросы взаимодействия подразделений. органов внутренних дел с другими субъектами предупредительной деятельности, обмена информацией, участием представителей органов внутренних дел в разработке комплексных целевых программ по предупреждению преступлений в регионах.
Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений, традиционно осуществляемую преимущественно от преступления и от преступника, необходимо в значительной мере переориентировать в сторону виктимологической профилактики, назначение которой - помочь людям избежать опасности стать жертвой преступлений.
При этом должны использоваться разнообразные меры, направленные на устранение виктимогенных ситуаций, чреватых угрозой причинения возможным потерпевшим вреда (изготовление и распространение памяток-предостережений с советами о том, как уберечься от преступления; оказание гражданам помощи в охране жилищ, автотранспортных средств, иного имущества; разъяснительная работа с лицами, входящими в группы повышенного криминального риска); а также позволяющие обеспечить личную безопасность потенциальных жертв преступлений (установление личной охраны, предоставление средств индивидуальной защиты, обучение способам самообороны, противодействия преступникам), другие средства и приемы виктимологической профилактики.
[1] Гилинский Я.И. Криминология, Курс лекций. СПб., 2016.С.259.
[2] Гилинский Я.И. Криминология, Курс лекций. СПб., 2016.С.264.
[3] Гилинский Я.И. Криминология, Курс лекций. СПб., 2016.С.270.
|