Особый характер бандитизма как одной из форм конкретного проявления организованной преступности обусловливает сложное переплетение как общесоциальных (социально-экономических, политических, правовых), так и специальных (криминологических) мер его предупреждения.
Можно сгруппировать специальные меры предупреждения организованной преступности, выделяя меры:
-по социальной и юридической помощи, в том числе трудовом и бытовом устройстве нуждающихся в этом лиц, которые имеют или устанавливают связи с организованными преступными формированиями либо их участниками, могут заниматься преступной деятельностью, в том числе совершать тяжкие и особо тяжкие преступления;
-по их предостережению, предупреждению;
-по возложению на потенциальных субъектов преступлений обязанностей с определенным ограничением их прав и свобод на основе Федерального закона в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Специально-криминологическое предупреждение бандитизма охватывает широкий комплекс различных по характеру мер, непосредственно направленных на устранение, нейтрализацию, минимизацию криминогенных факторов, влияющих на бандитизм, а также оздоровление социальной микросреды, коррекцию поведения лиц, склонных к совершению преступления.
Специально-криминологическое предупреждение бандитизма органами внутренних дел как элемент борьбы с организованной преступностью, в большей степени осуществляется посредством реализации мер общей профилактики и непосредственного предотвращения и пресечения в процессе оперативно-розыскной деятельности преступлений, совершаемых рассматриваемыми организованными преступными формированиями (бандами).
Индивидуальная профилактика в отношении участников банд, учитывая особенности личности; осуществляется весьма ограниченно. Речь в данном случае может идти об индивидуальной профилактике лиц, поведение и окружение которых свидетельствуют о потенциальной возможности их включения в банду, а также о склонении случайных участников таких структур к добровольному отказу от организованной преступной деятельности и к оказанию помощи в ее пресечении.
В настоящее время борьбе с бандитизмом ведется уголовно-правовыми средствами. В основном предупреждение бандитизма органами внутренних дел достигается в результате работы по ликвидации организованных преступных формирований, привлечению участников банд к уголовной ответственности. При этом осуществляются следующие предупредительные меры:
выявление и постановка на оперативный учет банд и их участников;
создание условий, затрудняющих или исключающих совершение ими преступлений;
пресечение подготавливаемых и совершаемых бандами преступлений;
целенаправленное воздействие на лидеров банд с целью нейтрализации их влияния на других участников и разобщения организованного преступного формирования;
создание- действующих на долгосрочной основе групп правоохранительных и контролирующих ведомств на федеральном и региональном уровнях для реализации совместных комплексных программ.
Наряду с непосредственной борьбой правоохранительных органов с организованной преступной деятельностью банд, криминологическое значение имеют контроль сотрудников- органов внутренних дел за оборотом оружия, общий надзор прокуратуры.
Такая работа должна осуществляться повседневно, а также в ходе крупномасштабных целевых операций по выявлению и пресечению фактов преступной деятельности организованных преступных групп и сообществ, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических
В последние годы превращение оружия из предмета, изъятого, из гражданского оборота, в широко распространенный товар криминального рынка, массовые хищения его с военных складов и из воинских частей – объектов с, традиционно жестким режимом охраны продолжаются, однако, как явление фактически не пресекаются.
Характерным штрихом является отсутствие до настоящего времени системы номерного учета боевого оружия, хотя учет служебного и гражданского оружия имеется и хорошо отлажен.
В противодействии вооруженной преступности на специально-криминологическом, индивидуальном уровне важную роль играет предупредительно-профилактическая работа с лицами, проявляющими интерес к приобретению оружия. Если лицо положительно характеризуется и не имеет цели совершения преступления, а приискивает оружие вследствие своего интереса к нему - для коллекционирования, конструкторских изысканий или для самообороны, – то на этой стадии его деятельности можно говорить об обнаружении умысла на совершение противоправных действий (приобретение оружия). Этот период деятельности лица является периодом профилактических возможностей2.
На этой стадии могут оказаться эффективными:
-индивидуальные беседы сотрудников органов внутренних дел;
-разъяснение уголовной ответственности за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку, ношение или изготовление огнестрельного, газового, холодного, метательного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.ст. 222, 223 УК РФ);
-фактическое затруднение возможностей профилактируемого лица приобрести оружие (профилактическая работа с окружающими его людьми, ужесточение контроля за лицами, имеющими объективные возможности добывания и продажи оружия).
Кроме того, проявление осведомленности сотрудников органов внутренних дел о намерениях профилактируемого лица само по себе способно заставить его отказаться от задуманного.
Иное дело, когда лицо криминальной направленности приискивает оружие для совершения преступления: до того момента, пока оно не приобрело оружие, имеет место обнаружение умысла на приобретение оружия с целью совершения преступления.
Комплекс профилактических мер на этой стадии включает в себя мероприятия, направленные на раннюю профилактику вооруженного преступления и предотвращение незаконного приобретения оружия.
В комплекс мероприятий на ранней стадии могут входить индивидуальные профилактические беседы, разъяснение неблагоприятных последствий приобретения оружия для совершения преступлений, компрометация профилактируемого лица в глазах ближайшего окружения и иные меры, направленные на недопущение приобретения оружия.
Если лицо криминальной направленности все же приобрело оружие с целью совершения преступления, наступает период непосредственной профилактики (предотвращения) вооруженного преступления, а также открываются возможности для привлечения виновного к ответственности за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку, ношение или изготовление огнестрельного, газового, холодного, метательного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. При реализации этой возможности также достигаются цели предотвращения вооруженного преступления.
Однако следует иметь в виду, что действия по приисканию оружия, его передаче, сбыту, хранению; перевозке, ношению или изготовлению осуществляются конспиративно, поэтому получение информации о них субъектами предупреждения затруднено, а возможности для применения мер ранней и непосредственной профилактики ограничены.
Предупредительное значение имеет и осуществление таких мероприятий, как взятие под охрану коммерческих и банковских структур, обеспечение надежности перевозки ими денежных средств, товаров народного потребления, установка дежурной сигнализации- в служебных помещениях банков, пунктов обмена валюты, постоянный контроль над негосударственными» охранными службами, получением и использованием ими огнестрельного оружия»и т. п.
В связи с тем, что на практике банды могут быть, структурными, подразделениями преступного сообщества- (преступной организации) важную роль в предупреждении бандитизма играет информационно-аналитическое обеспечение, создание банка данных, включающего в себя сведения о преступных структурах, направлениях их деятельности, лидерах и уголовных авторитетах, складывающихся между ними отношениях и т. п.
При- этом следует учитывать, что на сегодняшний день основные устремления организованных преступных формирований направлены на захват' ключевых позиций в наиболее доходных сферах экономики, на проникновение во властные структуры, прежде всего, на региональном уровне.
Исходя из названных криминологических аспектов, можно сформулировать, что информационно-аналитическая деятельность, подразделений уголовного розыска по борьбе с бандитизмом в сфере предупреждения его проявлений преследует следующие цели:
-выявление причин и условий, способствующих проявлениям организованной преступности, и лиц - потенциальных участников организованных преступных формирований;
-получение и анализ сведений о процессах и тенденциях, происходящих в преступной среде, концентрация их в массивах автоматизированных банков данных (АБД) и использование для проведения оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лидеров и участников организованных преступных формирований;
-организация системы информационного обмена- со Следственным комитетом при Генеральной прокуратуре РФ, ФСБ России, ФСКН России, ФПС России, контролирующими и иными ведомствами и осуществление совместных мероприятий по предупреждению проникновения организованных преступных формирований в сферу экономики и политики.
Информационно-аналитическая работа' осуществляется по следующим основным направлениям:
Получение с помощью оперативно-розыскных средств и методов стратегически важной информации и ее анализ. Содержание ее – конфиденциальные сведения и статистические данные о распространении и видах организованной преступности, в том числе по отдельным регионам, о коррумпированности должностных лиц, возможных способах совершения преступлений и об обстоятельствах, способствующих этим явлениям.
Получение контрразведывательной информации в целях обеспечения собственной безопасности, а также выявления сотрудников органов внутренних дел, являющихся участниками банд и совершающие посягательства в их составе с использованием своего служебного положения.
Важным элементом организации предупредительной работы подразделений уголовного розыска является планирование. Стратегические вопросы в этой сфере определяются комплексными целевыми программами по борьбе с преступностью.
Конкретные мероприятия по предупреждению* проявлений организованной преступности, в том числе бандитизма на различных уровнях в системе МВД России намечаются в следующих видах планов:
-межведомственных;
-основных организационных и практических мероприятий МВД России на год;
-организационных и практических мероприятий ДепУР МВД России и его структурных подразделений;
-специальных планах (по делам оперативного учета, проведения комплексных операций, оперативно-розыскных мероприятий, целевых проверок, исследований и т. д.).
Взаимодействие соответствующих подразделений в предупреждении бандитизма, как правило; носит дифференцированный характер. Внутреннее взаимодействие подразделения уголовного розыска осуществляют с иными подразделениями системы.
Внешнее их взаимодействие определяется характером решаемой задачи осуществляется на следующих уровнях:
федеральном- с правоохранительными- органами (Генеральная прокуратура РФ; ФЄБ России; Минюст России);:
региональном- с институтами исполнительной власти (правительства, администрации субъектов РФ);
международном - с зарубежными правоохранительными органами стран СНГ, Интерполом, Европолом; ФБР США, полициями странЕвропы.
Предупреждение бандитизма осуществляется также в процессе сотрудничества правоохранительных органов России с коллегами из стран зарубежья, включающего правовую взаимопомощь, обмен опытом и информацией, проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий.
Как представляется, создание целостной системы специальных мер предупреждения бандитизма невозможно без нормативного правового обеспечения предупредительной деятельности в этом направлении. Необходимо разработать, и принять долгосрочные специальные программы борьбы с. организованной преступностью на федеральном уровне, уровне федеральных округов, субъектов РФ и местном уровне. Данные программы позволили бы конкретизировать предупредительную деятельность, различных государственных и общественных институтов по предупреждению бандитизма, порядок их взаимодействия между собой их другими структурами, а также их ответственность за результаты своей деятельности.
Необходимо более тесное и активное взаимодействие субъектов; предупредительной деятельности со средствами массовой информации.
В целях координации взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; органов местного самоуправления, правоохранительных органов и общественных организаций в сфере помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы и их ресоциализации. Необходимо создать специальные координационные советы в каждом субъекте РФ.
В, настоящее время такая острая социальная проблема как организованная преступность, фактически не является целевым объектом правоохранительной деятельности, и, соответственно, решение связанных с ней комплексов вопросов не превратилась в самостоятельную сферу деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Сложившаяся ситуация отразилась в сфере подготовки кадров для правоохранительной сферы. В частности, в рамках учебных курсов по уголовному праву и криминологии целесообразно освещать вопросы квалификации преступлений, совершенных в соучастии, особенности личности преступника - участника банды или иного организованного преступного формирования.
Следует ввести специализацию следователей и других сотрудников органов внутренних дел, занимающихся раскрытием, расследованием и предупреждением бандитизм, а также специализацию судей, рассматривающих дела указанной категории (преступления, совершаемые организованными группами, с применением оружия). Необходимо регулярно проводить с ними занятия, направлять на специальное обучение, стимулировать дистанционное образование, знакомить с практикой Верховного Суда РФ, а также иным образом повышать квалификацию.
|