В иерархии задач, стоящих на сегодняшний день перед наукой, одно из первых мест занимает формирование понятийного аппарата. Как справедливо отметил Алексеев С.С., «юридическая терминология имеет общее, сквозное значение в юридической технике, выступает в качестве начального звена при юридическом выражении воли законодателя»[1].
Нам думается, что понятия «пенсия», «пенсия по случаю потери кормильца» целесообразно рассматривать в одной логической цепочке.
Среди видов социального обеспечения граждан республики основное место занимают пенсии. Понятие «пенсия» происходит от латинского слова pensio – платеж. Но это не всякий платеж, а платеж гражданину, т.е. физическому лицу, в связи с наступлением определенных обстоятельств в жизни - достижения соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью. Действительно, пенсия есть одна из форм денежных выплат, но не единственная. Поэтому следует найти такие ее черты или признаки, которые позволили бы определить специфичность этого вида выплат. Они, как правило, содержатся в правовых нормах, определяющих природу данного вида платежа, и состоят в следующем.
В юридической литературе высказано мнение о том, что пенсия - это ежемесячные выплаты алиментарного характера за счет средств Фонда социальной защиты населения[2]. Думается, что указанное понятие не содержит полный комплекс юридических признаков указанного правового института и не в полной мере отражает конструкцию состава права на пенсионное обеспечение.
Среди элементов конструкции юридического состава права на пенсионное обеспечение в связи с возникновением того или иного жизненного обстоятельства в данном определении содержатся только следующие элементы: алиментарный характер пенсионных выплат; ежемесячная периодичность пенсионных выплат; источник финансирования пенсионных выплат .
В свою очередь учёные Захаров М.Л. и Тучкова Э.Г. определяют пенсию как ежемесячную периодическую выплату, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца. Подобной же позиции в определении понятия пенсии придерживаются Харин К.С. и Беребина О.П. В данном случае определение содержит указание на назначение пенсионных выплат (материальное обеспечение определенных категорий граждан) и ежемесячную периодичность пенсионных выплат.
Названные авторы, выделяя в качестве основания приобретения права на пенсионное обеспечение такие личные обстоятельства, как достижение пенсионного возраста, инвалидность при условии длительного времени занятия определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособность граждан, потерявших кормильца, косвенно сужают понятие пенсии до понятия трудовой пенсии, что возможно только при одном условии - при отсутствии права на социальную пенсию[3].
Из сказанного можно заключить, что авторы не считают пенсиями выплаты, право на которые не связано с осуществлением в течение определенного срока профессиональной деятельности лицом, приобретающим право на такие выплаты, либо кормильцем нетрудоспособного лица[4]. Исходя из такой позиции, социальные пенсии следует признать пособиями. Позиция названных авторов представляется тем более нелогичной, что они не отрицают существования института социальной пенсии, определяя ее как пенсию, установленную для нетрудоспособных и пожилых граждан, которые по каким-либо причинам не «заработали» трудовую пенсию.
Таким образом, применение признака осуществления в течение длительного срока профессиональной деятельности лицом, приобретающим право на такие выплаты, либо кормильцем нетрудоспособного лица представляется целесообразным только при определении понятия «трудовая пенсия».
Следовательно, одной из черт трудовой пенсии является её связь с прошлой общественно полезной деятельностью самого пенсионера или кормильца. С данным обстоятельством тесно связан и общий порядок определения размера пенсий. Как правило, он соизмеряется с получаемым ранее заработком. Несомненно, признаком пенсии является и детальное регулирование в централизованном общегосударственном масштабе всех параметров такой выплаты – условий обеспечения этого рода выплатами, уровня по отношению к прошлому заработку, минимальных и максимальных размеров и т.д. Именно данный признак превращает пенсию в правовую категорию.
В Законе «О пенсионном обеспечении» выделены два вида пенсии по случаю потери кормильца: трудовая и социальная. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют члены семьи, чей кормилец в период работы или занятия иными видами деятельности подлежал государственному социальному страхованию, и за него, а также им самим уплачивались страховые взносы. Нетрудоспособные граждане, не получающие трудовую пенсию по случаю потери кормильца, имеют право на социальную пенсию. В ст. 72 вышеназванного Закона четко определен круг лиц, имеющих право на социальную пенсию:
инвалиды, в том числе инвалиды с детства; лица, достигшие возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет;
дети - в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.
Социальная пенсия по случаю потери кормильца, в отличие от трудовой, не исчисляется из прошлого заработка, а устанавливается дифференцированно в твердой сумме, но для каждой категории граждан, их получающих. Именно в этом и состоит характерная особенность социальных пенсий по случаю потери кормильца.
Пенсия по случаю потери кормильца — своеобразная пенсия. Своеобразие состоит в том, что некоторые условия для ее получения относятся к членам семьи, а другие — к самому кормильцу. Последнее дает повод к тому, чтобы считать такую пенсию производной от пенсии по инвалидности самого кормильца, если бы он стал инвалидом. Условия и нормы пенсионного обеспечения в связи со смертью кормильца дифференцируются в зависимости от причины смерти кормильца и числа членов семьи, на которых устанавливается пенсия[5]. В зависимости от причины смерти кормильца различается трудовая пенсия по случаю потери кормильца на общих основаниях и пенсия на основаниях, предусмотренных для семей военнослужащих. Причина смерти кормильца, если она не определена в соответствующих документах (извещение о гибели военнослужащего и т.д.), устанавливается медико-социальной экспертизой. Число членов семьи определяет лишь размер соответствующей пенсии.
Признание нетрудоспособным членом семьи, определенные родственные либо иные отношения к умершему — условие для установления пенсии по случаю потери кормильца. Выше отмечалось, что традиционно данная пенсия называется в нашей стране пенсией по случаю потери кормильца[6]. Главная причина этого — чрезвычайно широкий круг членов семьи, родственных и иных отношений к умершему, которые служат основанием для установления пенсии. В других странах пенсией обеспечиваются обычно переживший супруг и дети и подобная пенсия нередко именуется «вдовьей».
Дети, братья, сестры и внуки умершего, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, признаются нетрудоспособными членами семьи. В данном случае перечисленные члены семьи делятся на две группы. К первой относятся дети в буквальном смысле этого слова, включая подростков, т. е. все несовершеннолетние, состоявшие в указанном родстве с кормильцем, ко второй — взрослые граждане, также состоявшие в определенном родстве с умершим. Им предоставляется право на пенсию при условии, если их инвалидность наступила до достижения совершеннолетнего возраста[7]. В последнем случае время наступления инвалидности до достижения 18 лет, т. е. в детстве, устанавливается органом медико-социальной экспертизы. Это один из случаев, когда необходимо установление времени наступления инвалидности.
Правила, которые касаются детей умершего, относятся также к его братьям, сестрам и внукам, однако при условии, что они не имеют трудоспособных родителей. Родители братьев, сестер и внуков умершего признаются нетрудоспособными при тех же условиях, что и родители умершего.
В изъятие из общего правила обучающиеся и воспитанники в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, имеют право на пенсию до окончания обучения по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования[8]. Таким образом, теперь существенно увеличен возраст, до достижения которого выплачивается пенсия по случаю потери кормильца указанным учащимся.
Родители умершего (отец и мать) считаются нетрудоспособными, если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
Возрастной ценз снижен на 5 лет (до 55 и 50) для родителей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть наступила в результате их противоправных действий)[9]. Понижен на 5 лет и возраст для родителей военнослужащих, умерших вследствие военной травмы, если пенсия им устанавливается по Закону 1993 г. При этом не имеет значения, когда они достигли указанного возраста или стали инвалидами: до или после смерти кормильца.
Переживший супруг — жена или муж (иначе, вдова и вдовец умершего) признается нетрудоспособным при тех же условиях, что и родители. Особое правило установлено для жен военнослужащих, умерших вследствие военной травмы, если пенсия назначается им по Закону 1993 г.: они имеют право на пенсию по достижении 50 лет.
Российские пенсионные законы предусматривают сохранение назначенной ранее пенсии по случаю потери кормильца при вступлении в новый брак. В данном случае сохраняется не право на пенсию, а уже назначенная пенсия по случаю потери кормильца-супруга до вступления в новый брак.
Вдовы (вдовцы), получившие пенсию по случаю потери кормильца (жены, мужа), а затем вступившие в новый брак, в случае смерти супруга вправе перейти на пенсию по случаю его смерти, т. е. выбрать одну из этих двух пенсий.
Один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и трудоспособности, если этот член семьи осуществляет уход за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает. Раньше право на пенсию предоставлялось лишь одному из родителей или супругу при уходе за ребенком только до 8 лет. В данном случае пенсией обеспечиваются, следовательно, и трудоспособные члены семьи[10].
Пенсия по случаю потери кормильца в связи с уходом назначается лишь одному лицу, независимо от числа детей, братьев, сестер или внуков умершего кормильца, не достигших 14 лет, и числа лиц, фактически осуществляющих уход. Выплачивается она до достижения ребенком 14 лет либо до начала трудовой деятельности.
Дополнительное правило предусмотрено для жен военнослужащих, умерших вследствие военной травмы, если пенсия назначается им по Закону 1993 г.: занятым уходом за детьми умершего, не достигшими 8 лет, пенсия назначается независимо от того, работают они или нет [11].
Дед и бабушка умершего считаются нетрудоспособными независимо от их возраста и состояния трудоспособности. Их возраст ко времени смерти работавшего внука, на иждивении которого они находились, обычно превышает общий пенсионный возраст. Дополнительные условия для назначения пенсии — отсутствие лиц, которые по закону обязаны их содержать.
К числу лиц, обязанных содержать деда и бабушку, относятся их дети, супруг и внуки. Во всех случаях такая обязанность может возлагаться лишь на совершеннолетних и трудоспособных детей, супруга и внуков. Безусловную обязанность содержать деда и бабушку несут совершеннолетние и трудоспособные дети, если родители нуждаются в их помощи, а также супруг, если он обладает для этого средствами. При этом дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.
Что касается внуков, то их обязанность содержать нетрудоспособных дедушку и бабушку вторичная: право требовать в судебном порядке получения алиментов от своих внуков, обладающих необходимыми для этого средствами, имеют нетрудоспособные и нуждающиеся дедушка и бабушка, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или супруга (бывшего супруга) [12].
Усыновители и усыновленные умершего. Новое российское пенсионное законодательство не упоминает о праве на пенсию усыновителей и усыновленных. Ранее в законе предусматривалось, что усыновители имеют право на пенсию наравне с родителями, а усыновленные — наравне с родными детьми [13]. Отсутствие упоминания о праве на пенсию усыновителей и усыновленных объясняется тем, что этот вопрос регулируется семейным законодательством, согласно которому усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению [14].
Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию, полагающуюся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении (см. ст. 137, 138 Семейного кодекса РФ). Это правило содержится и в пенсионном законодательстве. Оно применяется в тех случаях, когда родители (либо один из них) умерли до усыновления и право на пенсию по случаю их смерти возникло у ребенка до усыновления. Если же смерть родителей наступила после усыновления, то права на пенсию по случаю их смерти у усыновленного ребенка не возникает.
Как известно, гражданам предоставляется право выбора пенсии. Усыновленный, получающий пенсию по случаю смерти отца или матери или имеющий право ее получать в случае смерти усыновителя, может выбрать пенсию по случаю смерти отца или матери либо пенсию по случаю смерти усыновителя [15].
Отчим, мачеха, пасынок и падчерица умершего. Напомним, пасынок и падчерица — дети одного из супругов для другого супруга. Супруг по отношению к детям своего супруга — отчим или мачеха.
В отличие от усыновителей, которые имеют право на пенсию наравне с родителями без каких-либо дополнительных условий, отчим и мачеха пользуются правом на пенсию, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. В ранее действовавшем союзном пенсионном законодательстве предусматривалось иное, трудно объяснимое правило: отчиму и мачехе предоставлялось право на пенсию наравне с родителями, если они находились на иждивении умершего пасынка или падчерицы не менее 10 лет.
Пасынки и падчерицы имеют право на пенсию в соответствии с Законом 1990 г. наравне с родными детьми, без каких-либо дополнительных условий. Ранее они приравнивались к родным детям в том случае, если не получали алиментов от родителей.
Теперь об иждивенстве. Как правило, право на пенсию по случаю потери кормильца предоставляется нетрудоспособным членам семьи умершего, если они состояли на его иждивении. Исключения предусмотрены для родителей и вдов (вдовцов) граждан, погибших вследствие военной травмы, а также одного из родителей или супруга, другого члена семьи, занятого уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца. Им пенсия назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении. Без учета этого обстоятельства устанавливается также пенсия родителям погибших военнослужащих[16].
В Законе 1990 г. содержится важное правило, касающееся детей умерших родителей: их иждивенство предполагается и не требует доказательств. Оно введено в связи с тем, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и уклонение некоторых родителей от выполнения этой обязанности не должно отрицательно отражаться на праве детей на пенсию по случаю смерти родителей.
Члены семьи считаются состоявшими на иждивении умершего, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию.
При разрешении вопроса об иждивенстве устанавливается, следовательно, носила ли оказываемая помощь постоянный характер и каков ее объем по сравнению с другими доходами. Так, получение членом семьи пенсии, стипендии или заработка не может служить препятствием для признания его иждивенцем, если основным и постоянным источником средств к существованию все же была помощь умершего, а не перечисленные выше доходы[17]. Иждивенкой мужа может быть признана работающая женщина, заработок которой значительно ниже заработка мужа, а иждивенцем работающего отца, получающего сравнительно высокую оплату труда, сын, которому выплачивается небольшая стипендия, и т.д.
Совместное проживание с кормильцем не является обязательным условием для признания лица иждивенцем. Если обратившийся за пенсией проживал раздельно с кормильцем (например, в разных городах или районах), вопрос об иждивенстве решается на общих основаниях, т. е. в зависимости от того, являлась ли помощь умершего постоянным и основным источником средств к существованию этого члена семьи.
Закон не содержит правила о том, сколько по времени должно продолжаться иждивенство; не указано в нем и о том, что иждивенство должно иметь место в последний период жизни кормильца. Следовательно, в зависимости от конкретных обстоятельств иждивенцем может быть признана, допустим, мать, находившаяся на иждивении сына непродолжительное время или переставшая получать помощь за несколько месяцев до смерти сына в связи с его тяжелой болезнью.
Иждивенцем может быть признан как нетрудоспособный, так и трудоспособный член семьи, например неработающая жена, не достигшая еще 55 лет, сын — студент очного учебного заведения профессионального образования, которому 20 лет, и т.д.
Далее рассмотрим особенности пенсий по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения распространяются на лиц, проходивших военную в Вооруженных Силах.
Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных выше, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии[18]. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при условии, что пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных выше, состоявшие на их иждивении.
Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию[19].
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
Законодательство устанавливает следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств (ветераны боевых действий); ветераны военной службы, ветераны государственной службы; ветераны труда.
Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы[20]. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).
Ветеранами государственной службы являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия и имеющие стаж или выслугу лет, необходимые для назначения пенсии по старости, за выслугу лет или иных видов пенсионного обеспечения, пожизненного содержания за работу (службу) на государственных должностях Российской Федерации.
Ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Члены семей ветеранов имеют право на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют члены семей граждан, которые устраняли последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также граждан, ставших инвалидами после этой катастрофы.
К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, перечисленные выше, а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. Ст. 10 Федеральный Закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ[21] «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).
Таким образом, на сегодняшний день, существует большое количество категорий граждан, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
[1] Алексеев С.С. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. - М.: НОРМА – ИНФРА, 1998. – С. 86.
[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2014. – С. 90.
[3] Яковлев М. Г. Занятость населения и механизмы ее регулирования М. - 2012. - С. 179.
[4] Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – С. 89.
[5] Галаганов В.П. Указ. соч. – С. 77.
[6] Галаганов В.П. Указ. соч. – С. 83.
[7] Венгеров А.Б. Указ. соч. С. 92.
[8] Арутюнян Р. Э. Судебная защита конституционного права граждан на пенсионное обеспечение. - 2014. - С. 62.
[9] Яхъяев Х. М. Анализ структурных трансфoрмаций занятoсти трудoвых ресурсoв в зoнах рекреациoннoй направленнoсти. - 2012. - С. 178.
[10] Галаганов В.П. Указ. соч. – С. 84.
[11] Арутюнян Р. Э. Указ. соч. - С. 66.
[12] Галаганов В.П. Указ. соч. – С. 78.
[13] Галаганов В.П. Указ. соч. – С. 78.
[14] Арутюнян Р. Э. Указ. соч. - С. 60.
[15] Галаганов В.П. Указ. соч. – С. 82.
[16] Яхъяев Х. М. Указ. соч. - С. 179.
[17] Арутюнян Р. Э. Указ. соч. - С. 63.
[18] Арутюнян Р. Э. Указ. соч. - С. 62.
[19] Арутюнян Р. Э. Указ. соч. - С. 62.
[20] Венгеров А.Б. Указ. соч. С. 92.
[21] Российская газета - 20.12.2001. - № 247.
|