Для оформления пенсионного обеспечения нужно просто следовать несложному алгоритму действий:
найти, где находится районный отдел Пенсионного фонда в той местности, где вы проживаете или прописаны;
обратиться в территориальный офис, отдел канцелярии ПФР с просьбой подать вам бланк заявления для назначения пенсионного пособия в связи с потерей кормильца;
заполнить бланк заявления, приложить к нему все требующиеся документы и сдать его на рассмотрение специалисту отдела выплат;
после десятидневного срока, сотрудники ПФР либо присылают на ваш почтовый ящик заказное письмо с уведомлением о том, что ваша заявка рассмотрена и вам назначена пенсия. Либо же вам пришлют письмо с содержанием об ошибках в документах, которые вам требуется исправить в трехмесячный срок, если вы хотите, чтобы датой назначения пенсии была та, в которую вы подавали заявление;
после того, как вы уладите все вопросы с документацией, и ПФР вам пришлет уведомление о назначении пенсии, выплаты будут происходить на тот счет, который вы указали в бланке заявления.
В том случае, когда пенсия была оформлена на попечителя, но для малолетнего ребенка и на счет сберегательной книжки, то попечитель произвольно сам снимать эти деньги не имеет права.
Для этого он дополнительно должен еще обратиться в попечительский совет органа опеки, где также подает заявление с просьбой разрешить ему, как опекуну, воспользоваться деньгами, которые перечислены на счет книжки ребенка из ПФР.
По срокам такие заявки должны рассматриваться не долго – в течение 5 или 10 рабочих дней. После этого, нужно взять с собой разрешение из органов опеки, саму сберегательную книжку ребенка и паспорт опекуна. С этими документами с сберкассе вам выплатят нужные суммы.
Вся документация, предоставляемая в Пенсионный отдел (Фонд) не относится к любым документам, какие только имеются у граждан или какие только захочет рассмотреть служащий данного госучреждения.
Любой служащий ПФРФ обязан соблюдать требования Министерства Труда РФ, которое выпустило специальный Перечень № 958н от 28.11.14г. (в частности п. 10), а также Приказ № 157н от 28.03.14 года, который утверждает Регламент административного порядка (пункты Регламента 34 и 36).
В этих правовых актах определены все нужные документы, которые подаются при оформлении пенсионного обеспечения в случае, если погиб или умер кормилец в семье.
К перечню относятся следующие документы:
паспорт лица, оформляющего пенсию на свою фамилию (попечитель, непосредственно сам нетрудоспособный гражданин или иждивенец, супруг, один из родителей и т.д.). В паспортных данных обязательно требуется, чтобы содержалась следующая важная информация:
персональные данные владельца документа;
сведения о прописке (постоянной регистрации);
сведения о временной регистрации (оформляются обычно в виде дополнительного талона из районного УФМС);
статус владельца паспорта – российский гражданин, иностранец, временно проживающий на территории РФ, получивший статус – «вид на жительство», лицо без гражданства и т.д.
свидетельство о смерти лица, на иждивении которого находилась семья.
Если кормилец семьи пропал без вести, тогда предоставляется соответствующее решение суда; кроме того, судебной инстанцией лица могут объявляться умершими, для этого проводятся соответствующие экспертизы или расследования. Следовательно, могут выдаваться и заключения после экспертиз, которые влияют на решение суда о объявлении пропавшего без вести кормильца умершим; любые документы, которые могут подтвердить страховой стаж умершего лица, на случай назначения пенсии по потере кормильца трудовой (страховой). Это могут быть:
справки из ПФР;
трудовая книжка (копия ее заполненных страниц);
справки и выписки из приказов и личного дела от того или иного работодателя и другие варианты.
Бумаги, являющиеся подтверждением родственных связей заявителя со скончавшимся кормильцем:
свидетельство о брак или его расторжении;
свидетельства о рождении детей;
свидетельство об усыновлении ребенка и прочее.
документ для подтверждения возраста того, кому начисляется пенсия – паспорт, свидетельство о рождении;
дополнительные документы, которые предоставляются по требования служащего ПФР:
подтверждение того, что иждивенец был на попечении кормильца, который умер, погиб или пропал без вести;
о нетрудоспособности родителя, попечителя;
справка о доходах заявителя;
справка о составе семьи;
справка о том, что второй умерший родитель имел пенсионный коэффициент.
Для членов семей военных, космонавтов или погибших при катастрофах радиационных объектов пунктами 34, и 36 Регламента административного порядка, предусмотрена подача следующих документов:
доказательная база факта гибели или смерти, наступившей в следствии травматизма при исполнении;
подтверждение сроков, периода службы для умершего призывника;
подтверждение того, что вдова погибшего не вступила в другой брак.
Все эти документы прикрепляются к заявлению, которое заполняется на специальном бланке в территориальном отделении ПФРФ.
Бланк заявления является стандартным Приложением № 5 к Инструкции, регламентирующей порядок оформления пенсий.
Документы, которые призваны подтверждать страховой стаж скончавшегося или безвестно пропавшего кормильца, задекларированы в специальном персонифицированном учете[1].
Такой учет обязаны соблюдать все работодатели на основании Постановления Правительства РФ № 1015 от 02.10.14г. Благодаря тем данным, которые работодатели предоставляют Пенсионный фонд, может выдавать справки гражданам о страховом стаже.
Если родители не были в браке, а ребенок остался без отца по причине его смерти, то факт отцовства должен быть установлен через судебные инстанции.
Только с решением суда можно уже обращаться в ПФР и подавать заявление для назначения пенсии по утрате кормильца не для матери, а для ребенка.
Для самой матери такого ребенка, пенсионное пособие по потере кормильца не полагается по закону потому, что брак официально должен быть зарегистрирован.
Поэтому на себя она не сможет ни перевести трудовую пенсию как вдова, ни оформить пособие в связи с кончиной своего гражданского супруга.
Еще одним средством получения такого рода материального обеспечения от государства, может быть способ оформления бабушкой или дедушкой опекунства над полуосиротевшим ребенком[2].
Даже если трудовая книжка умершего утрачена или испорчена (например, побывала в пожаре), все сведения о его трудовой деятельности обязательно сохранились в Пенсионном фонде.
Поэтому отсутствие такого документа не должно быть препятствием к назначению пенсионного пособия в связи со смертью кормильца.
Еще, как вариант, можно обратиться к работодателю умершего, если у него было не так много рабочих мест, и тогда от его предприятия бухгалтерия выдаст вам справку, где прописаны будут все сведения о зарплате и страховых взносах по умершему гражданину, когда он работал.
Однако в случае, когда он менял много работ, такое похождение по работодателям займет слишком много времени. Поэтому лучше всего ограничиться одним обращением в любой из ближайших ПФР.
Следует отметить, что причина смерти кормильца так же важна, как и тот факт, работал ли он официально или нет.
Кроме заболеваний с летальным исходом или гибели при исполнении службы (воинской обязанности, работы космонавта или рабочего на объекте с радиационной опасностью), существуют также и другие причины, по которым в назначении пособия ожидаемого размера могут отказать.
А, так как размеры пенсий определяются их направленность (трудовая, страховая, государственная или социальная), то при случае один вид пенсии заменяется другим, с уменьшенными выплатами.
К примеру, если причиной кормильца стало его самоубийство, тогда при подаче заявления на получение государственной пенсии, заявителю могут отказать и предложить оформлять пенсию по утрате кормильца социальную с надбавками из страхового пособия.
Многие задаются также вопросом по нестандартной ситуации, когда граждане не знают, можно ли оформить пенсию по потере кормильца по временной регистрации.
Такое может произойти, когда кормилец являлся российским гражданином, а, предположим, его супруга, на попечении которой остались малолетние дети, является гражданкой другой страны, да еще и к тому же прописанной временно на территории России.
По закону обращение за таким пенсионным назначением по временной регистрации вполне возможно. Причем обращаться можно не только в территориальный ПФР, но еще и МФЦ (многофункциональный центр). Поэтому это не должно быть препятствием для получения материальной поддержки после смерти кормильца.
Случаи, когда ребенок окончил уже школу, ему исполнилось 18 лет, прекратили производить выплаты из Пенсионного фонда, а через пару месяцев после прекращения выплат он поступил в ВУЗ на дневной стационар, нужно просто снова подать заявление в ПФР за назначением соответствующей пенсии ребенку.
Правда, для оформления понадобиться взять в деканате справку о зачислении ребенка в учебное заведение.
Затем эта справка относится в районный ПФ и подается там вместе с заявлением на очередное рассмотрение дела. Пенсию должны начислить с даты подачи заявления до наступления 23-летнего возраста студента.
Оформить пенсионную материальную помощь по случаю кончины кормильца не сложно. Нужно только точно знать, какие документы заранее следует подготовить, и каким требованиям должны соответствовать будущие пенсионеры, лица, которые будут пользоваться начисленными из ПФР денежными средствами.
Главный принцип в этом вопросе – это подтверждение документами родственных связей с умершим, а также определиться, какой вид пенсии вы хотите получать по смерти кормильца. Ведь можно оформить трудовую пенсию вдове, а можно и ребенку, которому еще не исполнилось 18 полных лет.
[1] Яковлев М. Г. Указ. соч. - С. 179.
[2] Галаганов В.П. Указ. соч. – С. 70.
|