Понедельник, 25.11.2024, 21:29
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Социальное государство, правовое государство, социальное правовое государство: соотношение понятий

Право выражает взаимодействие в системе "индивид-общество-гос-во". Взаимная уравновешенность элементов есть необходимое равновесие свободы, есть условие обеспечения правовой справедливости, при котором только и возможно право – государственное устройство, отвечающее своему назначению.

Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права. Право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.[1]

Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства. Признаки правового государства: – верховенство правового закона; – реальность прав и свобод индивида; – организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. Другие определения правового государства, в которых просто перечисляются его признаки.

Взаимосвязь государства и права в правовом государстве И. Кант обосновал идею о правовом государстве как о такой государственной власти, целью которой есть право. С позицией современного анализа это означает, будучи связанным правом, государство может действовать "свободно". Само государство возникает и существует не одновременно с правом, но до известной степени и ради самого права – для его формулирования и обеспечения. Устанавливая правовые нормы, гос-во обязано соблюдать эти нормы, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для государственных органов в той же мере, как и для граждан.

Правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государственных органов выступает как деятельность, урегулированная правом. Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Государственным органам позволено только то, на что их уполномочил закон. Некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности присущ особый характер взаимосвязи государства и права, главное в правовом государстве – это признание верховенства права над гос-вом, подчинение всех его органов закону.

Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны правом. Отношение "государство-право" есть отношение людей. В правовом государстве в центре находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном итоге затрагивает человека и его свободу. Главное в право государственном устройстве взаимосвязь государства и права обеспечение гармоничного и прогрессивного развития личности, расширение ее свободы. Если ценность права и обусловлена связью с гос-вом, то это имеет место лишь в той мере в какой само гос-во поставлено на службу человеку.

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Он означает построение и осуществление единой государственной власти на основе четкого разграничения компетенции между ее различными ветвями (властями в узком понимании) – законодательной, исполнительной и судебной в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа.

Разграничение единой государственной власти на три отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности. Каждая из властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий[2].

 

[1] Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби", Изд-во "Проспект", 2013. С. 31.

[2] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. -Изд. 2-е изм. и доп. -М., 2013. С. 12

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (15.07.2017)
Просмотров: 194 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%