Возбуждение уголовного дела закономерно является первой стадией уголовного процесса, осуществляемого в Международном уголовном суде.
Однако, для того, чтобы начать расследование в данном органе, необходимо наличие определённых обстоятельств. Данные обстоятельства указаны в статье 17 Статута и предполагают в частности нежелание или неспособность государства «вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом»[1]. Только в случае, если национальные суды уклоняются от уголовного преследования лиц, совершивших преступления (причём только таких, которые подпадают под юрисдикцию МУС), может быть возбуждено дело в Международном уголовном суде. Это целиком и полностью соответствует правилу, сформулированному в статье 1 Статута, согласно которому Международный уголовный суд «дополняет национальные системы уголовного правосудия»[2]. Иными словами, данное правило означает, что МУС не должен подменять национальные органы правосудия, а призван служить инструментом, позволяющим привлечь к уголовной ответственности виновных в совершении преступлений лиц, только в случае если сами государства сделать это не в состоянии. Этот принцип является основополагающим в деятельности МУС и, как отмечает автор Е.А. Климова, получил название «принципа комплиментарности»[3].
Существует три основных способа «запустить механизм уголовного преследования в рамках МУС»[4]. Эти способы описаны в статье 13 Статута:
-ситуация, при которой прокурор самостоятельно начал расследование в отношении такого преступления в соответствии со статьей 15 Статута, «основываясь на информации из любого источника, включая показания потерпевшего или его семьи»[5].
-ситуация, при которой, как представляется, были совершены преступления, подпадающие под юрисдикцию МУС передается прокурору государством (такие случаи имели место, когда «три государства участника Римского Статута - Уганда, Центрально-Африканская Республика и Демократическая республика Конго передали на рассмотрение МУС ситуации относительно преступлений, совершённых на их собственных территориях»[6]).
-ситуация, при которой, как представляется, были совершены одно или несколько таких преступлений, передается прокурору Советом Безопасности, действующим на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций (такая ситуация сложилась, когда было вынесено «решение о передаче в Международный уголовный суд дел виновных в совершении военных преступлений в Дарфуре, принятое Советом Безопасности ООН в марте 2005 года»[7]).
Также следует отметить, что «государства, не являющиеся участниками Римского Статута, могут обратиться к Суду, если они готовы признать юрисдикцию МУС на разовой основе»[8], что допускается Статутом.
Объединяет все вышеуказанные ситуации, которые, по сути, являются поводами к возбуждению уголовного дела, тот факт, что независимо от того, что послужило основанием к началу уголовного преследования в МУС, в любом случае ведущая роль на стадии возбуждения уголовного дела будет принадлежать Прокурору, а также Палате предварительного производства. От действий именно данных органов в целом буде зависеть, будет ли начато расследование в МУС или нет. Учитывая данное обстоятельство, последовательно рассмотрим полномочия указанных органов на данной стадии международного уголовного процесса и охарактеризуем их правовое значение.
[1] Римский Статут Международного уголовного суда //Костенко Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002. С. 200
[2] Там же. С. 191
[3] Климова Е.А. Особенности следственной процедуры Международного уголовного суда// Междуародное уголовное право и международная юстиция. 2007. № 2. С.36
[4] Климова Е.А. Процессуальные аспекты деятельности Международного уголовного суда// Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. № 4-С.17
[5] Трикоз Е.Н. Начало деятельности Международного уголовного суда: состояние и перспективы // Журнал российского права. 2005. № 3, март (правовая система Консультант Плюс)
[6] Трикоз Е.Н. Первые уголовные расследования в практике Международного уголовного суда//Международное право.2007.№ 1 (29). С. 200
[7] Ковалёв А.А. Деятельность Международного уголовного суда и его перспективы// Международное право. 2007. № 1 (29). С.177
[8] Там же.
|