Сегодня село перестало быть исключительно местом проживания деревенского населения. Жизнь в селе превращается в своеобразный образ жизни, который многими противопоставляется городскому, урбанизированному, "оторванному от почвы и земли". Именно в сельской местности многие представители так называемого "бомонда" стараются раскрыть свой новый образ, в селе представители среднего класса ищут вдохновения для реализации новых жизненных целей. Сохраняя традиционалистский уклад, сельская местность способна стать основой для процесса "возвращения к корням", запрос на который существует в российском обществе.[1]
С каждым годом в российском культурном поле усиливается подъем патриотизма и попыток восстановления того образа мышления, миропонимания, цивилизационного подхода, который существовал в императорской России. Традиционализм и консерватизм, приобретающие все большее распространение так же черпают свою основу в российских деревнях. К примеру, российское казачество, в процессе своего возрождения способно восстановить свой потенциал, исключительно основываясь на жизни станиц и хуторов, в которых еще сохранились казачьи песни и традиции.
Сельская местность обладает и особой ментальностью, историческим и этнокультурным восприятием. В частности, если рассматривать приграничье. Именно там, благодаря дисперсному расселению жителей и постоянному трансграничному взаимодействию, складывается этнокультурный процесс, отличный от остальной части приграничных регионов. В данной статье мы остановимся на факторе этнокультурной идентичности в сельской местности, сложившейся в приграничье, рассмотрев пример слободы Дячкино Тарасовского района Ростовской области.
Дячкино, как и Тарасовский район в целом, выступает фронтиром Ростовской области, располагаясь на территории, которую дисперсно населяют как казаки, так и украинцы. В Тарасовском районе встречается географически обратный процесс расселения народов: если на востоке района, ближе к Волгоградской области (с. Большинское, Колушкинское) проживают украинцы, потомки малороссов-переселенцев, то на западе, возле границы с современной Украиной (ст. Митякинская) проживают казаки, до сих пор сохранившие свои обычаи и культуру. И здесь нельзя не согласиться с доводом Глории Анзалдуа, что в приграничье "жизненная кровь двух миров сливаясь, формирует третью "страну" – граничную культуру" [5, с. 25]. Примером этой "граничной культуры" и выступает с. Дячкино с прилегающими к нему хуторами.[2]
Свое начало слобода Дячкино (хотя ее сейчас чаще называют селом, однако Дячкино исторически являлось слободой, т.е. малоросским поселением) берет с конца 30-х гг. XVIII века. Тогда, в 1737 году не месте будущего хутора был поселен "вольный черкашенин" из Стародубского полка Михайло Евдокимович Кушитров, после чего на эти земли и началось переселение малороссов.
Но, как водится, слобода быстро обрела хозяина, им и стал первый помещик, казачий старшина Андрей Степанович Дячкин (? – 1781 г.) Судя по фамилии имевший происхождение из губерний Центральный России и получивший эти земли, как и другие выслужившиеся старшины по приказанию императрицы Екатерины II. Тогда же получило свое начало и название слободы, а на тот момент еще хутора Дячкин Глубокинский, временами называвшийся просто Глубокинским.
Советский историк и писатель, д.и.н. Алпатов Михаил Антонович в своем романе "Горели костры", описывая 1902 г., приводит следующую специфику взаимоотношений между жителями с. Дячкино и соседнего х. Сибилев, населенного донскими казаками: "Стоят они рядом, но будто для того только, чтобы показать людям, что они не похожи друг на друга. Дячкино – мужичья слобода, всего сорок лет назад крепостная, теперь разоренная податями.
Маленькие хаты тесно жмутся друг к другу, издали кажется – не хаты со старыми соломенными крышами, а большая отара немытых овец сбилась в кучу в жаркий день и застыла неподвижно. Невысокая старинная церковь среди серых крыш маячит, словно чабан среди скопища овец. И можно подумать: не сквозная широкая улица идет от церкви к слободе, а послушные овцы расступаются перед человеком, дают ему дорогу"[3].
В своем романе, описывая этнокультурную ментальность дячкинцев, М.А. Алпатов передает ее посредством библейских мотивов: "в извечной борьбе между сибилевцами и иногородними дячкинцами псаломщик Яков Александрович – маленький, тщедушный и носатый человек – держал сторону дячкинцев. Он доказал, что сибилевцы "каионово семя" и существуют на земле только с божьего попустительства. Семь казней египетских – это подлости и бесчинства, которые сибилевцы чинят дячкинцам, а победа Давида над Голиафом есть не что иное, как неминуемая победа предводителя дячкинцев Максима Жорняка над Артемом Золотаревым. Новозаветинские фарисеи и саддукеи тоже сильно смахивали на сибилевцев".
Рассматривая современную идентичность дячкинцев, нами был взят подробный комментарий у отличника народного просвещения, филолога Русланы Антоновны Бредихиной (завуч МБОУ "Дячкинская СОШ" в 1965-1999 гг.) и филолога-исследователя Ларисы Юрьевны Бредихиной (завуча МБОУ "Дячкинская СОШ" с 2004 г.). Они отмечают, что "Тарасовский район Ростовской области находится непосредственно на границе с Украиной. Но по стечению обстоятельств, в станице Митякинской, которая является казачьей, находится близко к границе, совсем исчезли слова из украинского языка, а в слободе Большинка, что в глубине района – наоборот. Возможно, близость п. Криворожье, где раньше жило большинство выходцев из Украины (о чем свидетельствует название), сыграла в этом решающую роль.
Слобода Дячкино Тарасовского района Ростовской области расположена в месте, где до границы с Украиной очень недалеко. Помещик А.А. Карпов, который получил земли, на которых находится она в настоящее время, при записи своих владений добавлял в названия слово "русский". Например, Екатериновка-Русская. До сих пор это сохранилось в названии хутора Карпорусский.
Население слободы Дячкино постоянно было связано с украинскими жителями, тем более, что в слободу на поселение пришло в свое время достаточно много семей непосредственно с Украины (Иван Иванович Горбаток с сыновьями из Харьковского слободского полку 1758 г., Ефим Игнатьевич Бердников из Белгородской губернии, Тимофей Йосипович Василенко из Сумского слободского полку, Улас Петрович Доброкоженко оттуда же, Алексей Петрович Однороженко Полтавского полку с города Полтавы, Федор Афанасьевич Раенко из Киевской губернии. Всего таких семей около 30).
Следовательно, они принесли с собой свой говор, правила общения, названия вещей и предметов, которые сохранились в некоторых семьях до сих пор. До сих пор в них "балакают", то есть говорят на местном диалекте, который больше похож на украинский язык, нежели на то, как "гутарят" казаки, например, жители близ лежащего хутора Атаманска. В обиходе у дячкинцев до сих пор сохранились такие слова как "цыбуля" – лук, "кабак" – тыква, "рушник" – полотенце, "ходим" – пойдем, "вечерять" – ужинать, "мабудь" – наверное, "ишьтэ" – ешьте, "дывысь" – смотри, "молодичка" – молодая женщина/ жена и другие.
Влияние украинского языка сказалось и на фамилиях дячкинцев. Самые распространенные до сих пор – Солонченко, Дьяченко, Лозенко, Ефименко, Зозуля. А параллельно с ними и русские – Калашников (от украинской Калачниченко), Чувиков (по всей вероятности образовалась от украинской "Чючей").
По мере того, как слобода оказывалась в самом удобном для жительства месте (наличие железной дороги) в нее стали приезжать рабочие из областей и районов России (например, семьи Тишаковых, Кучеровых). С ними приходил и другой говор, хотя и он подвергался влиянию основного дячкинского говора. Люди переставали произносить взрывное русское "Г" (оглушали его на манер украинского), утрачивали распевное "аканье", больше выделяли букву "о", стали смягчать окончание у глаголов [идут’], [паіут’].
Местная фольклорная группа в своем репертуаре имеет много песен на украинском языке, которые они "спивають" и по вечерам, сидя на лавочке, отдыхая после рабочего дня".[4]
Сильный фактор украинского влияния на население слободы обоснован длительными волнами миграции населения. Первая из них основывалась на переселенцах из Центральной и Восточной Украины в сер. XVIII – нач. XIX вв. Начала закладываться малоросская ментальность жителей, которая и определяла их максимальную близость с населением Малороссии. Тогда же сформировалась украинская идентичность, входящая в конфликт с соседней казачьей. Подобная ситуация была характерна для всего Верхнего Дона, где было расположено множество малоросских поселений. Данный факт описывает и известный писатель, Нобелевский лауреат М.А. Шолохов в романе "Тихий Дон": "с давних пор велось так: если по дороге на Миллерово ехал казак один, без товарищей, то стоило ему при встрече с украинцами (слободы их начинались от хутора Нижнее-Яблоновского и тянулись вплоть до Миллерова на семьдесят пять верст) не уступить дороги, украинцы избивали его... – Эй, хохол! Дорогу давай! На казачьей земле живешь, сволочуга, да ишо дорогу уступать не хочешь?" [4, с. 54]. Подобный разговор был характерен и для жителей с. Дячкино при встрече их казаками из соседних х. Сибилева и х. Атаманска.
Советская власть вслед за установлением на Дону, в процессе политики "коренизации" способствовала становлению "украинизации" Северо-Кавказского края с 1925 по 1933 гг. Непосредственно она проводилась в Азовском, Заветинском, Зимовниковском, Кашарском, Леоново-Калитвенском, Матвеево-Курганском, Мечетинском, Миллеровском, Ремонтнеском и Таганрогском районе. Дячкино, в 1921-23 гг. входившего в состав Тарасовской волости, а с 1924 г. Тарасовского района, она не коснулась, однако оказала непосредственное влияние и лишь подчеркнула значимую роль украинского этнокультурного фактора в регионе.
В послевоенный период в Дячкино так же наблюдался массовый переезд жителей из регионов западной Украины. Однако они не способствовали сохранению украинской идентичности, которая постепенно исчезает в настоящее время. Переселенцы из приграничных территорий УССР, в свою очередь, были большей частью представителями донского казачества и русских переселенцев из Центральной России.
В настоящее время процесс этнокультурной идентичности в сельской местности постепенно растворяется, посредством как глобализации, так и более локальной проблемы, а именно оттока молодежи в города. Хранителями малоросской/украинской идентичности дячкинцев остаются люди старшего поколения. Они же сохраняют и песенные традиции, М.А. Алпатов описывал, что в 1902 г. Дячкино славилось своим хором, а дячкин-ских девчат звали "иже херувимы". Сегодня традиционные украинские песни исполняются местными песенными коллективами, а в 2004 год Т.А. Карташовой была защищены кандидатская диссертация искусствоведения "Песенная традиция украинских крестьян в контексте народной культуры Дона", основывающаяся в том числе и на материале, полученном в с. Дячкино.[5]
Однако вопрос сохранения этнокультурной составляющей автохтонного населения с. Дячкино в настоящее время может рассматриваться в синтезе с переходом к традиционным формам самоуправления. Учитывая историческую специфику территории, на которой расположено село, а до Октябрьского переворота 1917 года это была Область войска Донского, мы считаем вполне приемлемым переход к системе казачьего самоуправления.
Согласно административно-территориальному делению войсковой казачьей организации "Всевеликое войско Донское", с. Дячкино располагается в рамках Митякинского юрта Донецкого окружного казачьего общества. Юртовым атаманом является глава Тарасовского района Михаил Иванович Карпенко. В настоящее время на территории района функционируют казачьи добровольческие дружины. Но, по сравнению с соседними юртами (Миллеровским и Глубокинским) казачья специфика развита слабо, что, на наш взгляд, требует должных корректировок.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходя из интересов населения может быть создано муниципальное образование в традиционной для казачьей территории форме самоуправления. Для этого большинство населения должно поддержать проект устава муниципального образования, в котором наименование, форма представительных и исполнительных органов местного самоуправления, официальные символы соответствуют историческим, культурным, национальным и иным местным традициям и особенностям. Главой такого муниципального образования может быть избран атаман. Казачьему обществу при реализации данной модели организации местного казачьего самоуправления могут быть делегированы отдельные полномочия по реализации государственной и региональной политики в отношении казачества и решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 4 Федерального закона от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", хуторское, станичное, городское казачье общество – первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей – жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Руководство казачьим обществом, а следовательно и казачьей самоуправляемой территорией осуществляет атаман, при участии совета стариков и хуторского/станичного правления. В своей работе они осуществляют деятельность в рамках устава казачьего общества.[6]
Возможность реализации местного референдума видится нами вполне возможным в ближайшем периоде до 2018 года. Вопрос заключается лишь в поиске политических сил среди региональной или федеральной элиты, способной поддержать/ пролоббировать данный процесс.
[1] Курманов, Э.Р. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в свете некоторых решений Конституционного Суда Российской Федерации / Курманов Э.Р. // Конституц. и муницип. право. – 2016. – № 12. – С. 54-58.
[2] Балыхин, А.Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления / Балыхин А.Г. // Гос. власть и местное самоупр. – 2016. – № 1. – С. 12-16.
[3] Кодина, Е.А. Развитие законодательства о местном самоуправлении. Анализ актуальных правовых вопросов / Е.А. Кодина // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. – 2016. – № 2. – С. 13-22.
[4] Итоги ежегодного мониторинга развития местного самоуправления в РФ за 2011 год // Вопр. местного самоупр. – 2016. – № 1. – С. 4-6.
[5] Волков, В. Проблемы обеспечения комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и направления совершенствования законодательства по их решению / В. Волков // Муницип. власть. – 2016. – № 6. – С. 22-27.
[6] Выдрин, И.В. Муниципальное право России: учебник / И.В. Выдрин. – 4-е изд., перераб. – М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2016. – 255 с.
|