Стратегическое развитие малого предпринимательства в России должно базироваться на признании его в качестве приоритетной сферы экономики, без которой невозможно решение многих социально-экономических проблем, таких как расширение конкуренции и рост экспортного потенциала, создание дополнительных рабочих мест, повышение эффективности использования сырьевых ресурсов[27, c.75].
Результаты анализа работы малых предприятий в России свидетельствует о том, что уровень их развития значительно отличается от мировых показателей. Основная часть нынешних трудностей и препятствий на пути становления и развития малого предпринимательства находится за рамками данной сферы бизнеса и в определяющей степени сводится к проблемам финансового свойства. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что именно в силу трудностей финансового характера, процесс адаптирования малого бизнеса в российской национальной экономической системе осуществляется темпами, неотличающимися необходимой динамикой. Дефицит финансовых ресурсов, как на стадии организации бизнеса, так и тем более в рамках реализации конкретным субъектом инвестиционной программы в фазе функционирования последнего выступает в качестве основного сдерживающего фактора[22, c.40].
Главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса[10, c.27].
Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.
Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.
Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%)[48].
Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников.
В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России. Правительство РФ уделяет большое внимание проблемам малого бизнеса [39, c.14]. Дмитрий Медведев на совещании по вопросам поддержки малого бизнеса обозначил три основные проблемы малого бизнеса в России. По мнению экс-главы государства, в первую очередь малому бизнесу мешают "давление и административное, и правоохранительное". Несмотря на то, что давление постоянно сокращается, оно все–таки еще есть.
Второй проблемой малого бизнеса Дмитрий Медведев назвал монополизацию различных рынков и то, что предприниматели не могут обратиться за заключением соответствующих договоров, в том числе и на участие в госзакупках на региональном и муниципальном уровнях.Третьей проблемой бизнеса, стали высокие тарифы и сложности с подключением, которые испытывают предприниматели. Эти сложности "реально просто косят малый бизнес", сообщил он. Дмитрий Медведев согласился, что проблемы создают не только энергетики, проблемы в системе, и на нее нужно обратить отдельное внимание[53].
Таким образом, развитие малого предпринимательства – одно из главных направлений создания среднего класса, отмеченного высокой квалификацией, культурой труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.
Из этого всего следует, что первоочередные задачи на пути развития малого бизнеса в России - это совершенствование правовых основ, снижение налогообложения, обеспечение законодательной базы и правовых гарантий, совершенствование банковской и кредитных систем.
Решительную помощь в этих областях может и должно оказывать государство.
|