Источниками, корнями мусульманского права были предыдущие и современные правовые культуры Востока и Средиземноморья, доисламский закон арабов, арабские кочевые, оазисно-сельскохозяйственные племенные и городские полис государства; Право Сасанидского Ирана, Византии, римского права, норм иудейской и христианской этики и права.
Согласно Исламу, правовые нормы считаются неотъемлемой частью божественного закона и порядка, который управляет миром. Следовательно, шариат и его собственная нормативная часть (фикх) включают не только правовые положения, но также религиозную догму ислама, мусульманскую мораль, а также нормы, определяющие "отношения мусульман с Аллахом".
В Коране говорится, что верующие не должны следовать этому, "мы нашли с нашими отцами", но должны следовать тому, что ниспослал Бог. Таким образом, Коран разорвал старый закон и нравственность и приказал следовать только исламу. [1]
Таким образом, на основе широкого спектра корней и источников возникла уникальная независимая правовая система.
Его основным источником и сутью было учение Мухаммеда, включающее религиозные догмы, нравственность и правовые нормы. Слабость (неразделенный, синкретизм) шариата, содержащееся в нем божественное провидение, религиозные и моральные принципы определяли специфику мусульманского правосознания, оценку законного и несправедливого поведения.
Таким образом, мусульманское право характеризуется: божественным источником, религиозной монотеистической основой, неразделенностью религиозных, этических и правовых норм, универсальностью, адаптируемостью к любой этнической, культурной и научно-технической среде, религиозной терпимостью, а также непримиримостью политики.
Идеи и принципы мусульманского права, независимо от их происхождения, должны быть оправданы Кораном - его прямыми или близкими инструкциями. Такими инструкциями могут быть утверждения Пророка Мухаммеда (аль-хадиса) или описания его деяний (как-Сунна).
Следующая группа норм исламского права согласовывается и принимается на основе "рациональных" источников мнения - правил (аль-иджма). Другая группа источников исламского права - это правила, выводы, разработанные наиболее авторитетными юристами в результате сопряжения современных проблем, связанных с Кораном, хадисом и методами сунны дедуктивного исследования по аналогии (кийас, Хадис, иштислах и т.д.). Эти четыре группы норм составляют аль-фикх - мусульманское право. [2]
Первоначально возникнув на Аравийском полуострове, мусульманское право распространило действие на новые территории по мере расширения границ халифата. В исламских государствах на первый план ставился не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин в любой стране должен соблюдать Шариат и оставаться верным Исламу. Поэтому постепенно, с распространением ислама и превращением его в одну из мировых религий, шариат стал своеобразной "мировой системой" права, которая оказала решающее влияние на правовую жизнь многих стран Азии, Африки и Европы.
Впоследствии Ислам раскололся в наиболее ортодоксальном направлении в исламе - суннизме и шиизме, который до сих пор занимает доминирующее положение в Иране. Наиболее существенные различия между этими тенденциями сводятся к передаче власти в халифате и ритуальной практике. Высшая власть в халифате, по мнению ортодоксальных суннитов, должна принадлежать халифам, избранным всей общиной. С другой стороны, шииты признают только наследственную передачу власти потомкам Али, родственнику Пророка Мухаммеда. Сунниты признают сунну как главный источник религии и права наряду с Кораном. Шииты отрицают определенность некоторых суннитских хадисов и используют свои собственные коллекции.
Раскол в исламе привел к расколу в шариате, который впоследствии был выражен в учении различных юридических школ.
К XIV в. Сторонники ортодоксальной шариатской секты разделились на четыре основных убеждения (мазхабы), представляющие собой по существу независимые юридические школы, что привело к появлению четырех выдающихся мусульманских юристов: ханифитов, маликитов, шафитов, ханбалитов. Наиболее распространенным среди них был ханафитский мазхаб. [3]
Основным источником мусульманской доктрины и права является Коран - священная книга мусульман, состоящая из молитв и проповедей, приписываемых Пророку Мухаммаду, которые при жизни были только устными. Канонизация содержания Корана и составление его окончательной формулировки произошли с праведным халифом Омаром. Коран имеет мифологический характер, но значительная часть его имеет прямое юридическое содержание.
После смерти Мухаммада появилась Сунна ("Священная традиция"), состоящая из рассказов (хадисов) о делах, суждениях, делах, высказываниях и даже молчании Пророка Мухаммада. Выбор наиболее значимых и заслуживающих доверия выборов был сделан квалифицированными и достойными богословами-юристами и судьями. Самыми авторитетными и юридически обоснованными были хадисы, на которых говорили соратники Мухаммеда. В этом случае сунниты признают все хадисы, а шииты - это только те, кто вознесся ко времени первых праведных халифов, включая Али.
Первые четыре халифа (Абу Бакр, Омар, Осман, Али) обращались к Корану и Сунне для разрешения споров, но со временем стало ясно, что их различных предписаний недостаточно, у них было много недостатков, которые необходимо устранить. Этот период и определил дальнейшее развитие мусульманской правовой мысли. [4]
Нахождение пробелов в законодательстве ставит все мусульманские правовые нормы перед необходимостью разработки их собственной правовой формы на основе использования и использования - относительно свободного усмотрения, который применялся при толковании норм Корана или Сунны или при использовании новых правил в отсутствие их в источниках. С развитием исламской теории права и права на образование, включая правовые. [5]
В процессе интерпретации было разработано несколько методов:
1. Рай - индивидуальная интерпретация авторитета суннитского богословия.
2. Иджма - считался "общим соглашением мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной это относится к самым авторитетным источникам права. Практически, иджма состояла из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были выражены Компаньонами. Мухаммад или позже самые влиятельные мусульманские богословы, юристы. Иджма развивается как в форме интерпретации Корана и Сунны, так и посредством формирования новых норм, которые больше не связаны с Мухаммадом. Они предусмотрели независимые правила поведения и стали обязательными благодаря единодушной поддержке муджтахидов.
Огромная роль иджмы в развитии мусульманского права заключалась в том, что она позволяла правителям создавать новые нормы, адаптированные к изменяющимся условиям развивающегося арабского государства и общества, принимая во внимание специфику завоеванных стран.
3. Кийас - решение правовых вопросов по аналогии, является одним из самых противоречивых источников исламского права, вызывая острые разногласия между разными направлениями. Согласно кийасу, правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может применяться к вопросу, который явно не предусмотрен в этих источниках права. Таким образом, кийас обеспечил гибкость правовой системы, адаптировав ее к новым социальным отношениям.
4. Истислах (istihsan) - это признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание противоречит тому, что признано благом в мусульманском обществе. [6]
К началу VIII века. Мусульманская правовая доктрина, устраняющая правовые пробелы в основных источниках - Коране и Сунне, сформулировала нормы, которые составили вторую группу источников исламского права. В научной литературе упомянутые выше институты - рай, иджма, кийа и тиросла часто называют надлежащими источниками мусульманского права. [7]
Как относительный источник права, Шариат также допускал, чтобы местные обычаи не включались непосредственно в сам закон в период его формирования, но не прямо противоречили его принципам и нормам. В то же время были признаны правовые обычаи, существовавшие в арабском обществе.
Шариат был основан в основном на нормах обычного права, существовавших в арабских государствах до возникновения ислама. Многие правила Корана были созданы именно на основе обычного права.
Коран подчеркивает мирную и гуманную ориентацию мусульманского права и призывает к мирному разрешению конфликтов, поощряя такие Поведение ортодоксальных мусульман с одобрения Аллаха.
Источниками исламского права, вытекающими из шариата, были указы и распоряжения халифов - фирм. Позже, в других мусульманских государствах, в частности в Османской империи, с развитием законодательной деятельности султанов, закон - канун начал рассматриваться и играл все возрастающую роль в качестве источника права. Фирмы и канун также не должны противоречить принципам шариата и дополнить его в первую очередь нормами, регулирующими деятельность государственных органов и регулирующими административно-правовые отношения государственной власти с населением. [8]
Все вышеупомянутые источники и институты являются документальной и догматической базой, на которой основаны вера ислама, мировоззрение и поведение мусульман. На них держится вся система шариата, мусульманский закон в самом широком смысле. [9]
Шариат или Аш-Шариат на арабском языке означает "прямой, правильный путь" и представляет собой комплекс предписаний, в первую очередь Корана и Сунны, которые определяют верования, определяют моральные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают в качестве источников конкретных норм, регулирующих их поведение от рождения до смерти. Шариат характеризуется тем, что сферы духовной и светской жизни мусульманина не расчленены - единство религиозной и светской власти. Он включает в себя как закон, так и заповеди мусульманского культа.
Следует отметить позицию некоторых ученых, которые считают, что мусульманское право и шариат не являются идентичными понятиями. По их мнению, шариат включает в себя все заповеди Корана и Сунны, адресованные людям, и мусульманское право включает только те принципы и нормы, которые были разработаны или интерпретированы доктриной и соответствуют требованиям закона. [10]
Шариат состоит из двух частей: богословие - акида и непосредственно правое - фикх. Это фикх и является мусульманским правом. Фикх, в свою очередь, делится на две части: первая указывает мусульманину, какова его линия поведения по отношению к самому себе (Муамалат), а вторая предписывает обязательства перед Аллахом (ибадат). Эти две части шариата составляют предмет правовой науки в том виде, в котором он был определен и изучен различными юридическими школами здравого смысла.
Шариат должен различать два значения понятия "мусульманское право": широкое и узкое. В первом смысле это интегральная система социального и регулятивного регулирования, которая действует в исламском мире и включает в себя все виды социальных норм. Во втором смысле это набор таких норм поведения, которые получили официальную поддержку, были санкционированы государством и превращены в действующее законодательство в мусульманский закон в юридическом смысле. Мусульманское право в юридическом смысле входит как подсистема в единый исламский комплекс социального и регулятивного регулирования. [11]
Результатом активной работы мусульманских богословов, юристов в устранении пробелов в законодательстве стало возникновение различных школ взглядов (мазхабов) суннитских и шиитских направлений, каждый из которых предлагал свои методы и приемы толкования Корана и Сунны и на этой основе разработал свою собственную систему правовых норм.
Следует отметить четыре наиболее известных школы (мазхабы), созданные в рамках суннитского ислама, которые сегодня не утратили своего влияния, а не мусульманскую юриспруденцию. Их основателями были известные юристы, имамы, по именам которых были названы школы:
Абу Ханифа (умер в 767 году) является ханафитом. Он пользуется наибольшим авторитетом среди мусульманских юристов. Это объясняется способностью ханафизма умело и успешно адаптироваться к новым тенденциям, изменяющейся этнокультурной среде, что в свою очередь объясняется тем, что в качестве основного метода толкования ханифиты признают кийас - решение правовых вопросов по аналогии, является методом предпочтения, который создает широкие возможности для свободной интерпретации. Абу Ханифа также обосновал возможность использования обычного права в качестве одного из источников права. Наследие Абу Ханифы было сохранено в форме цитат и ссылок на Китаб аль-Харадж Абу Юсуфа. [12]
Малик Бану Анас (умер в 795 году) - маликит. Малик Бану Анас составил подборку аль-Муватт, в том числе хадисов, сгруппированных по определенным юридическим темам. Его общественно-политические взгляды сводились к тому, что верховная власть принадлежит халифу, который должен быть курайшитом, но не обязательно Хашемитом или Алидом. Оно должно быть одобрено специальной группой представителей (шура), состоящей из лиц, назначенных предыдущим халифом. Если несправедливый правитель находится у власти или его власть незаконна, насильственное свержение неприемлемо. Вред от беспорядка больше, чем от тирании или незаконной власти. Маликиты признали основные источники прав Корана и Сунны, объединив их в одном источнике - Насс. [13]
Эш Шафия (умер в 820 году) является шафием. Он пытался объединить некоторые принципы ханифитских и маликитских мазхабов. Основным сочинением Аль-Шафии является семитомный труд об основах Фикх Китаб аль-Умм. Он был первым систематизатором источников права, сформулировал эти понятия, разделил их между собой и установил их взаимосвязь и подчинение. Взгляды аш-Шафии оказали сильное влияние на дальнейшее развитие вопросов фикха через его многочисленных учеников. Шафи'иты, последователи этого мазхаба, рассматривают Коран и Сунну как один источник, а Сунну - только как дополнение к Корану. Иджма также рассматривается как дополнение к Корану, и принимаются во внимание только суждения Мудейхидских мединцев. [14]
Бану Ханбал (умер в 855 году) - ханбалит. Ахмад Бану Ханбал признан одним из основных систематизаторов традиционной догмы. Отвергая возможность рационального объяснения догматов веры, он обратил все свое внимание на решение проблем этой жизни. Он обосновал необходимость возвращения к порядку, который, по его мнению, правил "золотым веком ислама" - при Мухаммаде и его первых последователях. Он разработал концепцию, согласно которой все нововведения, которые не подтверждены Кораном, Сунной или "консенсусным мнением" (иджма) первых трех поколений мусульманских юристов, противоречат Исламу. Распространен в Саудовской Аравии. [15]
Ряд независимых школ возник на основе шиизма: исмаилитов, джафаритов, зейдитов и других.
Развитие иджтихада сыграло выдающуюся роль в развитии исламского права, придав ему форму, которую он получил в XII-XIII вв. Именно иджтихад смог решить самую важную проблему мусульманского права: как совместить вечность и абсолютность норм, предписанных Аллахом, и необходимость развивать и изменять эти нормы. Сложность ситуации заключалась в том, что предписания Корана и Сунны имели священный смысл. Ничто не может быть изменено. В таких условиях фукаха - это мусульманские адвокаты, основанные на аксиоме, что ответы на все вопросы в священных источниках и задача состоит только в том, чтобы найти эти ответы, разработали специальные методы "извлечения" новых норм. В этой связи Р. Дэвид справедливо отмечает, что для мусульманских юристов это могло быть только толкованием, а не созданием закона, но на основе Корана и Сунны им удалось разработать систему очень подробного закона Состоящие в основном из случайных норм.Р. Давид утверждает: "Доктрина ислама не позволяет законодателю изменить нормы священного исламского права, однако этот запрет не предотвращает в мусульманских странах правителя различными способами - полицейскими или процедурно-фактическими - Парализуя действие нормы или подчиняя ее применению к определенным условиям, не затрагивая ортодоксальных принципов.
[1] Происхождение ислама. Хрестоматия.Ч. 1.М. - Л., 1931. С. - 148.
[2] Л.Р. Сюкияйнен. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики Академия Наук СССР Ордена Трудового Красного Знамени Институт государства и права Издательство "Наука" Редакция Восточной литературы Москва 1986 Ответственный редактор В.А. Туманов. С. - 135.
[3] Коряков В.П. Старостина С.А. История мусульманского государства и права Часть первая Учебно-методическое пособие Калининград. КЮИ МВД России, 2002, С. - 25.
[4] Л.Р. Сюкияйнен. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики Академия Наук СССР Ордена Трудового Красного Знамени Институт государства и права Издательство "Наука" Редакция Восточной литературы Москва 1986 Ответственный редактор В.А. Туманов. С. - 105.
[5] История политических и правовых учений. Под ред.В. С. Нерсесянца. М.,1996. С. - 106.
[6] Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. - 207.
[7] Л.Р. Сюкияйнен. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики Академия Наук СССР Ордена Трудового Красного Знамени Институт государства и права Издательство "Наука" Редакция Восточной литературы Москва 1986 Ответственный редактор В.А. Туманов. С. - 128.
[8] Ислам. Краткий справочник. М., 1983. С. - 79.
[9] Происхождение ислама. Хрестоматия.Ч. 1.М. - Л., 1931. С. - 218.
[10] Л.Р. Сюкияйнен. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики Академия Наук СССР Ордена Трудового Красного Знамени Институт государства и права Издательство "Наука" Редакция Восточной литературы Москва 1986 Ответственный редактор В.А. Туманов. С. - 115.
[11] Сюкияйнен Л. Шариатское правосудие // Отечественные записки, 2003, №2. С. - 129.
[12] Происхождение ислама. Хрестоматия.Ч. 1.М. - Л., 1931. С. - 176.
[13] Коряков В.П. Старостина С.А. История мусульманского государства и права Часть первая Учебно-методическое пособие Калининград. КЮИ МВД России, 2002, С. - 31.
[14] Происхождение ислама. Хрестоматия.Ч. 1.М. - Л., 1931. С. - 264.
[15] Коряков В.П. Старостина С.А. История мусульманского государства и права Часть первая Учебно-методическое пособие Калининград. КЮИ МВД России, 2002, С. - 36.
|