Саудовская Аравия является родиной Ислама. Мусульманский закон здесь никогда не уступал своей роли как доминирующего источника права и до сих пор остается основой правовой системы.
С момента возникновения ислама в и вплоть до образования Королевства Саудовской Аравии в 1932 году мусульманское право было основой правовой системы страны, хотя оно взаимодействовало с местными традициями и обычаями.
Его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Во наполнение данного положения здесь изданы законы, ориентирующиеся на закреплении в своих статьях общих принципов и конкретных норм той или иной школы мусульманского права - ханбалитской в Саудовской Аравии. В сфере личного статуса мусульманское право продолжает в целом применяться в своей традиционной форме. Это же относится и к принципам судоустройства, а также правилам судебного процесса. [1]
В Саудовской Аравии функционируют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции (хисба), которые без суда и следствия могут налагать мусульманские наказания за отклонения от правил торговли, общественного порядка или норм морали. [2]
В настоящее время правовая система страны по-прежнему полностью руководствуется мусульманским правом, закрепленным в Основном законе о власти, согласно которому высшим законом страны является Коран и Сунна, и власти получают их Полномочия из этих источников, которые являются, прежде всего, правовыми актами, принятыми в стране.
В области гражданского права центральная роль принадлежит мусульманскому праву и низам, не противоречащему положениям шариата.
Мусульманское право очень строго защищает право частной собственности, устанавливает принцип неприкосновенности заключенного договора.
По вопросам личного статуса продолжают применяться неподтвержденные положения мусульманской правовой доктрины, закрепляющие полигамию, доминирующую роль мужа в браке и семейных отношениях.
В коммерческой сфере ряд Низами были приняты и действуют с использованием зарубежного опыта, принимая во внимание основополагающие принципы исламского права. Таким образом, он действует в торговом суде 1930 года, по существу, торговый кодекс, основанный на Османском торговом кодексе 1850 года, который, в свою очередь, основан на французском торговом кодексе. Законодательство о векселях основывается на Женевском унифицированном векселе. В 1996 году он был допущен к банкротству. Отношения с интеллектуальной собственностью регулируются низами о патентах, авторских правах, товарных знаках. В 1994 году Королевство присоединилось к Всемирной конвенции об авторском праве. Низам иностранных инвестиций был принят в 1978 году. [3]
Саудовское трудовое законодательство запрещает профсоюзы, забастовки и коллективные договоры. Низам трудящихся и рабочих в 1969 году (фактически - трудовой кодекс) в ст.48 провозглашает право на труд только для мужчин.
Саудовская Аравия не присоединилась к Конвенции МОТ о защите трудовых прав. Как и в других отраслях права, трудовое право основывается на нормах шариата. Например, в случае причинения работнику вреда на работе суд устанавливает размер компенсации в виде соответствующей доли от суммы выкупа за кровь.
Уголовное право в Саудовской Аравии по большей части остается неизменным и используется главным образом в форме традиционной мусульманской правовой доктрины. Наряду с этим действуют и нормативные акты, принятые государственными органами.
Мусульманские юристы разработали классификацию правонарушений на основе двух основных критериев: степени определенности наказания за конкретное преступление и характера нарушенных интересов и прав. Имея это в виду, все правонарушения делятся на 3 группы. Первая включает преступления, которые представляют наибольшую социальную опасность, посягают на "права Аллаха" (то есть интересы всего мусульманского сообщества) и наказываются четко определенной санкцией - хадд (множественное число худуд). Второй объединяет преступления, которые также предусматривают фиксированное наказание (кисас), но нарушают права отдельных лиц. Наконец, третья группа состоит из всех других преступлений - тазиров, которые наказываются не жестко санкционированной санкцией и затрагивают как "права Аллаха" (они включают в себя нарушения всех религиозных обязанностей), так и личные интересы. [4]
Основываясь на этом подходе, в Саудовской Аравии был принят ряд низам, которые рассматриваются как действия, устанавливающие наказание тазиров за те преступления, против которых шариат предусматривает точные и неизменные меры ответственности. К таким низамaм можно отнести акты ответственности за гомосексуализм, подлог документов, подделку, коммерческое злоупотребление и мошенничество, взяточничество. В соответствии с принципами исламского права устанавливается особая ответственность за действия против главы государства.
Шариатский уголовный закон Саудовской Аравии распространяется на немусульман, включая иностранцев (существует много случаев наказания иностранцев за преступления категории хадд и киса).
Уголовная система в уголовном законодательстве Саудовской Аравии включает, в частности, смертную казнь и телесные наказания.
Смертная казнь в Саудовской Аравии широко используется для ряда преступлений категории Хадд (грабеж, внебрачный секс, отступничество, мятеж), умышленное убийство (преступление категории Кисас), а также за некоторые преступления категории Тазир.
Уголовный процесс в Саудовской Аравии в целом основан на нормах исламского права, закрепленных в Низаме. После шариата эти акты не делают четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Именно на этом принципе были построены нижестоящие суды 1975 года, процесс Низами по шариатскому процессу 1989 года и ряд других актов, которые устанавливают набор принципов, которые совпадают с общепризнанными демократическими основаниями судопроизводства (формальное равенство всех перед Закон и презумпция невиновности, возложение бремени доказывания на истец). Однако характерной чертой правил уголовного судопроизводства, применяемых в Саудовской Аравии, является сохранение системы официальных доказательств и частного преследования за ряд серьезных преступлений (например, убийство). В качестве доказательства приоритет отдается показаниям свидетелей и признанию обвиняемого.
[1] Саудовская Аравия (Справочник) М., 1980. С. - 108.
[2] Л.Р. Сюкияйнен. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики Академия Наук СССР Ордена Трудового Красного Знамени Институт государства и права Издательство "Наука" Редакция Восточной литературы Москва 1986 Ответственный редактор В.А. Туманов. С. - 102.
[3] Саудовская Аравия (Справочник) М., 1980. С. - 69.
[4] Л.Р. Сюкияйнен. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики Академия Наук СССР Ордена Трудового Красного Знамени Институт государства и права Издательство "Наука" Редакция Восточной литературы Москва 1986 Ответственный редактор В.А. Туманов. С. - 175.
|