Правовая система Йемена неоднозначна. В общем, в нем преобладают мусульманско-правовые традиции, хотя некоторые отрасли промышленности развиваются под влиянием европейского права.
Сфера действия мусульманского права здесь не является столь всеобъемлющей, как в Саудовской Аравии, но все же остается весьма существенной, а в последнее десятилетие даже обнаруживает тенденцию к расширению. Прежде всего принципы и нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты конституционного характера, на структуру и деятельность государственного механизма. [1]
В 1975 г. согласно конституции, начала действовать так называемая научная комиссия то кодификации норм мусульманского права (с 1978 г. ее полномочия переданы Учредительному народному собранию).
Такая общая установка (получила конкретное воплощение в целом ряде правовых актов, принятых в этой стране.
По инициативе Комиссии по кодификации норм мусульманского права в 1976 - 1978 гг. вступили в силу, в частности, законы о дарении и вакфах, об установлении размера выкупа за кровь при убийстве и телесных повреждениях, семейный и процессуальный кодексы. Все эти акты предусматривают, в случае их молчания, применение "наиболее подходящих" принципов и норм мусульманского права.
Мусульманское право без каких-либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса и правовое положение вакфов, сохраняются и мусульманские суды. [2]
До создания единого государства в 1990 году правовое развитие каждой части Йемена протекало различными путями.
Северный Йемен в целом придерживался мусульманского права. Ни революция 1962 года, ни последующее развитие не поколебали ее основ. В 1976-1978 годах. Вначале были кодифицированы несколько отраслей права (в частности, Семейный кодекс 1978 года, Уголовно-процессуальный кодекс 1979 года, Гражданский кодекс 1979 года, Коммерческий кодекс 1976 года).
В Южном Йемене до 1967 года основой правовой системы были мусульманское и обычное право. Мусульманские судьи - Кади применил положения фикха (мусульманской правовой доктрины) в форме произведений авторитетных юристов (в основном шафийцев) или в форме нормативных актов, принятых правителями полуфеодальных государственных образований (например, Уголовный Кодекс Султаната Куйты). [3]
В период социалистической ориентации правовая система подвергалась значительной секуляризации, хотя здесь не было полного разрыва с мусульманско-правовой традицией. Конституция 1978 г. объявила Народную Демократическую Республику государством, выражающим интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, мелкой буржуазии и всех трудящихся, стремящихся создать единый демократический Йемен, и полного решения задач национальной демократической революции, Подготовительный этап перехода к социалистическому строительству.
Провозглашенная официальной идеологией научного социализма (которая выходила за рамки обычного "арабского социализма") в принципе несовместима с понятиями исламского права. Поэтому революционная власть предприняла радикальную перестройку правовых основ общества. В ПДРЮ мусульманские суды были упразднены. Только в некоторых случаях были применены некоторые нормы мусульманского права, в частности, принятые Законом о семье 1974 года
В объединенном Йемене (Йеменская Республика) приверженность мусульманскому праву закреплена в статье 3 Конституции, согласно которой шариат является источником всего законодательства. Однако на практике мусульманское право доминирует далеко не во всех отраслях правового регулирования. [4]
В первые годы после объединения дуализм правовых систем сохранялся, поскольку законодательство, ранее принятое в каждом из государств, продолжало действовать на соответствующих территориях страны. Однако к середине 1990-х годов в целом была создана единая правовая система, основанная на новом законодательстве.
[1] Учебное пособие по теории государства и права Основные правовые системы современности Автор: Дусаев Ростислав Науфальдович. С. - 59
[2] Л.Р. Сюкияйнен. Мусульманское Право. Вопросы теории и практики Академия Наук СССР Ордена Трудового Красного Знамени Институт государства и права Издательство "Наука" Редакция Восточной литературы Москва 1986 Ответственный редактор В.А. Туманов. С. - 103.
[3] Абрашитов В.К. Источники мусульманского права и основные аспекты их содержания // Новая правовая мысль. - 2005. - №1. С. - 52.
[4] Володина Н.В. Государственно-правовая модель ислама: принципы и закономерности // Современное право-2005. №10. С. - 47.
|