Особое положение занимает правовая система Туниса. Его брачно-семейное законодательство испытывает определенное влияние мусульманского права, однако отказывается от ряда его основополагающих институтов например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс НДРИ 1974 г, хотя и закрепил отдельные положения шариата, по существу, наделил женщину равными правами с мужчиной в семейных отношениях. Ликвидированы мусульманские суды. Можно поэтому сделать вывод, что по сравнению с другими рассматриваемыми странами сфера действия мусульманского права здесь наименее значительна.
Огромное количество отраслей законодательства основаны на французском праве, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие в основном регулируются мусульманским правом.
До второй половины XIX века. В Тунисе действует только мусульманское и обычное право. В 1861 году в Тунисе была введена первая Конституция исламского мира, и были предприняты попытки ввести в стране современное европейское законодательство.
С 1881 года страна была французским протекторатом и де-факто колонией Франции, где вся власть принадлежала назначенному митрополитом резиденту. Он был подчинен тунисскому бею и его правительству. В период французского правления были введены Кодекс обязательств и контрактов (1906 год), Гражданский кодекс (1910 год), Уголовный кодекс (1913 год), Уголовно-процессуальный кодекс (1921 год) и французское коммерческое право было непосредственно применено в коммерческой сфере. [1]
В результате длительного влияния правовой культуры Франции большинство отраслей современного законодательства Туниса часто почти копируют французское законодательство. Как и в большинстве соседних стран, сфера личного статуса, брака, семейных и наследственных отношений была сохранена в мусульманском праве. В целом степень исламизации тунисской правовой системы сегодня является одной из самых низких во всем регионе (несмотря на то, что Конституция в своей преамбуле провозглашает верность основным принципам ислама). Это одна из очень немногих арабских стран, где мусульманские суды ликвидируются.
После обретения Тунисом независимости все колониальные законы в ней были сохранены, за исключением тех, которые противоречили ее статусу независимого государства. Хотя в последние десятилетия в стране были проведены серьезные правовые реформы, влияние французского законодательства остается непоколебимым.
Нынешняя Конституция 1959 года, как принципы конституционного строя Туниса, устанавливает национальное единство, уважение прав человека, равенство всех граждан перед законом и свободу личности.
С конца 1980-х годов. Проводятся важные конституционные реформы, направленные на постепенную демократизацию государственной жизни в стране. В частности, институт пожизненного президентства был упразднен.7 ноября 1988 года основные политические и социальные силы приняли Национальный пакт, который предусматривает строительство в Тунисе светского правового государства и установление в обществе идей политического плюрализма.
Отделение религии от политики как одного из основных принципов современной политической системы в Тунисе закреплено в Законе о мечети, принятом в 1988 году. В том же году был принят относительно либеральный закон о политических партиях и были внесены важные изменения в Закон о печати 1975 года.
Основным источником права в Тунисе являются законодательные и другие нормативные акты.
Частное право Туниса в наибольшей степени выявляет смешанный характер правовой системы страны, в нем тесно переплетаются элементы романо-германских и мусульманских правовых культур.
В 1886 году Тунис представил французский Гражданский кодекс 1804 года (ФСК), деятельность которого распространялась главным образом на европейское сообщество. С 1906 года в Тунисе действует Кодекс обязательств и договорного права. Это была попытка объединить принципы мусульманского права с французской традицией гражданского права.
Вопросы правоспособности отдельных лиц, брака, семейных отношений, дарения и наследования регулируются Кодексом о личном статусе 1956 года, обычно основанным на мусульманском праве. В то же время Тунис отверг ряд основополагающих институтов последнего: например, полигамия законодательно запрещена в стране (что является единственным случаем в арабском мире). Кроме того, Кодекс запретил принудительные браки, установил судебный порядок развода и положил конец практике одностороннего развода.
Торговые отношения регулируются Коммерческим кодексом 1959 года, морская торговля - Кодексом торгового мореплавания в 1962 году.
Конституция Туниса фактически обходит вопрос об экономических основах государственного строя, ограничиваясь указанием на то, что право на собственность гарантируется и реализуется в рамках закона, и фиксируя в преамбуле перспективы "процветания нации" Через экономическое развитие страны и использование ее богатства на благо народа".
[1] Коряков В.П. Старостина С.А. История мусульманского государства и права Часть первая Учебно-методическое пособие Калининград. КЮИ МВД России, 2002, С. - 38.
|