Вторник, 26.11.2024, 05:05
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие договора перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом

Конституция Российской Федерации как основной закон государства определяет основные положения, касающиеся нормативно – правового регулирования транспорта. Так, статьи 8, 71, 76 Конституции Российской Федерации определяют свободное перемещение товаров и услуг на территории государства, а также определяют федеральный транспорт и пути сообщения к ведению Российской Федерации[1].

Основные положения о договорах перевозки, равно применяемые к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс РФ, ГК РФ)[2].

В сфере автомобильного транспорта государственное регулирование осуществляется Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта)[3].

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (ст.1).

Таким образом, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и неурегулированные Уставом автомобильного транспорта, определяются нормами других федеральных законов и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так, Федеральным законом от 21.04.2011г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ №69-ФЗ) детализируется нормативно – правовое регулирование деятельности субъектов предпринимательства, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа легковым такси[4].

С принятием Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта завершена работа по приведению транспортных уставов и кодексов в соответствие с требованиями Гражданского кодекса РФ. В настоящее время все транспортные уставы и кодексы имеют статус федерального закона. До 2007 года действовал Устав автомобильного транспорта РСФСР[5], который в условиях рыночной экономики не был способен качественно регулировать отношения, связанные с предоставлением транспортных услуг. Принятие Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта создало основу законодательного регулирования деятельности автомобильного и городского наземного электрического транспорта[6].

В отличие от Устава автомобильного транспорта РСФСР, ныне действующий Устав распространяет свое действие и на наземный городской электрический транспорт. Кроме этого, действующая редакция закрепляет новую классификацию перевозок, а также как при перевозках грузов, так и при регулировании отношений по перевозке пассажиров и багажа, впервые на автомобильном транспорте используется договор фрахтования.

Кроме этого, перевозки пассажиров и багажа легковым такси впервые урегулированы нормами закона. Ранее в Уставе автомобильного транспорта РСФСР перевозки легковым такси определялись как перевозка пассажиров в легковых автомобилях. Новая редакция Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта определяет перевозки легковым такси как отдельный вид перевозок автомобильным транспортом[7].

Правоотношения, связанные с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, регламентированы Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим наземным транспортом[8].

Применение Закона о защите прав потребителей[9] обусловлено несколькими факторами. Во – первых, Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Во – вторых, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта определяет, что к отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

В – третьих, постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» определено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор перевозки), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами[10].

Договор перевозки пассажиров регулируется нормами ст. 786 Гражданского кодекса РФ. Так, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; в свою очередь пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Иными словами, перевозка как услуга направлена на удовлетворение личных потребностей людей, не имеет вещественного результата, обладает свойством неосязаемости, трудностью обособления и неотделимостью от источника (исполнителя), синхронностью оказания услуги и получения результатов, моментальностью ее потребления, в результате оказания услуги создается полезный эффект[11].

Договор перевозки пассажиров по сути объединяет два договора – договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа. На это обращают внимание многие правоведы, занимающиеся изучением данной проблемы. Так, Т.А. Фадеева прямо указывает на то обстоятельство, что «при перевозке пассажира и его багажа заключаются два договора, различных по своей правовой природе». Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов вообще безоговорочно без каких – либо комментариев выделили в качестве самостоятельных два договора: договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа. При этом договор перевозки багажа рассматривается как дополнительный по отношению к договору перевозки пассажира. В.В. Витрянский пишет на этот счет: «То обстоятельство, что данное обязательство перевозчика возникает в рамках исполнения договора перевозки пассажира лишь при условии сдачи пассажиром багажа, свидетельствует об особой правовой природе данного обязательства, которая состоит в его факультативном характере. Однако очевидно, что указанное факультативное обязательство перевозчика вполне охватывается содержанием договора перевозки пассажира, а возникающее правоотношение по поводу доставки перевозчиком сданного пассажиром багажа в пункт назначения не образует отдельного договора по перевозке багажа, отличного от договора перевозки пассажира»[12].

С такими рассуждениями трудно согласиться. Мнение автора о том, что факультативное обязательство перевозчика по перевозке багажа охватывается содержанием договора перевозки пассажира, не подкреплено какой – либо аргументацией, кроме на очевидность данного обстоятельства. Между тем именно так называемая его «факультативность» указывает на самостоятельный характер договора перевозки багажа, хотя и являющегося дополнительным (акцессорным) по отношению к договору перевозки пассажира. Об этом свидетельствует объект договора, его предмет, реальный характер, содержание и форма, порядок заключения, а также установленная ответственность перевозчика при нарушении договорных обязательств, - все то, чем он отличается от договора перевозки пассажира.

Таким образом, позиция сторонников несамостоятельности договора перевозки багажа представляется более обоснованной. При таком подходе, когда перевозка багажа оценивается в качестве действий по исполнению консенсуального договора перевозки пассажира, ни о каком реальном характере перевозки багажа, как и о самом договоре, не может быть и речи[13].

На разных видах транспорта используются различные критерии для выделения отдельных видов договора перевозки пассажиров.

По правовому статусу перевозчика договоры делятся на осуществляемые транспортом общего пользования и иными перевозчиками. Данная классификация связана с подразделением договоров на публичные и прочие (с конкретным составом).

Договор перевозки пассажиров и багажа транспортом общего пользования обладает следующими особенностями.

Во – первых, особым субъектным составом: перевозчиком является коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.

Во – вторых, особым содержанием в силу того, что договор признан публичным, т.е. перевозчик обязан осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица; все условия этого договора, в том числе и цена (размер провозной платы), для всех потребителей по общему правилу являются одинаковыми.

В – третьих, особым порядком заключения, т.е. перевозчик не должен оказывать предпочтение одному пассажиру перед другим в отношении заключения договора перевозки пассажира, кроме случаев, предусмотренных нормативно – правовыми актами.[14]

В рамках автомобильного транспорта Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта выделяет следующие виды перевозок пассажиров и багажа: на регулярные; по заказу; легковыми такси.

При выделении видов перевозок пассажиров и багажа единого критерия нет. Одним из критериев классификации является регулярность перевозок, вторым критерием – вид транспорта фрахтовщика и форма договора фрахтования. Так, перевозки легковыми такси и перевозки по заказам относятся к нерегулярным перевозкам на основе договора фрахтования, и в этом смысле противостоят регулярным перевозкам, осуществляемым на основе договора перевозки.

Под регулярными перевозками понимают перевозки на основании заключенного публичного договора перевозки по определенному расписанию и маршруту с заранее установленными пунктами отправления и назначения.

Регулярные перевозки осуществляются в соответствии с расписанием. Это график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо их отправления от остановочного пункта. Существенная особенность регулярных перевозок заключается в том, что они относятся к перевозкам транспорта общего пользования (ч.2 ст.19 УАТиГНЭТ).

Закон выделяет два вида регулярных перевозок: первый – с посадкой и высадкой только в установленных пунктах по маршруту следования; второй – с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту следования.

Перевозка с посадкой и высадкой только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярной перевозки осуществляется в соответствии с расписанием, установленным для каждого остановочного пункта. Остановки транспортного средства для посадки и высадки в каждом из этих пунктов обязательны.

Перевозка с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярной перевозки также осуществляется по расписанию, но в нем устанавливается лишь следование из начального и конечного остановочных пунктов. Что касается остановок транспортного средства для посадки и высадки пассажиров по маршруту регулярной перевозки, то они осуществляются по требованию пассажиров[15].

До 2013 года правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, в том числе порядок использования легковых таксомоторов, регулировались нормами приказа Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 г. №200[16]. Приказом Минтранса России от 31.05.2013 г. №195 данный порядок был признан утратившим силу.

Перевозки пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

В зависимости от видов сообщений на автомобильном транспорте выделяют перевозки в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов. Проблема заключается в том, что законодательство не дает четкого определения понятию «населенный пункт». Например, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дает определение сельскому и городскому поселению. Под сельским поселением понимают один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[17].

Городское поселение - город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Таким образом, в качестве населенного пункта в равной степени можно считать поселок, село, станицу, кишлак, аул и пр.

 

[1]Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30.12.2008 г.) / Российская газета, № 7, 21.01.2009 г.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ, часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ) (с изменениями от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994 г., № 32, ст. 3301; 29.01.1996 г., № 5, ст. 410; 03.12.2001 г., № 49, ст. 4552; 29.01.1996 г., № 5, ст. 410

[3]Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изменениями от 28.07.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.11.2007 г., № 46, ст. 5555

[4]Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями от 23.04.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 25.04.2011 г., № 17, ст. 2310

[5]Постановление Совета министров РСФСР от 08 января 1969 г. №12 «Устав автомобильного транспорта» (с изменениями от 28.04.1995 г.) (утратил силу)// документ официально не публиковался

[6]Егиазаров В.А. Организация управления автомобильным транспортом // Транспорт России, 12 августа 2012 г., №3

[7]Будумян В. Кто нас возит и на чем // Транспорт России, 23.01.2014 г., № 4 (811)

[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (с изменениями от 26.11.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.03.2009 г., № 9, с.1102

[9] Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями от 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996 г., № 3, ст.140

[10] Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации, сентябрь 2012 г., № 9

[11] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: договоры о выполнении работ и оказании услуг. – М.:2010. – с.221

[12] Суханов Е.А. Гражданское право: в 4-х томах: Обязательственное право: Учебник.3-е издание, перераб. и доп. М.: ВолтерсКлувер, 2011г.

[13] Гражданское право. Часть вторая: Учебник / отв. ред. В.П. Мозолин. М., 2010. – С. 421

[14] Долинская В.В. Транспортные договоры // Законы России: опыт, анализ, практика, 2010 г., №8

[15]Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (с изменениями от 26.11.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.03.2009 г., № 9, с.1102

[16] Приказ Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. №200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте» (утратил силу)// документ официально не публиковался

[17] Федеральный закон от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (с изменениями от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 06.10.2003 г., № 40, ст.3822

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (01.03.2017)
Просмотров: 235 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%