Вторник, 26.11.2024, 04:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Стороны договора перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом

Сторонами договора перевозки пассажиров и багажа являются перевозчик и пассажир.

Согласно Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, перевозчик – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

Определение категории «пассажир» в российском законодательстве дается по-разному:

- пассажир –лицо, признаваемое пассажиром транспортными уставами или кодексами[1];

- перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договоруперевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю)[2];

- перевозчик - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства (ст.2 УАТиГНЭТ).

Особенность субъектного состава договора перевозки пассажира состоит в том, что с одной стороны, в них участвует пассажир – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В качестве пассажира выступает физическое лицо, пользующееся правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю законодательством о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Осуществляя перевозки пассажиров автомобильным транспортом, перевозчик, помимо участия в качестве одной из сторон в договоре перевозки, становится участником правоотношений, складывающихся в сфере дорожного движения. Правовое регулирование данных отношений направлено на безопасность дорожного движения и характеризуется императивным методом воздействия. Например, федеральным законом о техническом осмотре транспортных средств определена обязанность и периодичность прохождения технического осмотра транспортных средств[3]. Правилами дорожного движения устанавливается единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации; другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им[4].

В первую очередь перевозчик должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в органах налоговой службы[5]. В связи с этим, возникают соответствующие обязанности у субъекта предпринимательства, в частности, сдача налоговых деклараций и оплата налоговых платежей[6].

Кроме этого, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте регулируют и ряд других нормативно – правовых актов.

Трудовым кодексом РФ установлено, что в течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности)[7].

Так, приказ Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 г. № 15, утвердивший Положение об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей автомобилей, определяет, что при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя[8].

Кроме этого, существуют требования, которые предъявляются непосредственно к осуществляемой предпринимательской деятельности, связанной с перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Так, федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности определены те виды предпринимательской деятельности, для осуществления которых требуется получение специального разрешения – лицензии.[9] В частности, перевозка пассажиров и багажа транспортным средством, имеющим более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя, является лицензируемым видом предпринимательской деятельности.

Ранее действующая редакция федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности от 2001 года относила к лицензируемым видам деятельности те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием[10]. Так, лицензирование деятельности по перевозке пассажирови багажа легковым такси после 2006 года было отменено в связи с наличием иных методов регулирования.

В частности, проверка технического состояния транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями федерального закона о безопасности дорожного движения. Например, обязанность водителей проводить технический осмотр автомобильного транспорта, обязательное прохождение водителями медицинского осмотра, обязательное страхование автомобильного транспорта, за соблюдением этих обязанностей установлен соответствующий контроль и ответственность за их нарушение[11].

Проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей, соблюдение режима труда и отдыха водителей, а также проведение стажировки и обучения водителей должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации[12].

Кроме того, Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также за нарушение правил охраны труда[13].

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» введен уведомительный порядок начала осуществления деятельности по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом. Уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности предусматривает проведение плановых проверок осуществления деятельности с периодичностью один раз в три года[14]. Таким образом, механизм лицензирования таксомоторных перевозок с 2009 года был заменен на представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов деятельности[15].

С 1 сентября 2011 года на территории Российской Федерации изменился порядок нормативно – правового регулирования деятельности по перевозкам пассажиров и багажа легковым такси. Так, для осуществления предпринимательской деятельности по перевозкам пассажиров и багажа легковым такси необходимо получить соответствующее разрешение на данный вид деятельности[16].

Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации[17].

На территории Республики Саха (Якутия) уполномоченным органом на осуществление регионального государственного контроля в сфере организации деятельности по перевозкам пассажиров и багажа легковым такси является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия)[18].

Коммерческие перевозчики, работая в условиях свободных тарифов, не имея, как правило, громоздких вспомогательных структур и не обременяя себя предоставления гражданам льгот, гибко адаптируются к изменениям в системе налогообложения, имеют в результате низкие издержки и высокую прибыль. Массовая приватизация автопредприятий и их разукрупнение привели к увеличению на рынке пассажирских транспортных услуг количества частных перевозчиков, не имеющих надлежащей системы контроля за работой пассажирского транспорта, водительского состава необходимой квалификации, соответствующей производственной базы. Учитывая ограниченные возможности лицензирующего органа, не позволяющие обеспечить в полном объеме контроль соблюдения лицензиатами всех требований безопасной организации перевозок, перевозчики нарушают условия перевозок, зачастую осуществляют перевозки пассажиров без разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси[19].

Потенциальный пассажир вправе принимать или не принимать условия договора перевозки, предлагаемые транспортной организацией. Он может присоединиться к условиям, которые предлагает транспортная организация, или отказаться от намерения воспользоваться ее услугами. В результате публичный договор оказывается и договором присоединения, осуществляемым в рамках так называемого формулярного права (ст. 428 ГК РФ).

 

[1]Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (с изменениями от 02.12.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 18.06.2012 г., № 25, ст.3257

[2] Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (с изменениями от 23.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.02.2007 г., № 7, ст. 837

[3] Федеральный закон от 01 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями от 28.12.2013г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 04.07.2011 г., №27, ст. 3881

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (с изменениями от 17.12.2013 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 22.11.1993 г., № 47, ст. 4531

[5] Федеральный закон от 08 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 21.12.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 13.08.2001 г., №3 (1 часть), ст.3431

[6]Налоговый кодекс часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (с изменениями от 28.12.20013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.08.1998 г., № 31, ст. 3824

[7]Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 07.01.2002 г., № 1 (1 ч.), ст. 3

[8] Приказ Минтранса Российской Федерации от 20 августа 2004 г. №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» / Российская газета, 11.11.2004 г., № 248

[9]Федеральный закон от 04 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства, 09.05.2011 г., № 19, ст.2716

[10]Федеральный закон от 08 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 29.12.2010 г.)(утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации, 13.08.2001 г., № 33 (1 часть), ст.3430

[11] Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 25.11.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 11.12.1995 г., № 50, ст. 4873

[12]Федин Д.В. Анализ зарубежного опыта регулирования таксомоторных перевозок - Транспортное право, №4, 2012 г.

[13] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №64-ФЗ (с изменениями от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.1996 г., № 25, ст.2954

[14]Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.12.2008 г., № 52 (1 ч.), ст. 6249

[15] Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (с изменениями от 12.08.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 27.07.2009 г., № 30, ст.3823

[16] Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями от 23.04.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 25.04.2011 г., № 17, ст. 2310

[17]Кабирова Ю. Закон о такси. Новые требования // Современный предприниматель, №6, 2011 г.

[18] Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 13.10.2012 г. № 1668 «Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Саха (Якутия)» / Якутские ведомости, 20.10.2012 г., №80

[19] Организация управления автомобильным транспортом: монография / Ю.И. Куликов, И.Н. Пугачев, В.Н. Шпаков, Л.Б. Миротин, В.М. Курганов, Г.Я. Маркелов, Е.В. Кривко; под ред. канд. техн. наук, доц. Ю.И. Куликова . – Владивосток: Дальнаука, 2011 г.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (01.03.2017)
Просмотров: 230 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%