Все обязанности перевозчика по договору пассажирской перевозки можно разделить на три группы:
1. Обязанности, связанные с обеспечением перемещения пассажира в пространстве.
2. Обязанности, связанные с обеспечением безопасной перевозки.
3. Обязанности, связанные с предоставлением пассажиру определенного комплекса удобств и дополнительных услуг.
Среди обязанностей первой группы можно выделить следующие:
1) доставить пассажира в пункт назначения;
2) совершить рейс по маршруту, предусмотренному договором. Эта обязанность перевозчика имеет существенное значение для туристов, для которых следование по ранее определенному маршруту может представлять одну из целей поездки;
3) перевезти пассажира в пункт назначения в срок, обусловленный договором.
Для надлежащего выполнения указанной обязанности перевозчик должен, во-первых, своевременно подать транспортное средство для посадки пассажиров и, во-вторых, совершать рейс точно по расписанию и доставить пассажира в пункт назначения в установленный срок.[1]
Некоторые авторы отрицают существование такой обязанности перевозчика по договору перевозки, как организация безопасной доставки пассажира в пункт назначения. Так, А.А. Собчак, указывает: "...по договору перевозки перевозчик... не принимает на себя специальной обязанности по обеспечению сохранности жизни и здоровья пассажира. Принимаемые на транспорте меры по обеспечению безопасности движения осуществляются не в порядке исполнения договорных обязанностей транспортных организаций перед пассажирами, а в силу действующих на транспорте правил эксплуатации". Возражая А.А. Собчаку, можно привести слова Б.С. Антимонова: "Эта обязанность если и не всегда выражается, то всегда подразумевается. Без нее договор перевозки выглядит просто парадоксально: перевозчик берется перевезти груз в целости - это не вызывает сомнения, но перевозчик, оказывается, не обещает благополучно доставить самого контрагента - пассажира".
Закон возлагает на владельцев транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров по маршрутам регулярного сообщения, обязанность по информированию пассажиров об их правах и обязанностях, вытекающих из договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средства. Эта обязанность похожа на обязанность перевозчика информировать пассажиров о правилах перевозки[2].
К обязанностям перевозчика, составляющим третью группу, можно отнести следующие:
1) обслуживание граждан транспортными организациями - перевозчиками может начаться до заключения договора пассажирской перевозки и во многих случаях осуществляется независимо от его заключения как гражданами, не являющимися пассажирами, так и другими гражданами (собирающимися приобрести билет, встречающими, провожающими и т.п.). На автовокзалах и автостанциях им предоставляется необходимое обслуживание, в частности, для этого в них оборудуются операционные залы, залы ожидания, комнаты матери и ребенка, кассы, справочное бюро, камеры хранения, а также рестораны, буфеты, торговые киоски, парикмахерские, почтово-телеграфные отделения, медицинские пункты.
По общему правилу предоставление этого обслуживания юридически не связано с договором перевозки пассажира, но при получении его отдельных видов (пользование комнатой отдыха, комнатой матери и ребенка) преимущественное право имеют пассажиры, которые, заключив договор перевозки, приобретают право на весь комплекс обслуживания, связанный с осуществлением поездки;
2) предоставить для перевозки транспортное средство того типа (класса), которое предусмотрено договором;
3) предоставить пассажиру место, указанное в билете;
4) обязанности по обслуживанию пассажиров в пути.
Услуги, оказываемые перевозчиками пассажирам, можно разделить на две группы:
а) услуги, предоставляемые непосредственно по договору пассажирской перевозки: обеспечение комплекса удобств бытового характера, соответствующего типу транспортного средства, - исправные сиденья, освещение, кондиционеры и т.п.;
б) услуги, предоставляемые за плату по другим договорам, сопутствующим договору перевозки. Например, на междугородних маршрутах предоставление в ночное время одеял, горячего питания в пути, возможность заказа такси.
Во всех случаях условием договора перевозки пассажира является обязанность перевозчика организовать такого рода обслуживание, обеспечить пассажирам возможность заключать другие договоры, сопутствующие перевозке. Среди этих договоров особое место занимает договор перевозки багажа. Организация условий для перевозки багажа и обязательное заключение этого договора при желании на то пассажира входит в обязанность перевозчика по договору перевозки пассажира, что прямо вытекает из его легального определения[3].
Таким образом, предложенное расширенное толкование предмета договора перевозки, признание существования обязанности перевозчика перед пассажиром по обслуживанию его в пути предоставляет пассажиру право требовать не только выполнения действий по его перемещению в пункт назначения, но и обеспечения качества обслуживания. Дальнейший рост числа, видов и качества услуг, предоставляемых пассажирам непосредственно в транспортных средствах, является важнейшим условием повышения культуры обслуживания пассажиров и повышения конкурентоспособности перевозчика. Однако решение этих вопросов осуществляется ненадлежащими темпами. В определенной мере это объясняется слабым использованием позитивных обязательственно-правовых средств (поощрение производителя за счет получаемого от потребителя эквивалента) развития инициативы перевозчика в обслуживании пассажиров.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по договору перевозки стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон (ст. 793 ГК РФ).
В соответствии со ст.800 Гражданского кодекса РФ, за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 Гражданского кодекса РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрены повышенная ответственность перевозчика. Глава 59 Гражданского кодекса РФ устанавливает общее правило, согласно которому вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст.1064 ГК РФ). Юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей (ст.1068 ГК РФ)[4].
Но в настоящее время не всегда в полном объеме и своевременно осуществляется возмещение пассажиру вреда, причиненного ему в процессе перевозки. Помимо этого, очевидны и проблемы, стоящие перед перевозчиками, в том числе - отсутствие у перевозчиков необходимых средств для возмещения причиненного вреда. Существующая система личного страхования пассажиров не обеспечивает соразмерного и гарантированного возмещения вреда, причиненного пассажирам при осуществлении перевозки.
В связи с этим, Гражданский кодекс РФ предусматривает институт добровольного и обязательного страхования. Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Отношения по добровольному страхованию имущества граждан регулируются нормами главы 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ. На договоры добровольного страхования имущества граждан Закон о защите прав потребителей распространяется лишь в случаях, когда страхование осуществляется исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности[5].
Обязательное личное страхование пассажиров от несчастных случаев осуществляется путем заключения договоров страхования между перевозчиком и страховщиком. С 01 января 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).[6] Отдельные статьи названного закона, в частности статьи 20 и 21 (касающиеся деятельности профессионального объединения страховщиков (его статус, органы управления, функции, ответственность, требования к учредительным документам и др.) и установления им правил профессиональной деятельности, обязательных для объединения и его членов), действуют уже с 14 сентября 2012 года. Контроль исполнения обязанностей перевозчиков по данному виду страхования, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), вводится с 1 апреля 2013 года. Положения закона о порядке компенсационных выплат вступают в силу с 1 июля 2013 года.
Федеральный закон №67-ФЗ распространяется на отношения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика запричинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках метрополитеном; любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (кроме метрополитена), а именно: железнодорожным, воздушным, морским, внутренним водным, автобусным (междугородние, пригородные, внутригородские перевозки), троллейбусным, трамвайным, кроме перевозок легковым такси.
В соответствии с п. 1 ст. 5 закона № 67-ФЗ независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Главное преимущество Федерального закона №67-ФЗ заключается в том, что введена подробная ранжировка травм. Так, при смерти пассажира, родственники погибшего получат страховое возмещение в размере 2,025 млн. рублей; вред, причиненный здоровью, может быть оценен в пределах 2 млн. рублей. При этом установлен четкий срок для проведения выплаты – до 30 дней.
Юридическое лицо, застраховавшее свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (ст.1072 ГК РФ). Юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в частности с использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утративший потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санитарно – курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с Гражданским кодексом РФ, могут быть увеличены законом или договором (ст.1085 ГК РФ).
В соответствии со ст.795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздания прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленным соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.[7]
Так, согласно Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта за задержку отправления транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, или прибытие его с опозданием в пункт назначения более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда и не позднее чем в течение десяти дней после дня предъявления пассажиром соответствующего требования. Течение указанного срока приостанавливается в случае обращения в суд.
При фрахтовании легкового такси, за непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования, фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтователь также вправе потребовать от фрахтовщика возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных ему в связи с задержкой отправления или прибытием с опозданием транспортного средства в пункт назначения, в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ (ст.15 ГК РФ)[8].
Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа устанавливается по правилам ст.795 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере:
- стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;
- суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;
- доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;
- объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.
Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимого багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза.
Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что несохранность ручной клади произошла по вине перевозчика.
Также возможны правонарушения перевозчика, которые привели к неоказанию или ненадлежащему оказанию услуг по перевозке пассажира. В этом случае пассажир имеет право требовать возмещения всех своих вынужденно понесенных расходов в связи с неисполнением перевозчиком своих обязанностей, уменьшения стоимости проезда или расторжения договора перевозки с возвратом стоимости проезда.
[1]Войтенков Е.А. Актуальные вопросы правового регулирования и обеспечения безопасности пассажирских перевозок на автомобильном транспорте // Юридический мир, 2012, № 3
[2] Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. №40 – ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями от 23.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 06.05.2002 г., № 18, ст.1720
[3]Стребкова О.С. К вопросу о правовом статусе перевозчика по договору перевозки пассажиров автомобильным транспортом// Юридический мир, 2011, № 8
[4] Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб.пособие / С.Ю. Морозов . – М.: Издательство Юрайт, 2010 г.
[5] Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации, август 2013 г., №8
[6] Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (с изменениями от 02.12.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 18.06.2012 г., № 25, ст.3257
[7] Кирилловых А.А. Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования. М.: Деловой двор, 2012 г.
[8]Смирнова А.Б. Правовой статус пассажира в охранительных правоотношениях / Законодательство и экономика, 2010 г., №6
|