Вторник, 26.11.2024, 04:55
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Заключение договора перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом

Поскольку договор пассажирской перевозки является консенсуальным, для его заключения достаточно достичь соглашения сторон. В большинстве случае пассажирские перевозки осуществляются общественным транспортом. Договоры перевозок, заключаемые при этом, являются, во – первых, публичными, а во-вторых, договорами присоединения[1]. Публичность договора пассажирской перевозки означает, что транспортная организация должна заключить договор с любым гражданином, который к ней обратился с такой просьбой. Условия договора должны быть вся всех пассажиров одинаковыми. В соответствии со ст.426 Гражданского кодекса РФ, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом или иными нормативно – правовыми актами.

Квалификация договора пассажирской перевозки в качестве договора присоединения свидетельствует о том, что его условия определяются в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем их полного одобрения. Приобретая проездной документ для проезда, гражданин принимает предложенные ему условия договора перевозки путем присоединения к предложенному договору в целом (ст.428 ГК РФ). При этом нет оснований считать, что этот договор лишает пассажиров прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, и содержит явно обременительные для них условия, поскольку законодатель специально регламентирует права пассажиров при проезде в поездах пригородного сообщения.

Например, Верховный Суд РФ в своем решении по конкретному делу от 5 июня 2003 г. N ГКПИ03-55 указал, что, приобретая проездной документ для проезда в поезде пригородного сообщения, гражданин принимает предложенные ему условия договора перевозки путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ). При этом нет оснований считать, что этот договор лишает пассажиров прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, и содержит явно обременительные для них условия, поскольку законодатель специально регламентирует права пассажиров.[2]

В соответствии со ст.786 Гражданского кодекса РФ, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Формы билеты и багажной квитанции утверждены Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Билет не является формой договора перевозки пассажира, а лишь свидетельствует о заключении такого договора.

Предложение заключить публичный договор перевозки пассажира должно содержать все существенные условия договора, по которым в обязательном порядке должно быть достигнуто соглашение сторон. Билеты, как правило, содержат далеко не полный перечень таких условий. Например, билет на трамвай в настоящее время содержит только наименование вида транспорта и цену договора перевозки. В билетах, выдаваемых потребителям в настоящее время, отсутствует информация о перевозчике, потребителе, а порой и о маршруте движения транспортного средства, что является нарушением прав потребителей на получение достоверной информации об исполнителе и оказываемых им услугах[3]. Более того, к билету приравнивается кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета. Поэтому письменной офертой в настоящее время являются правила перевозок пассажиров, а акцептом - конклюдентные действия пассажира по покупке билета.

При городских автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении могут применяться разовые билеты (для проезда в пригородном и международном сообщении с фиксированной датой и временем отправления, для проезда в городском и пригородном сообщении с открытой датой отправления в пределах указанного срока, для проезда в городском и пригородном сообщении в транспортном средстве, в котором приобретен билет, именной билет). Наряду с разовыми могут применяться билеты длительного пользования (для проезда в городском и пригородном сообщении, предоставляющий право на фиксированное количество поездок в течение указанного срока действия, для проезда в городском и пригородном сообщении, предоставляющий право на совершение поездок в пределах фиксированной суммы, для проезда в городском и пригородном сообщении, предоставляющий право на неограниченное количество поездок в течение указанного срока действия)[4].

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта решает проблему унификации проездных билетов и наделяет Минтранс РФ правами по установлению обязательных реквизитов бланков строгой отчетности, применяемых при осуществлении денежных расчетов с населением за оказание услуг по перевозке пассажиров. Так, положения действующего Устава призваны узаконить уже сложившуюся практику использования билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде и внести ясность в вопрос о соотношении так называемых платежных карт и билетов. Теперь транспортные платежные карты или универсальные платежные карты с транспортным приложением приравниваются к билету. До вступления в законную силу комментируемого Устава существовала неопределенность по поводу того, можно ли признать такие карты билетом или нет. При отрицательном ответе на этот вопрос для перевозчика существовала бы необходимость в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» выдавать пассажиру помимо платежных карт еще и билет, а также чек или бланк строгой отчетности[5]. В настоящее время такой необходимости не существует.

В случае использования билетов, в которых все реквизиты или их часть указаны в электронном виде, перевозчик при обращении к нему пассажира обязан предоставить ему информацию обо всех реквизитах билета, указанных в электронном виде, в том числе о сроке окончания действия билета и об оставшемся количестве поездок.

В случае если билет предназначен для проезда граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены преимущества по оплате проезда[6], должно быть указано, что данным билетом могут пользоваться определенные группы граждан.

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации персональные данные о пассажирах подлежат передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах, регулярные перевозки осуществляются с использованием именных билетов (п. 47 Правил перевозок пассажиров и багажа).

В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты.

 

[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. Сделки. Решения собраний. Представительство и доверенность. Сроки. Исковая давность. Постатейный комментарий к главам 9 - 12 / Б.М. Гонгало, А.В. Демкина, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2013 г.

[2] Решение Верховного Суда РФ от 05 июня 2003 г. № ГКПИ03-55 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца первого пункта 57 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ от 26.07.2002 № 30» // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации, август 2013 г., № 8

[3] Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями от 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996 г., № 3, ст.140

[4]Морозов С.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Ай Пи Эр Медиа, 2013 г.

[5] Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (с изменениями от 25.11.2013 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации, 26.05.2003г., № 21, ст.1957

[6] Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14.02.2005 г. № 73 «Об организации предоставления услуг отдельным категориям граждан на общественном пассажирском автомобильном транспорте на территории Республики Саха (Якутия)» (с изменениями от 29.06.2011 г.) // Якутия, 23.02.2005 г., № 33

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (01.03.2017)
Просмотров: 389 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%