После Февральской революции 1917 г. в России Временное правительство не проводило кардинальных изменений судебной системы. Оно скорее стремилось приспособить ее под свои цели и задачи. Для занятия судебных должностей в судах с назначаемым составом по-прежнему требовалось высшее юридическое образование, а для мировых судей - среднее образование и стаж чиновничьей службы. Функции судебных палат несколько уменьшились - был упразднен суд с сословными представителями. В окружных судах стал широко применяться суд с присяжными заседателями (он вводился даже на окраинах страны). Значительно расширилась юрисдикция окружных судов. Серьезные изменения коснулись и мировой юстиции. 04.05.1917 г. было издано Постановление Временного Правительства, согласно которому закон от 15.06.1912 г. о преобразовании местного суда был распространен еще на 33 губернии. Была расширена уголовная юрисдикция мировых судей и гражданская (до 1000 р. иска).
Закон от 30.05.1917 г. вводил суд по административным делам, в каждый уезд назначался административный судья. В губернских, областных городах при окружных судах предполагалось создать особые административные отделения, а в Сенате высшей инстанцией для административных судов стал бы I департамент. Эти суды рассматривали конфликты между государственными органами, комиссарами правительства и общественными учреждениями. Законом от 07.09.1917 г. к ведению этих судов были отнесены земельные и продовольственные комитеты. Суд присяжных и другие судебные органы были упразднены только Декретом о суде от 02.11.1917 г.
Октябрьская революция 1917 г. окончательно разрушил государственный аппарат старой России, полностью ликвидировав и ее судебную систему. Все действовавшие ранее правовые нормы перестали существовать, страна оказалась в состоянии полного хаоса и анархии. Власть перешла в руки большевиков, которые для укрепления своей диктатуры немедленно учредили Чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией в качестве органа внесудебной расправы (ВЧК). Наряду с этим были произведены скромные попытки по созданию новой судебной системы.
Декрет №1 о Суде 1917 г., отменивший старую судебную систему и уголовные законы, декларировал создание новой системы советского суда, в лице так называемых местных судов и революционных трибуналов с очень широкими полномочиями[1]: «Упразднить доныне существующие общие судебные установления: окружные суды, судебные палаты и
В начале 1920 г. на тех же принципах, что и ревтрибуналы, были созданы специальные суды на железнодорожном транспорте революционные военные железнодорожные трибуналы[2], на них распространялось «Положение о Революционных военных трибуналах» от 20.11.1919 г., но с некоторыми изменениями. Эти трибуналы находились в ведении и подчинении Народного комиссариата путей сообщений, при нем состоял Главный Реввоенжелдортрибунал, а при управлении каждой из дорог местный реввоенжелдортрибунал. Судейский состав назначался непосредственно народным комиссаром путей сообщений. Он осуществлял надзор за правильностью выносимых приговоров, мог приостанавливать их исполнение, вследствие вновь открытых обстоятельств или по требованию революционной целесообразности. Этим трибуналам были подсудны дела о преступлениях железнодорожных служащих, связанных с нарушением правильной работы железных дорог или препятствием восстановлению нормальной деятельности железнодорожного транспорта. Подсудность между Главным Трибуналом и трибуналами дорог была распределена в зависимости от занимаемой субъектом преступления должности на железнодорожном транспорте. Эти трибуналы просуществовали до момента перехода страны на мирные рельсы и были реорганизованы в 1923 г. Вместо
Главного трибунала была создана Транспортная коллегия Верховного Суда СССР, а взамен дорожных трибуналов при каждой дороге были организованы линейные суды[3].
Период НЭПа характеризовался следующими аспектами. В течение 1922 г. и первой половины 1923 г. вступили в действие различные советские кодексы. 01.06.1922 г. был принят Уголовный кодекс, 01.01.1923 - Положение о Судоустройстве, 15.02.1923 г. - Уголовный процессуальный кодекс. К этому же времени относится издание Гражданского материального и процессуального кодексов. Судебная система подверглась реформе. Ревтрибуналы были повсеместно упразднены, взамен их были созданы губернские суды, военные трибуналы и Верховный суд, учреждены государственная прокуратура и адвокатура. Конституция СССР 1924 г. содержала главу 7, регламентирующую деятельность Верховного Суда СССР: его компетенцию, структуру, а также правовой статус Прокурора Верховного Суда СССР[4].
В течение 1922-1927 гг. советский суд отличался относительно точным соблюдением действующих правовых норм, а сами нормы были стабильны. Основными принципами организации советского суда, в том числе и военных трибуналов, были следующие: отправление судебных обязанностей исключительно членами коммунистической партии, подбор судебных кадров находился в прямой зависимости от партийных органов, принцип выборности судей был фикцией, так как судья в любой момент мог быть отстранен от своих обязанностей, а деловая оценка профессиональных качеств судьи проводилась по степени чистоты его партийного дела.
Советский суд следует различать по характеру подсудности и по способу расследования дел и делить на общие и специализированные суды, а также на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции. Общие суды - это народные суды, областные и к ним приравненные, верховные суды союзных республик. К специальным судам следует отнести военные трибуналы, железнодорожные и воднотранспортные суды. Для контроля за деятельностью судов и улучшения качества их работы в июле 1936 г. создается общесоюзный орган судебного управления - Народный комиссариат юстиции СССР. Он наблюдал за применением судами законов, обобщал судебную практику и в случае необходимости разрабатывал изменения и дополнения к законам.
Конституция СССР 1936 г. содержала главу 9 «Суд и прокуратура». Данной главой (ст. 102) закреплялась вся судебная система СССР: Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, краевые, областные суды, суды автономных краев и областей, окружные суды, специальные суды, создаваемые по постановлению Верховного Совета СССР, и народные суды. Также Конституция регламентировала порядок избрания и срок полномочий Верховного Суда СССР, Верховных Судов республик в составе СССР, краевых и областных судов и народных судей народных судов.
Вторая сессия Верховного Совета СССР в августе 1938 г. приняла Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором нашли свое развитие и конкретизацию принципы развития и деятельности советского суда, зафиксированные в Конституции, избрала Верховный Суд СССР. В течение 1938-1939 гг. была перестроена вся судебная система на территории СССР. В качестве суда первой инстанции могли отправлять правосудие народные суды, областные суды, и судебные органы республиканского масштаба, и специальные суды, все пять коллегий Верховного Суда СССР (военная, железнодорожная, воднотранспортная, судебная коллегия по уголовным и гражданским делам), по делам, отнесенным законом к их ведению (ст.ст. 65, 66, 67, 69, 71 Закона о судоустройстве 1938 г.[5]). В качестве суда кассационной инстанции могли действовать все вышеперечисленные суды, за исключением народных и специальных судов. Судом надзорной инстанции был Верховный Суд РСФСР и других союзных республик, Пленум Верховного Суда союзных республик, Верховный Суд СССР в лице пяти коллегий и Пленум Верховного Суда СССР.
Великая отечественная война потребовала внести некоторые изменения в систему судебного управления в СССР. Военные трибуналы, как и общая судебная система в республиках, имеющих краевое (областное) деление, были построены по трехзвенной схеме. Первое звено - военные трибуналы армий, корпусов и иных воинских соединений и военизированных учреждений, второе - военные трибуналы военных округов, фронтов, военно-морских фронтов, третье - Верховный Суд СССР (военная коллегия). Функции судебного управления в отношении военных трибуналов осуществлялись непосредственно Народным комиссариатом юстиции СССР через управление военными трибуналами. В отдельных районах (например, Москве, Ленинграде) суды общей юрисдикции реорганизуются в военные трибуналы, но в местностях, не объявленных на военном положении, они рассматривали очень много дел.
После войны, в 1948 г., впервые в соответствии с Конституцией 1936 г. были проведены выборы народных судов. В целях усиления роли местных судебных органов в осуществлении судебного надзора Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14.08.1954 г. были образованы президиумы в составе Верховных судов, краевых, областных судов и судов автономных областей. В 1956 г. были упразднены управления юстиции при краевых, областных Советах депутатов трудящихся, а часть их функций передана краевым (областным) судам. Им предоставлялось право производить ревизии народных судов и осуществлять контроль за всей их деятельностью, а также осуществлять руководство государственными нотариальными конторами.
04.08.1989 принимается Закон «О статусе судей СССР»[6], в соответствии с которым, в целях обеспечения выдвижения на судебную работу достойных кандидатов и усиления гарантий независимости судей, создаются квалификационные коллегии судей.
06.05.1991 г. учрежден высший судебный орган защиты конституционного строя РСФСР, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства, - Конституционный Суд РСФСР . 17.05.1991 приняты Законы СССР «О Высшем арбитражном суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР»[7], в соответствии с которыми Высший арбитражный суд СССР осуществлял судебную власть в пределах полномочий Союза ССР путем разрешения хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе колхозами, индивидуальными, совместными предприятиями и международными объединениями организаций СССР и других стран, государственными и иными органами
[1] Собр. Узак. 1917 г., №4. Ст. 50.
[2] Собр. Узак. 1920 г., № 21, Ст. 112.
[3] Положение о судоустройстве от 01.01.1923 г. и Положение о Верховном Суде СССР.
[4] Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924, №2. Ст. 24.
[5] Ведомости ВС СССР. 1938 г. № 11.
[6] Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, № 9, Ст. 223
[7] Ведомости СНД и ВС СССР, 1991, № 23, Ст. 651, 652.
|