Понедельник, 25.11.2024, 21:05
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие и законодательное закрепление основ судебной системы в Российской Федерации

Все нормативные акты, в той или иной мере регулирующие судебную систему, характеризуются согласованностью, иерархичностью и специализацией. Эта система включает в себя акты общефедеральных органов, субъектов федерации, нормативные акты судебных органов и акты органов местного самоуправления. Такое многообразие видов актов обусловлено не только федеративным строением государства, спецификой регулируемых отношений, но и сложностью и особой социальной значимостью предмета правового регулирования - судебной системы.

Основы судебной системы РФ устанавливаются высшим законодательным актом России - её Конституцией. Нормативное регулирование основ судебной власти всегда составляет прерогативу конституции. Закрепление в Конституции РФ системы высших судов Российской Федерации придает особую стабильность ныне существующей системе судов. Изменения в отношении высших судов возможны лишь путем внесения поправок в Конституцию РФ. Конституция Российской Федерации закрепила основные принципы организации судебной системы (статьи 5, 10, 11, 46, 47, 48, глава 7 Конституции РФ). Согласно п. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Установление системы федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности отнесены Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации.

Рассматривая вопрос источников права, регламентирующих судебную систему невозможно не отметить общепризнанные принципы и нормы международного права. Международное право содержит в себе наиболее общие цивилизационные ценности, которые оказывают влияние на формирование национальных правовых систем. В Российской Федерации установлен приоритет правил международного договора: именно они должны применяться, если им установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним законодательством России. Однако не следует считать российскую правовую систему открытой для любых норм международного права, равно как ошибочно утверждать, что на нее могут оказывать влияние абсолютно все международные нормы и принципы.

Существует конституционный механизм, охраняющий правовую систему России от влияния норм международного права, которые противоречат ее правовой системе или не соответствуют национальным интересам. Для того, чтобы нормы международного право стали частью правовой системы России необходимо, чтобы было соблюдено одно условие: они должны быть признаны Российской Федерацией в установленном порядке. Вне подобного признания они не могут считаться частью российской правовой системы и, следовательно, не могут порождать каких-либо обязательств для Российской Федерации, ее органов и граждан.

Подобное условие необходимый элемент признания государственного суверенитета России. Кроме этого, Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть не вступивший в силу международный договор на предмет его соответствия Конституции РФ. Если отдельные положения договора или он весь в целом будут признаны не соответствующими Конституции РФ, то договор не может быть ратифицирован или принят, и присоединение к нему невозможно. Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН, в Резолюции ООН "Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций" (1970 г.), в Парижской хартии для новой Европы (1990 г.), Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и во многих других международных документах[1].

Источником права, регламентирующего судебную систему, являются также конституции и уставы субъектов в составе федерации. Подавляющее большинство действующих конституций и уставов субъектов федерации содержит двухэлементную систему правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности судебной власти. Первая группа норм характеризует основы конституционного строя соответствующего субъекта федерации применительно к определению институционального элемента принципа разделения властей в форме провозглашения осуществления государственной власти, её законодательной, исполнительной и судебной ветвью. Вторая группа норм конкретизирует и детализирует этот конституционный принцип.

Исходя из критерия полноты и комплектности регулирования данных вопросов можно разделить конституции (уставы) субъектов федерации на четыре группы. К первой группе относятся законы, содержащие достаточно подробное регулирование. Такие акты в основном воспроизводят схему федеральной Конституции. Примером таких законодательных актов являются Конституции Республик Алтай и Дагестан, Уставы Курской и Сахалинской областей.

Ко второй группе конституций относятся конституции (уставы) субъектов федерации, которые содержат незначительное количество статей, содержащие бланкетные нормы, отсылающие либо к федеральному законодательству, либо к законодательству субъекта федерации. Примером таких законодательных актов являются Конституция Республики Мордовия и Устав Хабаровского края. К третьей группе следует отнести конституции (уставы) субъектов, которые не содержат детального регулирования вопросов организации и деятельности судебной системы. В них только упоминается о существовании судебной власти применительно к определению принципа разделения властей. К таким законам относятся Уставы Псковской и Ростовской областей. К четвертой группе, наиболее малочисленной, относятся субъекты, в конституциях (уставах) которых отсутствуют нормы о судебной системе или судах субъектов, примером подобного законодательного регулирования могут послужить Уставы Волгоградской области и Чукотского автономного округа.

Рассматривая конституции и уставы субъектов федерации как источник правовых норм, регламентирующих судебную систему России необходимо освятить научный спор об идентичности или различии конституций субъектов и уставов субъектов федерации. В.А. Кряжков отмечает, что наряду с общими чертами между конституциями и уставами существуют некоторые различия, не носящие, впрочем, по мнению ученого принципиального характера[2]. Во-первых, их отличает собственно само название: в республиках основной закон именуется конституцией, во всех остальных субъектах - уставом. К источникам правовых норм следует отнести акты Судебного Департамента при Верховном суде РФ: Приказы «Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в Верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов», «Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в районном суде»[3].

Анализ законодательных актов, в той или иной степени регулирующих деятельность судебной системы России, позволяет прийти к следующим выводам.

Судебная система России, ее отдельные элементы, принципы организации и деятельности, порядок взаимодействия с другими субъектами государственной власти определяется конституцией России, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов федерации, подзаконными нормативными актами, законами субъектов федерации, а также актами судебных органов.

В целях реализации положений судебной реформы, предложенной президентом и одобренной Верховным Советом РСФСР в 1991 г., в современной России были приняты законодательные акты, регулирующие судебную систему или ее элементы, а также законодательные акты, косвенно регулирующие судебную систему. Российская Федерация обладает достаточно развитым, доскональным и динамично развивающимся законодательством в рассматриваемой сфере. В недавнее время приняты такие важные законы, как закон о судах общей юрисдикции, о Дисциплинарном судебном присутствии. По мере необходимости вносятся изменения в уже действующее законодательство.

3. Законодательная база для становления и развития судебной власти и судебной системы в России уже создана. Для формирования законодательного фундамента существования современной судебной системы России сделано уже очень многое и его строительство находится на завершающем этапе. Необходимо принятие законов о специализированных судах, закона о конституционных (уставных) судах субъекта федерации.

4. Глобализация ведет к интернационализации жизни государств и тем самым к интернационализации их правовых систем. Международное право оказывает растущее влияние на законодательство государств, включая конституционное. Основные разделы конституции России сформулированы с учетом международных норм. Рассматривая вопрос о влиянии международных принципов и норм на уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство России, необходимо сказать, что их значимость отражена не только в Конституции, но и непосредственно в УПК, ГПК, АПК, КоАП РФ.

Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего судебную систему, судопроизводство, судебную власть. На этом фоне возникает вопрос можно ли считать международные суды частью судебной системы России? Ответ на этот вопрос отрицательный, что подтверждается следующим: у международных судов нет институциональной взаимосвязи с российскими, они не являются вышестоящей инстанцией по отношению к ним; принятие решения международным судом по делу не влечет автоматической отмены решения, противоречащего, принятому российским судом, например, основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам является установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении дела Дисциплинарным судебным присутствием, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека, а арбитражный суд только вправе, а не обязан приостановить производство по делу в случае рассмотрения международным судом другого дела, решение по которому может иметь значение для рассмотрения приостанавливаемого дела, в то же время арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом РФ.

Деятельность такого международного института как международный суд является в достаточной степени эффективной, ежегодно на рассмотрение международных судов поступает все большее количество заявлений, рассматривается все большее количество дел, они играют все более заметную роль в международных отношениях, они оказывают влияние на развитие международно-правовых норм, путем создания судебных прецедентов эти международные организации могут оказывать реальное влияние на развитие международного права и, таким образом, международные суды в условиях процессов всемирной интеграции и глобализации оказывают свое влияние на судебную систему России, но не являются ее частью.

 

[1] Тексты документов см: И.Т. Блатова, Г.М. Мелков. Международное право. Сборник документов. М., 2011.

[2] Кряжков B.A. Конституционное право субъектов Российской Федерации. M., 2002. С. 215.

[3] Российская газета. 12.05.2006 г. № 99., Российская газета. 05.11.2004 г. № 246

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (20.07.2017)
Просмотров: 216 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%