Понедельник, 25.11.2024, 20:51
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Суды общей юрисдикции Российской Федерации (в том числе военные суды)

Термин «суды общей юрисдикции» впервые появился в современном российском законодательстве после принятия Конституции 1993 г.

Суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, подразделяются на две подсистемы: общие суды и военные. Военные суды подразделяются на три звена, а общие - на четыре, четвертым звеном общих судов являются мировые судьи, которые, являются судами общей юрисдикции субъектов федерации. На основании ст. 7 закона о военных судах к юрисдикции военных судов отнесены дела о преступлениях и административных правонарушениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие. Общие суды рассматривают все дела, не отнесенные к юрисдикции арбитражных, военных судов и Конституционного суда РФ. Система судов общей юрисдикции РФ характеризуется следующими чертами: во-первых, наличием наряду с федеральными судами общей юрисдикции судов общей юрисдикции субъектов федерации - мировых судей; во-вторых, выделением в системе судов общей юрисдикции специализированных судов (данные суды еще не образованы, но их необходимость обсуждается и законодателями и учеными, речь идет о судах по делам несовершеннолетних, трудовых судах и т.д.); в- третьих, любой суд общей юрисдикции (от мирового судьи до Верховного суда) может рассматривать дела в качестве суда первой инстанции.

Вопрос о необходимости создания в России специализированных судов является спорным. Европейский опыт функционирования этих судов показывает, что, например, при рассмотрении деятельности судов по делам несовершеннолетних очевидны такие достижения как возросший интерес среди социологов и политиков к ювенальной юстиции, как действенному средству решения имеющихся в обществе социальных проблем[1]. При принятии решения о создании того или иного специализированного суда, по нашему мнению, следует исходить из следующих факторов: действительно ли необходимо рассматривать ту или иную категорию дел специализированным судебным органов, ввиду особенностей рассматриваемых дел и затруднительного, несвоевременного или другого отрицательного аспекта в деятельности существующих судебных органов в рассмотрении этих категорий дел; оправдано ли финансово создание целой подсистемы судебных органов; приведет ли создание специализированных судов к более быстрому, объективному, профессиональному рассмотрению дел. Только положительные ответы на все перечисленные вопросы может служить основанием для создания того или иного специализированного суда в России. В качестве альтернативы созданию специализированных судов можно предложить введение специализации судей в федеральных судах общей юрисдикции. Дифференциацию судей на судей, рассматривающих дела, где сторонами являются несовершеннолетние, судей по семейным, административным, трудовым делам, следует, по нашему мнению, закрепить внутренними документами суда. Подобный подход требует гораздо меньше финансовых вложений, времени и административного ресурса по сравнению с введением новых судов.

Верховный суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. Его правовой статус и место в судебной системе России регламентируется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 г. № 1109 ФКЗ , порядок и формы взаимодействия с другими элементами судебной системы и органами государственной власти - законами об уполномоченном по правам человека в РФ, об арбитражных судах в РФ, о Правительстве РФ, о Конституционном суде в РФ», полномочия - Конституцией РФ и законом о военных судах РФ, а нормативной базой для руководства при вынесении решений по конкретным делам являются КоАП РФ, ГПК РФ и УПК РФ.

Основное направление деятельности Пленума Верховного Суда РФ - рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, разъяснение судам общей юрисдикции вопросов применения законодательства. Они даются в форме постановлений Пленума Верховного Суда и строятся на обобщении судебной практики, анализе судебной статистики. Пленум Верховного Суда РФ рассматривает и решает вопросы о внесении в Государственную Думу РФ законопроектов в порядке законодательной инициативы и об их отзыве; об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов, с ходатайствами о даче разъяснений судебных решений, принятых Конституционным Судом РФ; рассматривает представление Председателя Верховного Суда и принимает решение о предложении к утверждению Высшей квалификационной коллегией судей РФ состава Судебной коллегии Верховного Суда; осуществляет другие полномочия.

Президиум рассматривает судебные дела в порядке надзора, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ состоит из ее председателя и членов, являющихся судьями Верховного Суда РФ, которые утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Апелляционная коллегия рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские и административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции были вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией, а также рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по административным делам и Военная коллегия утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда, ими руководят заместители Председателя Верховного Суда. Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора, а также ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Состав Кассационной коллегии утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, и состоит из председателя Кассационной коллегии и 12 судей Верховного Суда. Кассационной коллегией руководит председатель коллегии. Кассационная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями Верховного Суда в качестве суда первой инстанции, а также в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Функции Кассационной коллегии ВС РФ прекращаются с 01.01 2012 г.: на основании п.5 ст. 44 конституционного закона о судах общей юрисдикции в РФ ее функции по уголовным делам в период с 01.01.2012 г. до 01.01.2013 г. выполняла Апелляционная коллегия.

Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность судов общей юрисдикции, анализ научной литературе и особенно споров, имеющих место в науке относительно отдельных элементов системы судов общей юрисдикции, позволяет сделать следующие выводы .

Система судов общей юрисдикции является единственной в судебной системе России, включающей в себя как федеральные суды, так и суды субъектов федерации. Не вызывает сомнения тот факт, что мировые судьи- суды общей юрисдикции субъектов федерации - являются элементом системы судов общей юрисдикции и подсистемы общих судов: районный суд является вышестоящей по отношению к ним инстанцией и пересматривает решения мировых судей, не вступившие в законную силу. Данное утверждение полностью корреспондируется с позицией законодателя, закрепленной в конституционном законе о судах общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции является единственной в судебной системе, включающей в себя две подсистемы, которые возглавляет в качестве вышестоящей инстанции единый элемент - Верховный Суд РФ.

Система судов общей юрисдикции включает в себя специальные суды - военные. Задачи военных судов в значительной мере схожи с задачами общих судов: на них возложены отправление правосудия, проверка правомерности решений деятельности должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и граждан, приравненных к ним. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве первой инстанции, второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако, несмотря на схожие черты, в деятельности военных судов и судов общей юрисдикции существуют различия: у военной юстиции сужена компетенция (они не дают разъяснений, отправляют правосудие в отношении не всех граждан РФ); военные суды рассматривают и разрешают дела о преступлениях против военной службы.

4. Система судов общей юрисдикции долгое время не имела специального федерального закона, который регламентировал бы ее деятельность, закреплял всю систему этих судов, определял правовой статус каждого ее элемента - закона о судах общей юрисдикции. В 2011 г. данный значительный пробел законодательства был устранен принятием соответствующего закона.

5. С первого взгляда анализ деятельности судов общей юрисдикции может привести к выводу о малозначительности их деятельности по сравнению с деятельностью других судов. Конечно, деятельность арбитражных судов, и в особенности Конституционного суда РФ, имеет более значительный общественный резонанс. Однако ежедневная деятельность судов общей юрисдикции позволяет говорить о том, что именно эти суды занимают центральное место в судебной системе РФ и именно благодаря судам общей юрисдикции, их деятельности по отправлению правосудия и защите нарушенных прав и свобод граждан в последнее время повысился кредит доверия населения к судебной системе. Такая ситуация обусловлена тем, что именно суды общей юрисдикции наиболее приближенная к населению ветвь судебной системы России. Эти суды признают недействительными и противоречащими законодательству РФ решения органов государственной власти и местного самоуправления, защищают права личности при проведении предварительного расследования, защищают все права и законные интересы граждан, в том числе возникающие в гражданских, трудовых и семейных правоотношениях. Как следствие, на практике действительно реализуется закрепленное конституцией право граждан на судебную защиту, без реализации которого невозможно было бы говорить о России как о демократическом и правовом государстве. Спектр дел, рассматриваемых этими судами, невероятно велик: от дел о разводе и лишении прав управления транспортными средствами до уголовных дел о серийных преступлениях и терроризме.

Таким образом, суды общей юрисдикции играют ключевую роль в области повышения значимости и уважения к решению суда, вступившему в законную силу.

 

[1] Parsloe Phyllida. Juvenile justice in Britain and United States. The balance of needs a rights. London, 1978. C. 7.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (20.07.2017)
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%