Формы пенсионного страхования – разновидности страхования, связанные с пенсионным обеспечением. В Российской Федерации пенсионное страхование осуществляется в двух основных формах: обязательной и дополнительной (добровольной).
Обязательная форма пенсионного обеспечения является главным компонентом текущей пенсионной системы. Выплата пенсий обеспечивается исходя из трудового стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется, как и за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд России, так и за счет средств, полученных от обязательных страховых взносов на накопление. Обязательное страховое обеспечение предполагает, что страховщик исполняет свои обязательства перед застрахованным лицом, при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страховщик, застрахованные лица и страхователи. Пенсионный фонд России является страховщиком обязательного пенсионного страхования. Выплаты физическим лицам, организациям, индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам (занимающимся частной практикой) производят страхователи по обязательной форме пенсионного страхования.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, которые постоянно или временно проживают на территории Российской Федерации и на которых распространяется обязательная форма пенсионного страхования в соответствии с действующим Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[1]. Согласно данному закону страховым случаем является достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.
Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому гражданину индивидуальный лицевой счёт, на который ежемесячно зачисляются страховые взносы, которые за работника перечисляет работодатель при начислении ему заработной платы. Эти взносы и формируют будущую трудовую пенсию. При достижении пенсионного возраста застрахованного лица, накопленные взносы являются источником, из которого будут выплачиваться пожизненная пенсия.
Добровольная форма пенсионного обеспечения является дополнительным страхованием по отношению к обязательному. Страховщиками добровольного пенсионного страхования выступают: негосударственные пенсионные фонды, страховые компании. Взносы добровольного пенсионного обеспечения могут быть единовременными или накопительными. В зависимости от выбранной программы взносы могут уплачиваться ежегодно, ежеквартально или ежемесячно. Пенсионные выплаты по добровольному пенсионному обеспечению могут предоставляться застрахованным лицам при наличии пенсионных накоплений.
Совершенствование системы пенсионных выплат было закреплено нашим правительством в таком документе, как Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы. Также был принят новый закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». Новые правила повысили значение стажа при расчете будущей пенсии[2]. Кроме того, более поздний выход на пенсию увеличивает ее размер в дальнейшем.
Пенсии по обязательному пенсионному страхованию.
Пенсия в обязательной системе страхования (ОПС) назначается при наступлении страхового случая, а именно пенсионного возраста, установления инвалидности или утере кормильца.
Все застрахованные в системе ОПС получают свидетельство с указанием номера индивидуального лицевого счета — СНИЛС.
Пенсии, предусмотренные ОПС формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями (страхователями) за своих работников и за себя в ПФР. Существует несколько видов таких пенсий:
• страховая пенсия по старости;
• страховая пенсия по инвалидности;
• страховая пенсия по потере кормильца.
ОПС — это комплекс мер, направленный на частичное возмещение утраченного дохода гражданам пенсионного возраста.
Для граждан, впервые вступающих в трудовые отношения, существует возможность выбора пенсионного обеспечения: формировать только страховую или переводить часть средств на накопительную пенсию.
В настоящее время общий тариф страховых взносов, действующий в ОПС, составляет 22%. Данная величина состоит из двух частей:
• солидарный тариф в размере 6%, предназначенный для фиксированных выплат действующим пенсионерам;
• индивидуальный тариф в размере 16%, перечисляемый на лицевые счета граждан при формировании только страховой пенсии или в размере 10 % — при формировании страховой и накопительной выплаты, на долю которой приходятся оставшиеся 6 %[3].
Согласно новым правилам перечисляемые денежные средства переводятся в условные единицы — пенсионные баллы, а сами деньги идут на выплаты текущих пенсий. Ежегодно правительство индексирует стоимость таких баллов с учетом инфляции, чтобы предотвратить их обесценивание.
Страховые (трудовые) пенсии.
Страховая пенсия является основным видом пенсии в России. Все граждане, вступившие в систему ОПС, а значит получившие СНИЛС, являются застрахованными лицами. В роли страховщика таких пенсий выступает Пенсионный фонд РФ.
Для расчета данного вида выплат используется следующая формула:
СП = ИПК х СПК + ФВ,
где:
• СП — размер страховой пенсии;
• ИПК — количество пенсионных баллов;
• СПК — стоимость индивидуального коэффициента;
• ФВ — сумма фиксированной выплаты[4].
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) начисляется за каждый год трудовой деятельности гражданина в зависимости от поступивших на его счет страховых платежей и выбора пенсионного обеспечения. Предельное годовое значение ИПК может быть равно 10, а при формировании накопительной пенсии — 6,25.
Особенностью ИПК является их начисление и в некоторые нестраховые периоды, такие как служба в армии по призыву, уход за детьми, за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом.
Каждый год стоимость пенсионного коэффициента индексируется. С 1 февраля 2016 года он составлял 74 рубля 27 копеек, с 1 февраля 2017 года — 78 рублей 28 копеек. При назначении пенсии накопленные баллы будут переведены в рубли исходя из стоимости ИПК в году выхода на пенсию.
Расчет значения индивидуального коэффициента осуществляется следующим образом:
ИПК = СВ / СМВ х 10,
где:
• СВ — сумма страховых взносов, перечисленная на страховую часть пенсии;
• СМВ — сумма страховых взносов с максимальной взносооблагаемой зарплаты[5].
Фиксированная выплата гарантируется государством и устанавливается в твердом размере. Ее величина также индексируется каждый год. С 1 февраля 2016 года она составляла 4 558 рублей 93 копейки, с 1 февраля 2017 года — 4 805 рублей 11 копеек.
Кроме того, правительство предусмотрело повышающие коэффициенты для тех, кто отложит свой выход на пенсию на более поздний срок. В таком случае стоимость индивидуального коэффициента и базовая (фиксированная) выплата будут устанавливаться в повышенном размере.
Страховая пенсия по старости.
Данный вид пенсии устанавливается при наличии определенных условий:
достижение пенсионного возраста либо права на досрочное назначение;
наличие минимального страхового стажа;
необходимое количество пенсионных баллов[6].
Возраст выхода на пенсию остался неизменным: 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. Требование к минимальному страховому стажу составляет 15 лет. Такое условие будет выполняться постепенно с требуемых 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году. Также ежегодно будет увеличиваться и минимальное количество баллов от 6,6 в 2015 году до требуемых 30 к 2025 году.
За назначением страховой пенсии по старости можно обратиться в любое время после возникновения права на нее. Граждан, у которых отсутствует необходимый стаж и требуемое количество баллов, будет назначена социальная пенсия.
Страховая пенсия по инвалидности.
Для начисления данного вида пенсионной выплаты требуется выполнение двух условий:
выдача документа о признании гражданина инвалидом;
наличие страхового стажа.
С введением нового закона пенсия по инвалидности назначается вне зависимости от причины потери трудоспособности. При установлении группы инвалидности специалистами МСЭ выдается выписка из акта освидетельствования с указанием срока действия данного документа (может быть и бессрочно).
Продолжительность страхового стажа при определении права на данный вид пенсии значения не имеет, достаточно одного такого дня. При полном отсутствии стажа назначается социальная пенсия[7].
Страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Для назначения страховой пенсии по СПК должны быть соблюдены два требования:
у умершего имеется страховой стаж;
отсутствует противоправное деяние, совершенное нетрудоспособным членом семьи и повлекшее за собой смерть кормильца.
Пенсия по потере кормильца устанавливается гражданам, относящимся к категории иждивенцев. Нетрудоспособными членами семьи признаются дети, внуки, неработающий супруг, один из родителей и другие. Полный перечень граждан, относящихся к категории нетрудоспособных, содержится в ст. 10 закона «О страховых пенсиях».
Накопительная пенсия.
Данный вид пенсионного обеспечения в отличие от страхового формируется по желанию будущего пенсионера.
Гражданам 1967 года рождения и моложе предоставлено право выбора — перечислять взносы только на страховую пенсию или часть платежей работодателя направить на накопительную пенсию. Тем, кто впервые устраивается на работу такое право выбора предоставляется в течение первых пяти лет их трудовой деятельности[8].
Решение о формировании накопительной пенсии должно быть оформлено в виде заявления в ПФР.
Принцип пенсионных накоплений похож на вложение денежных средств в банк. Эти средства не предназначены для выплаты текущих пенсий, направляются по выбору гражданина для инвестирования в:
• управляющую компанию (УК);
• негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
В нашей стране действует одна государственная УК «Внешэкономбанк» и частные управляющие компании. Доходы от инвестирования зачисляются на счет застрахованного лица за минусом комиссии в пользу УК.
Ежегодно УК и НПФ предоставляют отчеты о доходности от инвестиций денежных средств своих клиентов. Анализ данной информации дает возможность сделать взвешенный выбор в пользу того или иного страховщика.
Следует помнить, что данный вид пенсионных выплат не индексируется государством, может быть и убыточным, что отразится на конечном размере пенсии. Кроме того, на 2017 год продлен мораторий на формирование накоплений за счет страховых взносов.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению[9].
Рассматриваемая форма пенсионного обеспечения направлена на компенсацию утраченного дохода следующим категориям граждан:
• госслужащим;
• военнослужащим;
• участники ВОВ;
• гражданам, пережившим блокаду Ленинграда;
• пострадавшим от радиации;
• космонавтам;
• летчикам-испытателям;
• нетрудоспособным гражданам.
Финансируются данные выплаты из федерального бюджета и назначаются в зависимости от определенных условий (выработке необходимого стажа, отсутствия иного дохода или др.).
Социальные пенсии нетрудоспособным гражданам.
Для тех, кто не может заработать право на страховую пенсию, устанавливаются социальные пенсионные выплаты по нормам закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Их выплачивают нетрудоспособным гражданам: инвалидам всех групп, включая детей-инвалидов. Размер выплаты зависит от категории получателя. Назначается данный вид пенсии с даты признания лица, обратившегося за ней, нетрудоспособным. При этом отсутствуют требования, касаемые страхового стажа и пенсионных баллов.
Социальные пенсии, устанавливаемые нетрудоспособным гражданам, бывают трех видов:
• по старости;
• по инвалидности;
• по случаю потери кормильца[10].
Граждане, обратившиеся за данной пенсией, должны постоянно проживать на территории РФ и относится к категории нетрудоспособных. Финансируется данный вид пенсионного обеспечения из государственного бюджета.
Пенсии государственным служащим, военнослужащим и отдельным категориям граждан
Данным категориям граждан может быть установлена одна из четырех видов государственных пенсий:
• за выслугу лет;
• по старости;
• по инвалидности;
• по случаю потери кормильца.
Заявление о назначении такой пенсионной выплаты можно подать в любое время после возникновения права на нее в управление ПФР по месту жительства или в МФЦ. Федеральные госслужащие подают заявление о назначении пенсии за выслугу лет в кадровую службу того органа власти, где они замещали должность перед увольнением.
В силу специфики службы некоторым госслужащим пенсионная выплата устанавливается соответствующим государственным ведомством.
Государственные пенсии за выслугу лет.
Назначаются такие пенсионные выплаты следующим категориям граждан:
• государственными служащим при наличии 15 лет гражданской службы;
• военнослужащим в соответствии с нормами закона от 12.02.1993 г.;
• космонавтам при наличии стажа в соответствующих должностях 25 лет у мужчин и 20 лет для женщин, если 10 лет из них у мужчин и 7,5 у женщин приходятся на работу в летно-испытательном составе;
• летчикам-испытателям при наличии стажа в соответствующих должностях 25 лет у мужчин и 20 лет для женщин, если две трети из них приходилось на работу в летном составе[11].
Стоит отметить, что данным лицам может быть установлено две пенсии при наличии на то права: одна за выслугу лет, другая — страховая пенсия по старости (точнее ее доля).
Государственная пенсия по старости.
Данная пенсионная выплата назначается гражданам, пострадавшим от радиации. Условия возникновения права на нее, равно как и размер, зависят от категории гражданина, выполняемой им работы, от места и длительности проживания на загрязненной территории.
Государственная пенсия по старости может быть назначена по двум законам:
• при наличии 5 лет страхового стажа в соответствии с законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 г.;
• при наличии 15 лет стажа и 30 баллов в соответствии с законом № 1244-1 от 15.05.1991 г.
Государственная пенсия по инвалидности.
Размер данной пенсионной выплаты также зависит от категории получателя, к которым относятся:
• участники и ветераны ВОВ;
• жители блокадного Ленинграда, получившие инвалидность;
• военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие заболевания или травмы в период службы по призыву;
• граждане, ставшие нетрудоспособными вследствие аварии на ЧАЭС;
• космонавты, получившие инвалидность при подготовке или выполнении космического полета.
Осуществление трудовой деятельности не влияет на данную выплату. Размеры пенсионного обеспечения рассчитываются в процентном соотношении к размеру социальной пенсии.
Государственная пенсия по случаю потери кормильца[12].
Данная пенсионная выплата устанавливается в случае смерти военнослужащего, проходившего службу по призыву, граждан, подвергшихся радиации, космонавтов и кандидатов в них.
Право на государственную пенсию по СПК имеют нетрудоспособные члены их семьи, в первую очередь — дети до 18 лет, родители и супруги. Размер компенсации зависит от категории получателя.
Пенсионная выплата членам семьи погибшего военнослужащего, проходившего службу по призыву, выплачивается полностью вне зависимости от факта работы.
Кроме государственной системы ОПС у нас в стране действует негосударственное пенсионное страхование. Данный вид пенсионного обеспечения позволяет гражданам формировать еще одну дополнительную пенсию в добровольном порядке.
Для получения такого вида выплат необходимо заключить договор с каким-либо НПФ и в течение определенного периода осуществлять платежи.
Источниками финансирования негосударственных выплат являются:
• личные взносы граждан на свою будущую пенсию или в пользу третьих лиц;
• взносы работодателей за своих сотрудников при корпоративной системе выплат;
• доходы фонда от инвестирования полученных денежных средств.
Негосударственные пенсии назначаются при наличии права на страховую пенсию. Данный вид пенсионных выплат может быть бессрочным или осуществляться в течение нескольких лет в зависимости от условий заключенного договора. Разные НПФ предлагают различные пенсионные программы.
Негосударственные фонды по формированию пенсионных выплат действуют на основании лицензии Банка России[13].
Отдельным категориям граждан органы ПФР осуществляют ряд социальных выплат:
Социальная доплата. Устанавливается неработающим пенсионерам, если сумма их материального обеспечения не достигает минимального уровня в их регионе.
Ежемесячные денежные выплаты. Назначаются некоторым категориям граждан: ветеранам, героям СССР, РФ, кавалерам ордена Славы, инвалидам, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей и пострадавшим от радиации.
Набор социальных услуг. Устанавливается в беззаявительном порядке гражданам, которым была назначена ЕДВ. Включает в себя три составляющие: медицинскую, санаторно-курортную и транспортную. Получать НСУ можно как в натуральной форме, так и в денежном эквиваленте.
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Выплачивается гражданам РФ в размере 1 000 рублей (инвалидам и участникам ВОВ, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма) или 500 рублей (проходившим службу в составе действующей армии 1941-1945г.г., вдовам погибших в ВОВ, бывшим совершеннолетним узникам фашизма и награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда).
Доплата к пенсии для отдельных граждан. Является самостоятельной выплатой, то есть не зависит от вида и размера установленной пенсии. Право на нее имеют члены летных экипажей и работники угольной промышленности при наличии соответствующего стажа и только в случае оставления работы.
Выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и инвалидами I группы с детства. Устанавливаются одному неработающему гражданину за каждого нетрудоспособного лица. Выплата может быть компенсационной (в размере 1 200 рублей по уходу за инвалидом I группы или лицом, достигшим 80 лет) или ежемесячной. Последняя назначается родителю или опекуну в размере 5 500 рублей (остальным в размере 1 200 рублей) по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы.
Социальное пособие на погребение. Компенсирует расходы, связанные с похоронами неработающих пенсионеров, и назначается при условии, если граждане обратятся за ним в течение шести месяцев.
Материнский капитал. Выдается единожды только гражданам РФ при рождении или усыновлении второго ребенка либо последующих. Использовать капитал можно после исполнения ребенку трех лет на улучшение жилищных условий, образование детей или накопительную пенсию мамы. Также государством были предусмотрены единовременные выплаты из данных средств[14].
Таким образом, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день работа системы пенсионного страхования происходит следующим образом: ПФ РФ (страховщик) производит аккумулирование средств, управляет ими и в дальнейшем распределяет.
С момента получения СНИЛСа гражданин становится лицом, застрахованным согласно системе пенсионного соцстрахования. Все страховые взносы выплачиваются работодателем (страхователем).
Пенсия состоит сегодня из 2-х частей – из добровольной и обязательной. В чем отличия?
Обязательная. Эта часть страхования – под контролем ПФ РФ. Размеры пенсии и порядок выплат регулируются государством.
Добровольная. В формировании этой дополнительной части участвуют сами граждане. Главное отличие: размеры взносов регулируются не государством, а гражданами. Причем в добровольном порядке.
Что нужно знать о добровольном пенсионном страховании:
Страховую компанию и программу гражданин может выбрать самостоятельно.
Как это происходит: страхователь вносит сумму по договору страховщику, а страховщик инвестирует средства в различные инструменты рынка финансов для увеличения объема средств. В течение определенного количества лет страхователь платит означенную в договоре сумму (от 300 долларов ежегодно). В итоге, к пенсионному возрасту гражданин получает к своей обязательной пенсии внушительную добавку. Средства, накопленные на счете, и приумноженные с помощью страховщиков, выплачиваются вместе с процентами от инвестиционных доходов – либо единовременной суммой, либо периодами, оговоренными в договоре.
Деятельность всех страховщиков в полном объеме регулируется государством (включая сами инвестиционные инструменты).
Преимущества: обеспечение своего будущего. Обязательная выплата (то есть, деньги не пропадут) – самому страхователю или же выгодоприобретателю (по договору). Размер пенсии будет зависеть от возможностей страхователя. Минимум прибыли – 4 процента годовых.
Одновременно с заключением договора происходит страхование жизни. При наступлении страхового случая вся страховая сумма выплачивается выгодоприобретателю – и в полном объеме.
Размеры взносов устанавливаются в индивидуальном порядке – единовременные либо накопительные.
[1] Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4832.
[2] Васильева Ю. В. Необходимость совершенствования правовой
основы социального обслуживания граждан: обсуждение закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российский ежегодник трудового права, 2013. № 9. - СПб.: «Университетский издательский консорциум», 2014. - С. 587.
[3] Барков А. В. К дискуссии о тенденциях развития правового института социального обслуживания и его соотношении со смежными отраслями прав // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2014. – 3 (21). – С. 17.
[4] Анбрехт Т. А. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: тенденции развития законодательства // Евразийский юридический журнал. -2015. - № 10. - С. 190.
[5] Баландина Е. Б. Практика уплаты страховых взносов: вопросы и ответы // Пенсия. -2016. - № 7. - С. 70.
[6] Анбрехт Т. А. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: тенденции развития законодательства // Евразийский юридический журнал. -2015. - № 10. - С. 191.
[7] Осипов М. Ю. О некоторых проблемах правового регулирования защиты прав социально незащищенных граждан // Социальное и пенсионное право. -2015. - № 4. - С. 27.
[8] Баландина Е. Б. Практика уплаты страховых взносов: вопросы и ответы // Пенсия. -2016. - № 7. - С. 71.
[9] Семенова М. А. Примеры практической реализации положений закона в части выплаты пенсий работающим пенсионерам // Пенсия. -2016. - № 1. - С. 45.
[10] Чирков С. А. О ретроспективном характере современного пенсионного права // Пенсия. -2016. - № 6. - С. 39.
[11] Соловьев А. К. К вопросу о повышении пенсионного возраста // Финансы. -2015. - № 6. - С. 58.
[12] Соловьев А. К. Актуарный анализ условий изменения пенсионного возраста // Финансы. -2015. - № 12. - С. 44.
[13] Смирнов Г. С. Становление программно-целевого подхода к проблемам социальной и социокультурной интеграции инвалидов в первое десятилетие рыночного реформирования в России (на материалах федеральных и региональных целевых программ) // Российское государство и социально-экономические вызовы современности. - М.: Проспект, 2015. -С. 491.
[14] Синельщикова Е. Ю. Современные аспекты правового регулирования в
сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации // Российская юстиция. -2015. - № 3. - С. 57.
|