Со вступлением в силу 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон 400-ФЗ) помимо появления страховых пенсий вместо трудовых пенсий законодателем вводится фиксированная выплата – прообраз фиксированного базового размера (базовой части). Однако в отличие от фиксированного базового размера (базовой части) трудовой пенсии фиксированная выплата не является составной частью пенсии, а устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии (ч. 3 ст. 16 Закона 400-ФЗ).
Фиксированная выплата – минимальная социальная гарантия застрахованным гражданам в старости и при нетрудоспособности вместо вознаграждения за труд. Установление фиксированной выплаты возможно лишь после подачи заявления о назначении соответствующей страховой пенсии.
Таким образом, граждане реализуют свое право на страховую пенсию самостоятельно путем подачи заявления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Налицо реализация прав органом ПФР по инициативе застрахованного лица. В трудовом праве схожая ситуация. Когда работник проявляет инициативу в реализации своих трудовых прав, но их реализация зависит от других субъектов (работодателя), здесь отсутствует самостоятельность работника в реализации права.
Эту сферу Белякин В. Г. называет реализацией трудовых прав работодателем, но по инициативе работника[1]. Например, заявление работника о выдаче копий документов, связанных с работой, не может быть им реализовано самостоятельно, а требует действий работодателя. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, по инвалидности, по общему правилу устанавливается в размере 3935 рублей. Размер фиксированной выплаты изменяется в следующих случаях: к страховой пенсии по старости: – при наличии нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении, фиксированная выплата увеличивается на 1311,67 руб. на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи (ч. 3 ст. 17 Закона 400-ФЗ);
– при достижении возраста 80 лет либо при установлении инвалидности I группы фиксированная выплата увеличивается в два раза и равна 7870 рублей (ч. 1 ст. 17 Закона 400-ФЗ);
– при наличии «северного» стажа, фиксированная выплата увеличивается на 50 % (ч. 4, 5 ст. 17 Закона 400-ФЗ); к страховой пенсии по инвалидности:
– при установлении I группы инвалидности фиксированная выплата. Необходимо иметь ввиду, что размер фиксированной выплаты, указанный в законе, определен по состоянию на 1 января 2015 г. без учета индексации. Актуальные проблемы гражданского процессуального права, трудового права и права социального обеспечения та увеличивается в два раза и составляет 7870 рублей (ч. 2 ст. 17 Закона 400-ФЗ);
– при установлении инвалидности III группы инвалидности фиксированная выплата уменьшается в два раза и равна 1967,5 руб.;
– при наличии нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении, фиксированная выплата увеличивается на 1311,67 руб. на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи (ч. 3 ст. 17 Закона 400-ФЗ);
– при наличии «северного» стажа фиксированная выплата увеличивается на 50 % (ч. 4, 5 ст. 17 Закона 400-ФЗ); к страховой пенсии по случаю потери кормильца:
– круглым сиротам, а также детям умершей одинокой матери, фиксированная выплата устанавливается в размере 3935 руб.;
– нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, указанным в ч. 2 ст. 10 Закона 400-ФЗ, кроме круглых сирот и детей умершей одинокой матери, фиксированная выплата устанавливается в размере 1967,5 руб[2].
В случае выхода на страховую пенсию по старости позже установленного пенсионного возраста фиксированная выплата увеличивается на соответствующий премиальный коэффициент. Так, если выйти на 1 год позже, фиксированная выплата, увеличится на 1,056, а если на 10 лет, то на 2,11.
Таким образом, государство мотивирует граждан выходить на пенсию позже установленного пенсионного возраста.
В соответствии с ч. 6 ст. 16 закона 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год. Так, на 1 февраля 2015 г. фиксированная выплата увеличилась с 3935 руб. до 4383,59 руб. (коэффициент индексации составил 1,114).
Несмотря на то, что размер фиксированных выплат гораздо ниже прожиточного минимума, это важная составляющая страховой пенсии, это гарантированный государством минимум пенсии. В заключении отметим, что для увеличения размера своей будущей страховой пенсии, застрахованным необходимо иметь высокую заработную плату и страховой стаж не менее 15 лет.
Вместе с тем, стройную методику расчета страховой пенсии в современной литературе найти сложно, а внутренние документы пенсионного фонда России, не позволяют устранять правовые коллизии. Модель юридической процедуры представляет собой закрепленный в системе норм права порядок последовательного осуществления юридически значимых действий направленных на достижение единой цели определенной субъектом.
Нами предлагается модель, модель, которую отличает решение задачи, имеющей существенное значение для науки право социального обеспечения, в ней впервые сделана попытка определения теоретических основ оптимизации расчета страховой пенсии по старости.
Исходные данные: женщина, 17. 03. 1961 гола рождения, обращается за назначением страховой пенсии по старости в возрасте 55 лет.
Дата обращения: 29. 02.2016 г. Дата назначения страховой пенсии – 17.03.2016 г.
Вид страховой пенсии – по старости.
Входные данные: конвертация назначенной пенсии по п. 6 ст. 30 ФЗ - № 173 «О трудовых пенсиях»; 228 (т) – ожидаемый период выплаты на 2016 г (мес.); 1122,91 – пенсия из которой рассчитывается ПК (пенсионный капитал) рассчитанная пенсия (РП); 153423,48 – ПК на 01. 01.2002 г. (отношение имеющегося общего стажа к требуемому).
Конвертация по п 2-5 ст. 30 ФЗ - № 173 «О трудовых пенсиях»:
56% - стажевый коэффициент ( в %); 20 лет – требуемый – 55%;
1 год – свыше требуемого – 1%; - 1,2 отношение заработков с учетом ограничения.
Конвертация по п 4 ст. 30 - № 173 «О трудовых пенсиях»: 1722288,94 – сумма валоризации; 861444,69 – ПК на дату назначения (индексированный); 5,61481656 (коэффициент индексации с 01. 01. 2002 г.);
3,49 – страховые взносы, начисленные за 2015 г.; 153423,48 – пенсионный капитал на 01. 01.2002 г.; 419957,92 – страховые взносы, начисленные с 01. 01. 2002 г. по 31. 12. 2015 г[3].
Стаж для определения права на пенсию (страховой) 35 лет, 4 мес., 16 дней.
Стаж для конвертации пенсионных прав имеющийся (общий) 21 год, 4 мес., 15 дней.
Страховой стаж – продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России.
Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность периодов работы и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Зарплата учтена за 2000 -2001 гг. по данным индивидуального лицевого счета (ИЛС) соотношение 2, 143 (с учетом ограничения 1,2); 671 - зарплата по стране за 4 квартал 2001 г. – установленная; 450,00 – фиксированная выплата на 01.01. 2002 г.
Юридическая процедура расчета страховой пенсии по достижению пенсионного возраста в Российской Федерации Расчет пенсии:
1). Расчет пенсионного капитала на 1.01. 2002. 1,2 (ограничительный коэффициент) х 56% х 1671 = 1122,91 – 450 (ФВ на 01. 01.2002 г.) = 672,91 х 228 = 153423,48 (ПК на 01. 01.2002 г.)[4].
Возможно, что стоимость величины индивидуального пенсионного коэффициента ниже 6.6. Это происходит в следствии недостаточного трудового стажа и отсутствия предоставления справки о заработной плате. Сотрудник пенсионного фонда отправляет запрос работодателю о раскрытии существенных юридических фактов. Но, пенсионный фонд России который является одной из организаций, влияющих на процесс обеспечения прав человека и гражданина, должен поддерживать социальную политику государства и участвовать в ее управлении.
Так же пенсионный фонд, должен конкретизировать свои отраслевые принципы права.
Исходя из этого не плохо бы, что бы пенсионный фонд обладал правом обращения в прокуратуру и суд в интересах конкретных пенсионеров. Очень часто бывает, что в отношении пенсионеров с ограниченной дееспособностью, нарушаются права и законные интересы в области пенсионного законодательства и сами отделения пенсионного фонда оказываются бессильны помочь пенсионеру.
2). Расчет пенсионного коэффициента с 1.01.2002 г. 153423,48 х 5, 61481656 (коэффициент индексации с 01. 01.2002 г.) х 228 (т) = 861444,69 (ПК).
3). Расчет валоризации пенсионных прав приобретенных до 1.01.2002 года. 861444,69 х 20% (сумма валоризации) = 172288,93 – валоризация.
4). Расчет страховой части от начисленных страховых взносов 153423,48 – ПК 861444,69 – ПК проиндексированный 419957,92 (СВ с 01. 01.2002 г. по 31. 12. 2014 г.) / Т (228) = 1841,92 – страховая часть от начисленных взносов[5].
Возможно, не уплачены взносы в полном объеме. Работник подает иск к работодателю. Не плохо бы было, что бы на работодателя должна быть возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в пользу застрахованных лиц и передавать данные об этом в территориальный орган пенсионного фонда России и срок исковой давности по этой категории споров должен быть бессрочен, при этом орган участвующий в контроле трудового законодательства, должен нести материальную ответственность в случае ликвидации задолжавшего юридического лица.
5). Исчисление назначенной страховой части. 861444,69 (ПК) + 419957,92 (СВ) = 1281402,61 / 228 (Т) = 5620,18 назначенная страховая часть.
6). Расчет страховой части с учетом валоризации. 172288,93 (валоризация) / 228 (Т) = 755,65.
По нашему мнению не правильно высчитывается Т – ожидаемый период выплаты для исчисления размера пенсии, его учитывают как 19 лет, когда в России средняя продолжительность жизни 67 лет. Увеличение пенсионного возраста приведет к тому, что среднестатистическому человеку в России останется прожить –7 лет (при выходе на пенсию в 60 лет). Именно поэтому и не пользуются популярностью льготы позднего выхода на пенсию в настоящее время. 5620,18 + 755,65 = 6375,84 – страховая часть по начисленным. 6375,84 / 64,10 = 99,467 + 3, 493 (СВ за 2015 г. по ИЛС) = 102,96 7). Окончательный расчет страховой пенсии. 102,96 х 74,27 = 7646,84 – страховая пенсия.
Итог вычислений: 7646,84 – страховая пенсия; 4558,93 – фиксированная выплата; 12205,77 – общий размер пенсии на 03.2016; 102,960 – индивидуальный пенсионный коэффициент.
В результате проведенного исследования были сделаны выводы о том, что в нашей стране сегодня не достаточно хорошо разработан методический аппарат позволяющий рассчитать страховую пенсию по достижению пенсионного возраста с учетом имеющихся пробелов в законодательстве.
В работе сделана попытка создать модель юридической процедуры расчета страховой пенсии по достижению пенсионного возраста в Российской Федерации, а так же показать пути дальнейшего развития пенсионного законодательства.
[1] Белякин В. Г. Практика досрочного назначения трудовых пенсий по старости: вопросы и ответы // Пенсия. -2016. - № 1. - С. 50.
[2] Григорьев А. Н. О государственной защите прав и интересов человека и гражданина // Правовая культура. -2016. - № 3. - С. 127.
[3] Гусева В. В., Скуратова О. В. Об оформлении решений об отказе в назначении пенсии // Пенсия. -2017. - № 2. - С. 41.
[4] Чупрова Е. В. О некоторых аспектах совершенствования законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в современный период // Адвокат. -2016. - № 2. - С. 80.
[5] Чирков С. А., Покладова Т. А. Об актуальных вопросах досрочного установления страховой пенсии по старости северянам // Пенсия. -2016. - № 2. - С. 30.
|