Актуальность проблемы правонарушений и преступлений в валютной сфере вызвана причинами повышающейся криминальной активности в сфере внешнеэкономической деятельности, большой латентности рассматриваемой преступности, потребностью работников таможенных, налоговых и иных правоохранительных органов в теоретических и методических разработках проблем уголовной ответственности за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст.193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ)). Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ включает в себя два действия: - совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета одного или нескольких нерезидентов; - представление агенту валютного контроля соответствующих документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.
Под переводом денежных средств понимается процесс перемещения денежных средств от одной стороны (плательщика) другой стороне (получателю) Банковский счёт – это учётная единица, применяемая в банковском деле с целью фиксации денежных требований одной стороны (клиента) к другой стороне (банку), возникающих из договора банковского счёта, а также для учёта банковских операций, предусмотренных для соответствующей категории банковского счёта. В соответствии со ст. 845 Гражданского кодекса Российской Федерации, при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счёт в банке на условиях, согласованных сторонами. По договору банковского счёта банк обязуется: принимать и зачислять поступающие на счёт, открытый клиенту (владельцу счёта), денежные средства; выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счёта и проведении других операций по счёту.
Понятие «нерезидент» раскрывается в п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». К нерезидентам относятся: - физические лица, не являющиеся резидентами; - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; - организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; - аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; - межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; - находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов. Перечень документов, необходимых для предоставления агенту валютного контроля при совершении валютных операций, предусмотрен ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
же, в ч. 5 ст. 23 регламентированы требования, предъявляемые к этим документам. Так, все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц – нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Рассматриваемое преступление является оконченным с момента предоставления агенту валютного контроля заведомо недостоверных документов. Данное преступление не может считаться оконченным, когда лицо, к примеру, по заведомо не подлежащему исполнению нерезидентом документу только перевело на счёт последнего денежные средства, но документы, содержащие заведомо недостоверные сведения, агенту валютного контроля ещё не представило.
При этом преступление было раскрыто и лицо задержано. Деяние в таком случае следует квалифицировать как покушение на совершение преступления, предусмотренного ст. 193.1 УК РФ.
Квалифицирующими признаками состава анализируемого преступления (ч. 2 ст. 193.1 УК РФ) является его совершение:
- в крупном размере;
- группой лиц по предварительному сговору;
- с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.
Содержание понятия «крупный размер» применительно к данному преступлению раскрывается в Примечании к ст. 193.1 УК РФ: деяния признаются совершёнными в крупном размере, если сумма незаконно переведённых денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведённым валютным операциям превышает шесть миллионов рублей.
Третий квалифицирующий признак связан с использованием юридического лица. Части 1 и 2 ст. 48 ГК РФ предусматривают, что юридическим лицом признаётся организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. Порядок регистрации юридических лиц предусмотрен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[1].
Особо квалифицирующие признаки анализируемого состава предусмотрены ч. 3 ст. 193.1 УК РФ: - особо крупный размер; - организованная группа. Согласно Примечанию к статье деяния признаются совершёнными в особо крупном размере, если сумма незаконно переведённых денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведённым валютным операциям превышает тридцать миллионов рублей.
Часть 3 ст. 35 УК РФ гласит: преступление признается совершённым организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Преступление, совершённое организованной группой, является видом группового преступления. Организованная группа отличается следующими признаками: - численностью (не менее двух человек); - устойчивостью; - наличием организатора, руководителя; - осуществлением планирования и подготовки преступления; - распределением ролей между членами группы при совершении преступлений.[2] Любое государство регулирует валютные отношения в той или иной мере. Как правило, государства с рыночной экономикой основной задачей такого регулирования видят, прежде всего, защиту национальной валюты и внутреннего рынка. Допуская в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной валюты. Подобные функции несёт валютное и уголовное законодательство Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Закона субъекты валютных правоотношений, нарушившие требования актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством России. А именно, лица, допустившие правонарушения в сфере приме нения валютного законодательства, подлежат привлечению к административной и уголовной ответственности[3]. Так, п. 1 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит положения о том, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или при отсутствии лицензии в ситуациях, когда наличие лицензии обязательно, карается штрафными санкциями в размере до трехсот тысяч рублей, либо осуществлением обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок продолжительностью до шести месяцев.
Также в ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ дается указание на то, что производство и реализация валютных операций, запрещенных законодательством Российской Федерации в области валютного регулирования или произведенных с нарушением требований валютного законодательства, влекут применение административного штрафа на физических лиц и организаций в объеме от трех четвертых до одного размера суммы произведенной незаконной валютной сделки[4]. Таким образом, валютные правонарушения представляют собой виновно противоправные, опасные, вредные деяния (действия или бездействие) физических и юридических лиц. В настоящее время указанные правонарушения достаточно распространены как на всей территории Российской Федерации, так и отдельных ее субъектов.
На территории всех регионов нашей страны действуют так называемые «валютчики» – лица, осуществляющие валютные операции, имеющие признаки незаконной предпринимательской деятельности, не зарегистрированной в установленном законом порядке. Так, указанные лица производят приобретение, хранение и обмен валюты и валютных ценностей на рынках и вне обменных пунктов города.
Помимо данных лиц под категорию таких нарушителей подпадают и лица, вступающие во взаимодействие с так называемыми «валютчиками», то есть лица, приобретающие иностранную валюту и валютные ценности вне обменных пунктов города. Все большее распространение таких незаконных действий свидетельствует об отсутствии надлежащего и достаточного контроля со стороны субъектов валютного контроля, уполномоченных производить не только надзорные функции в области валютного законодательства, но и применять меры воздействия на нарушителей требований нормативно-правовых актов в данной области. Устранением вышеперечисленных недостатков и проблем может стать только лишь внесение соответствующих изменений и поправок в действующее валютное законодательство на федеральном и региональном уровне.
В связи с этим помимо существующей ответственности считаем целесообразным на региональном уровне предусмотреть ответственность так называемых «валютчиков» и лиц, приобретающих валюту у данной категории граждан, так как покупатели иностранной валюты вне обменных пунктов являются субъектами рассматриваемого правонарушения и фактически участвуют в осуществлении незаконных валютных операций, что запрещено валютным законодательством РФ. Так, в целях пресечения незаконных валютных операций предлагаем дополнив ее нормой, предусматривающей ответственность лиц, осуществляющих приобретение, хранение и обмен валюты у указанной категории граждан вне обменных пунктов и банков, с установлением административного наказания в виде административного штрафа на граждан в размере 10 тыс. руб. Для граждан, вступающих во взаимоотношения с указанной категорией лиц, предлагается применять административное наказание в виде взыскания штрафа в размере 5 тыс. руб.
Кроме Административного и Уголовного кодексов Российской Федерации правонарушения в сфере валютных правоотношений регулируются и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В частности недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 16.4 КоАП РФ)[5] В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» валютными операциями, кроме прочего, признаются ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей и валюты Российской Федерации. В силу ст. 3, 4 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, принятого решением Межгосударственного Совета.
Закон № 60-ФЗ от 30.03.2015 в новой редакции изложил ч. 6.4 и ввел в действие ч. 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ. В соответствии с ч. 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ в настоящее время можно привлечь к административной ответственности резидентов юридических и должностных лиц за повторное в течение года нарушение ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, за исключением повторного нарушения порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами.
Соответственно, ч. 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность вышеназванных резидентов за повторное нарушение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках с подтверждающими банковскими документами. Размер штрафных санкций за нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 6.4 ст. 15.25 существенно снизился по сравнению с предыдущей редакцией статьи. Много вопросов возникает у резидентов физических лиц, связанных с исполнением ими п. 7 Постановления Правительства РФ № 819, а именно: представления надлежащим образом оформленных копий подтверждающих банковских документов[6]. Физические лица зачастую могут получить банковские выписки, только распечатав их из интернег-банка, которые нотариус не заверит.
Максимум, на что может рассчитывать физическое лицо – на заверение скриншота, но действующим порядком представление скриншота не предусмотрено.
Даже если гражданин получит выписку по своему счету непосредственно в зарубежном банке, то с ее нотариальным заверением тоже могут быть проблемы. Ведь, к примеру, европейские банки не ставят на этих выписках никаких печатей и штампов.
Поэтому получается, что сама выписка представляет собой обычную компьютерную распечатку.
Таким образом, после анализа норм, регулирующих ответственность в валютной сфере напрашивается вывод, что рассматриваемая сфера регулируется не системно и нормы разбросаны по различным кодексам и законам.
[1] Федеральный законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СПС Консультант Плюс.
[2] "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016, действующая редакция СПС Консультант Плюс.
[3] Домхокова Т.В., Бессонова Е.А. Особенности информационно-аналитического обеспечения управления в системе контроллинга // Известия Юго-Западного государственного университета. 2015. № 1 (58). С. 90-106.
[4] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС Консультант Плюс.
[5] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
[6] «Первый отчет граждан по заграничным банковским счетам –комом (комментарии к Закону от 21.07.2014 № 218-ФЗ)» // «Главная книга», 2015, № 8.
|