Помимо понятия «налоговый резидент» в российском законодательстве существует понятие «резидент» для целей валютного контроля (далее также — «валютный резидент»). Соответствующее определение даётся в федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. И если до июня 2012 года по этому закону не являлись резидентами граждане РФ, признаваемые постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, то потом формулировка изменилась.
После 5 июня 2012 года в соответствии с ФЗ № 406-ФЗ от 6 декабря 2011 года, внесшим изменения в закон «О валютном регулировании», резидентами РФ для целей валютного контроля являются все граждане РФ, за исключением граждан «постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года».
В переводе этой формулировки на нормальный русский точно не являются резидентами те российские граждане, которые, выехав из РФ последний раз 366 дней назад и более, въехали в иностранное государство для постоянного проживания или временного пребывания и больше в России не появлялись.
У всех остальных граждан РФ статус спорный. Росфиннадзор России ещё в 2012-2013 году разработал следующую позицию: при въезде на территорию РФ гражданин РФ, получивший в соответствии с положениями валютного законодательства статус нерезидента (даже если въезжает «хотя бы на один день»), утрачивает такой статус и становится резидентом для целей валютного контроля. В этом случае гражданин РФ может восстановить статус нерезидента после выезда из РФ спустя год непрерывного пребывания в иностранном государстве. И это при том что в законе говорится о «постоянном проживании» или «временном пребывании», указывается срок «не менее одного года», но нигде не говорится о «непрерывности». К сожалению, суды общей юрисдикции подтвердили позицию Росфиннадзора. Например, в апелляционном определении Московского городского суда от 4 апреля 2014 г. по делу N 33-10871/14 судом было прямо указано, что данная позиция была выработана с учетом состоявшегося 07 декабря 2012 года совещания в Министерстве финансов Российской Федерации и Банк России придерживается такой же позиции. Добавлено также, что «в пояснительной записке к законопроекту указывается на непрерывность пребывания граждан РФ в иностранном государстве не менее одного года<…>».
Слово «непрерывно» действительно присутствовало в изначальном законопроекте! Однако абсолютно в ином разрезе. В законопроекте № 556478-5 от 2011 года изначально предлагалось исключить из резидентов РФ граждан, признаваемых постоянно проживающими либо имеющих право непрерывно пребывать в иностранном государстве не менее одного года в соответствии с законодательством этого государства! Т.е. по сути предлагалось исключить из резидентов не только постоянно проживающих в иностранном государстве граждан РФ, как было до 2011 года, но и тех, кто может там пребывать по длительным визам, дающих право непрерывного пребывания. Конечно, формулировка в таком виде была тоже слишком странной, т.е. человек мог бы стать нерезидентом просто на основании права обладания длительной визой, а не по фактическому месту нахождения в течение года, но в процессе обсуждения всё перевернулось с ног на голову и получилось то, что получилось.
На другом совещании представителей Минфина России, МИДа России, ФТС России, ФНС России, Комитета Государственной Думы, Банка России и представителей банковского сообщества в 2013 году было принято решение о подготовке предложений о внесении изменений в валютное законодательство, в котором оптимальным решением был признан возврат к определению «резидент», существовавшему до издания ФЗ № 406-ФЗ от 06.12.2011 (Письмо Банка России от 02.07.2013 N 12-1-5/1064). Речь идёт о прежней формулировке, по которой нерезидентами были граждане РФ, признаваемые постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства.
Почему же юристы и общественность так озабочены трактовкой понятия «резидент» в отношении граждан РФ? Потому что обязанностей у валютных резидентов с каждым годом всё больше.
Обязанности валютного резидента (по состоянию на февраль 2016)
Уведомлять об открытии, изменении реквизитов и закрытии любого счёта в зарубежных банках (п. 2 ст. 12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»), за нарушения — административная ответственность в виде штрафа для граждан до 5000 рублей (ч. 2 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ — далее КоАП РФ).
Не допускать приходные операции на счета в зарубежных банках, не предусмотренные законом (в частности, сейчас можно получать на такие счета зарплату и проценты по вкладу, но нельзя, например, — доходы от продажи недвижимого или любого иного имущества!). Штрафы за не предусмотренные законом РФ операции по зарубежным счетам — от 75 до 100 % суммы операции (введено с 2013 года, ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ). Кому интересно — подробнее об этом, с примерами, можно почитать в юридической статье «Валютный риск соотечественника» (апрель 2015 года, в части незаконных валютных операций и понятия «резидент» изменений с тех пор не было, читайте раздел «Налогов нет, а штрафы есть»).
Предоставлять ежегодные отчёты о движении средств по зарубежным счетам(обязанность распространили на физ.лиц-резидентов с 1 января 2015 года, но не было разработано правил предоставления отчётности и не предусмотрено ответственности за нарушение). С конца 2015 года — разработан порядок, предусмотрена ответственность — штраф при первичном нарушении — до 3000 рублей, при повторном — 20 000 рублей (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ)
Порядок представления физ.лицами-резидентами в налоговую отчётов о движении средств по иностранным банковским счетам определен в постановлении Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365. Первые отчеты за 2015 год надо предоставить до 01 июня 2016 года. Подать отчет можно как на бумажном носителе непосредственно в налоговую инспекцию, так и в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, либо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Обязанности представлять дополнительные документы вместе с отчетом не предусмотрено, однако налоговый орган в пределах своей компетенции имеет право запрашивать и получать от физического лица — резидента подтверждающие документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Надо сказать, что чуть больше месяца назад Росфиннадзор был упразднен (Указ Президента от 02.02.2016 № 41) и Федеральная налоговая служба России (наряду с Федеральной таможенной службой) стала органом валютного контроля, что значительно расширило её полномочия в сфере валютного законодательства.
Что надо знать об административной ответственности за нарушения валютного законодательства
В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ предусмотрена презумпция невиновности: лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Однако по последнему пункту есть не очень хорошие новости. В первом чтении Госдумой принят законопроект № 925087-6 о внесении изменений в статью 4.5 КоАП РФ, по которому планируется увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования до двух лет.
А как они узнают?
Как налоговые органы узнают о заграничном счёте? Пока, вероятно, никак, если гражданин сам не исполнит обязанности по подаче уведомления.
Но в свете присоединения России с 2018 года к соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией по налоговым вопросам, российские налоговые органы смогут получать данные о счетах граждан РФ, открытых за рубежом.
Есть и другие ситуации, при которых уведомление о зарубежном счёте становится нужным самому гражданину.
Например, резиденты вправе переводить на свои счета, открытые в банках за пределами территории РФ, средства со своих счетов в российских банках, однако при первом переводе резиденту необходимо предъявить банку уведомление налогового органа по месту учёта резидента об открытии счета с отметкой о принятии указанного уведомления (ч. 2 ст. 12 закона «О валютном регулировании»). Поскольку банки по умолчанию всех явившихся к ним граждан РФ считают резидентами, то уведомление требуют тоже у всех.
Некоторые граждане, не желающие уведомлять налоговую о своих счетах, выходят из положения, перечисляя средства за границу не на свои счета, а на третьих лиц. Однако здесь есть риски со стороны законодательства в стране получения денежных средств. В некоторых странах надо обязательно переводить деньги на свой счёт и подтверждать происхождение денег (например, если вы получили деньги от продажи российской недвижимости, предоставить договор, возможно с переводом и апостилем). Помимо этого, могут возникнуть и налоговые последствия. Прежде чем совершать подобные операции, надо либо самостоятельно разобраться в законах страны проживания, либо обратиться к квалифицированным специалистам.
Те граждане, которые когда-то уведомили о своих счетах и по состоянию на 1 января 2015 года не закрыли их и не уведомили об этом налоговую инспекцию, явно попадут в зону внимания налоговых органов сразу после 1 июня 2016 года.
Если до этого срока такие граждане не предоставят отчёты, то налоговая имеет право начать предпринимать действия по КоАП и возбуждать первые дела о соответствующих административных правонарушениях.
Следует иметь в виду, что если производство состоится, штрафы превысят 10 000 рублей, и дело будет передано судебным приставам, то в дальнейшем может быть наложен временный запрет на выезд из РФ.
Резиденты при осуществлении внешнеэкономической деятельности обязаны знать и соблюдать ограничения и правила, установленные действующим валютным законодательством Российской Федерации. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ), принятых в соответствии с ним федеральных законов (актов валютного законодательства) и нормативно-правовых актов, изданных органами валютного регулирования (актов органов валютного регулирования).
Только за последние два года Закон № 173-ФЗ корректировался девять раз и в настоящее время он действует в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 210-ФЗ.
Изменения и дополнения, вносимые в Закон № 173-ФЗ федеральными законами, касались основных понятий, лежащих в основе валютного регулирования и валютного контроля: «уполномоченные банки», «агенты валютного контроля», «валютные операции», вопросов координации деятельности органов и агентов валютного контроля и многих других вопросов[1]. Мы остановимся на важных с точки зрения валютного контроля изменениях и дополнениях, внесенные в часть 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 218-ФЗ (далее– Закон № 218-ФЗ), которые вступили в силу с 1 января 2015 года. Закон № 218-ФЗ представил новую редакцию части 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ, которые гласит: «Резиденты, за исключением дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации»[2].
В связи с изменениями, внесенными в часть 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ, с 1 января 2015 года, физических лиц резидентов обязали представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по счетам в банках, расположенных за пределами территории РФ, в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ. В то же время, в пункте 1 действующего на 1 января 2015 года Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2005 года № 819 «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ» (далее – Постановление Правительства РФ № 819) , обязанность представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам была закреплена за резидентами юридическими лицами и форма представления отчетов, приведенная в приложении к Постановлению Правительства РФ № 819 , также установлена для резидентов юридических лиц.
Данное положение вызвало много вопросов у резидентов физических лиц и у налоговых органов, осуществляющих функцию агентов валютного контроля. В связи с чем, Министерство финансов РФ и ФНС России опубликовали совместное письмо от 30.04.2015 № ЕД-4-2/7568[3]. В письме отмечается, что у резидентов физических лиц с 1 января 2015 года появилась обязанность представлять отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ, с подтверждающими банковскими документами в порядке, установленном Правительством РФ.
Однако, при отсутствии установленного Правительством РФ порядка представления отчетов направление налоговыми органами требований резидентам физическим лицам о предоставлении отчетов является необоснованным. То есть, резиденты физические лица до утверждения Правительством РФ нового порядка и формы представления отчетов о движении средств на зарубежных счетах представляют их в налоговые органы добровольно. Продолжалось такая ситуация до 7 августа 2015 года: до вступления в силу новой редакции Постановление Правительства РФ № 819. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 «Об утверждении правил представления юридическими лицами- резидентами и индивидуальными предпринимателями-резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации», в редакции Постановления Правительства РФ от 25.07.2015 № 76[4].
В пункте 1 вышеназванного Постановления Правительства РФ была прописана обязанность представлять отчеты о движении средств, в банках за пределами территории РФ, не только для резидентов юридических лиц, но и для резидентов физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. Однако, введение новой обязанности всегда должно сопровождаться одновременным установлением ответственности за ее неисполнение, чего до настоящего времени не произошло.
В ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами только для резидентов юридических и должностных лиц. Индивидуальный предприниматель является физическим лицом.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ как гражданин РФ он вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Нельзя отнести индивидуального предпринимателя и к должностным лицам, в силу положения ст. 2.4 КоАП РФ[5].
Таким образом, с третьего квартала 2015 года установлена обязанность для резидентов физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями представлять отчеты о движении средств по зарубежным счетам с подтверждающими банковскими документами, однако привлечь к ответственности за вышеназванное нарушение до внесения изменений в статью 15.25 КоАП РФ резидентов индивидуальных предпринимателей нельзя. В ближайшее время законодатели должны устранить этот пробел, на что обращают внимание в публикациях финансисты и налоговики.[6]
Резидентам необходимо обратить внимание и на то, что в связи с вступлением в силу с Федерального закона от 30.03.2015 № 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», значительные изменения претерпела часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ (таб.1).
[1] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции Закона № 210-ФЗ от 29.06.2015).
[2] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции Закона № 210-ФЗ от 29.06.2015).
[3] Письмо Министерства финансов РФ и ФНС России от 30.04.2015 № ЕД-4-2/7568.
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819 «Об утверждении правил представления юридическими лицами –резидентами и индивидуальными предпринимателями-резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2015 № 761).
[5] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
[6] Чепикова Т.А. Новое в валютном регулировании и валютном контроле резидентов, имеющих зарубежные счета организации \\ Налоги и финансы. 2015. № 4(28). С. 26-30.
|