Интенсивное развитие внешнеэкономического предпринимательства на сегодняшний день способствует развитию мировых финансовых рынков, международных валютных отношений, а так же заостряет внимание на проблеме выработки современных экономико-правовых инструментов регулирования валютных отношений.
Данные проблемы обуславливают свой интерес тем, что возникает необходимость формирования современной валютной политики России.
И, конечно, ее формат задается сложными экономическими процессами. В сфере валютной политики Банк России выполняет такие функции, как:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
3) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты[1].
В сфере валютного контроля в последнее время изменилась система органов государственной власти: от несколько дублирующих органов к оптимизированной системе органов валютного контроля.
Нормативно-правовое регулирование органов валютного контроля постепенно меняются в сторону либерализации: упрощаются «старые» и вводятся новые нормы права, регулирующие валютные правоотношения, лицами которых выступают участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и нерезиденты при выполнении валютных операций[2]. При определении концепции и основных направлений валютной политики Банк России основывается на анализе развития экономики за предыдущий и ее прогнозе на предстоящий период, а также на среднесрочную перспективу программы социально-экономического развития страны и текущих задачах федерального бюджета.
В зависимости от текущей или кризисной ситуации в валютной сфере, валютное регулирование достигается разными мерами. Данные меры имеют различия в том, что для валютного регулирования в кризисный период не подходят меры, применяемые вне кризисной ситуации, и даже могут нанести вред экономике России.
Таким образом, целесообразность применения мер является фактором, разграничивающим текущие и чрезвычайные меры валютного регулирования.
Основными направлениями воздействия государственного валютного контроля на экономику страны являются[3]:
-воздействие на макроэкономическую ситуацию;
-влияние на поведение хозяйствующих субъектов;
-социальные последствия применения государственного валютного контроля.
Из-за жесткого валютного контроля государства, предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, или прекращают развивать данное направление, или идут на нарушения валютного законодательства России.
Это происходит из- за того, что прибыль недостаточно покрывает затраты на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также из-за отказа иностранных фирм взаимодействовать с отечественными организациями вследствие задержки платежей, вызванных прохождением административных мер государственного валютного контроля. Валютный контроль в зарубежных странах выполняется через органы финансового мониторинга.
Интеграция стран и создание международных организаций и сообществ ограничивает валютный контроль, изменяя его в другую форму, а также способствует развитию побочных мер воздействия на участников ВЭД.
Для повышения доверия участников ВЭД следует проводить профилактическую работу уполномоченными банками по разъяснению действующего законодательства: правил притока валютной выручки, сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, правил оформления паспортов сделок по внешнеторговым контрактам.
При осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, резидент представляет в уполномоченный банк следующие документы: -справку о валютных операциях; -паспорт сделки; -справка о подтверждающих документах; -ведомость валютного контроля[4].
Несмотря на возросшую эффективность валютного контроля, сложным аспектом остается отток капитала. Из-за уменьшения поступления экспортной валютной выручки произошло значительное снижение предложения валюты на внутреннем валютном рынке, которое повлекло резкие биржевые колебания курса рубля к доллару и нарушения всей платежно-расчетной системы в сфере внешней торговли.
При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны становится основным фактором, ухудшающим состояние платежного баланса и подрывающим усилия властей по укреплению российской валюты[5].
Исходя из предоставленных документов, можно проследить приток и отток капитала в Российской Федерации. По прогнозам Банка России, отток капитала из страны за 2015 год составит в среднем 118 миллиардов долларов США, с отклонением в положительную или отрицательную сторону 10 миллиардов долларов США. По сравнению с оттоком капитала за первые три месяца прошлого года, в этом году наблюдается положительная динамика. Она составила 33 миллиарда долларов США, в отличие от 47,7 миллиардов долларов США за 2014 год, что практически в 1,5 раза меньше[6]. Вывоз денежных средств в 2014 году составил рекордно максимальную сумму в 150 миллиардов долларов США, против 61 миллиарда долларов США в 2013, что является самой высокой цифрой с 1994 года. Утекший в прошлом году капитал был равен одной седьмой ВВП России, составившего 70,976 триллиона рублей. В целом российская экономика пережила самый тяжелый год.
Реформирование в сфере валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации отвечает требованиям оптимизации государственного надзора и контроля, свидетельствует о совершенствовании государственного аппарата со стороны экономических интересов, и направлено посредством государственного влияния в сторону защиты интересов резидентов - участников внешнеэкономических отношений.
Проблема экономической безопасности является многоуровневой[7]. В ней особое внимание ЕАЭС уделяют валютному контролю.
Сегодня налицо острый кризис в отношениях Запада и России, череда взаимных санкций, наслоившихся на падение курса российского рубля и цен на нефть на мировых рынках. Всё это прямо или косвенно отражается на экономической ситуации ЕАЭС. Цинизм Запада и его сторонников в стане либеральных экономистов в наших странах состоит в том, что последние изо всех сил стараются понизить цены на сырьевую группу товаров, а значит лишить страны их добывающие и экспортирующие финансовой ликвидности.
Таким странам запрещают зарабатывать средства, которые они могли бы потратить на модернизацию собственных экономик. Следствием этого подхода становится замедление осуществления перехода таких стран к новым экономическим укладам и одновременно рост финансовой зависимости от определенной группы внешних кредиторов. А таковыми как раз и выступают в современном мире финансовые структуры, контролируемые США и их союзниками из Западной Европы – МВФ и Всемирный Банк.
В ЕАЭС, не без трудностей, но налицо прогресс в виде очевидного ухода от сырьевого характера экономики к высокотехнологичному. Тем не менее, на общем фоне ряд экономических показателей ЕАЭС снизились. Объем валового внутреннего продукта государств – членов ЕАЭС в январе – сентябре 2015 года составил 1,1 трлн. долларов США и снизился по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в постоянных ценах на 3,0% (в январе – сентябре 2014 года по сравнению с январем – сентябрем 2013 года – прирост на 1,0%).
Таким образом, проблема экономической безопасности зависит от многих факторов, посредствам анализа статистических данных показано недостаточное инвестирование в развитие реального сектора экономики.[8]
Для интеграции реального сектора экономики необходимо усиление производственных связей предприятий и промышленное сотрудничество в различных сферах экономии ЕАЭС[9].
Актуальными вопросами остаются валютная и финансовая интеграция, которая предполагает, в частности, создание валютного союза и единой валюты, которая будет укреплять единый рынок между всеми странами участницами ЕАЭС. Ускорение этого процесса при полном недоверии ни к одной из валют стран-участниц – крайне рисковая операция, и перспективы ЕАЭС вызывают в данном разрезе большие вопросы.
Понимание этого, разумеется, убедит партнеров пойти навстречу России, но и позволит выторговать себе немало послаблений. Все страны готовы на совместную работу только в случае, если могут получить что-то взамен. Покрываться эти преференции будут за счет российского бюджета. А поскольку крайняя заинтересованность в валютном союзе очевидна с российской стороны, у нее и может быть самая слабая позиция.
Однако это не исключает возможности принятия валютно- финансовыми регуляторами стран ЕАЭС при наличии общей политической воли, мер, направленных на противодействие формированию финансовых «пузырей» на финансовом рынке, ограничения темпов создания всё новых и более изощрённых производных финансовых инструментов.[10]
Таким образом, экономическая безопасность валютного контроля в Евразийском экономическом союзе нуждается, на современном этапе, в тщательном контроле, внимательности принятии решений по совершенствованию и глубоком анализе всех внешних и внутренних экономических факторов.
[1] Мотуз С.Н. К вопросу гармонизации норм об ответственности за нарушения валютного законодательства государств – членов Евразийского экономического союза // В сборнике: НАУЧНАЯ СЕССИЯ ГУАП Сборник докладов: в 3 частях. 2015. С. 321-325.
[2] Мотуз С.Н. К вопросу гармонизации норм об ответственности за нарушения валютного законодательства государств – членов Евразийского экономического союза // В сборнике: НАУЧНАЯ СЕССИЯ ГУАП Сборник докладов: в 3 частях. 2015. С. 321-325.
[3] Мотуз С.Н. К вопросу гармонизации норм об ответственности за нарушения валютного законодательства государств – членов Евразийского экономического союза // В сборнике: НАУЧНАЯ СЕССИЯ ГУАП Сборник докладов: в 3 частях. 2015. С. 321-325.
[4] Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных 162 операций и контроля за их проведением» (с изменениями и дополнениями) (ред. от 11.06.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 №25103) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru
[5] . Официальный сайт Министерства экономики и развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http://www.economy.com
[6] Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: -http://www.minfin.ru.
[7] Пархомчук М.А., Солодухина О.И. Особенности формирования и развития человеческого капитала в таможенных органах России [Текст] / М.А. Пархомчук, О.И. Солодухина // Сборник научных трудов по материалам Международной научно- практической конференции: в 4 частях «Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития». – Издательство: ООО «АР-Консалт» (Люберцы). – 2015. – С. 90-92.
[8] Пархомчук М.А., Касарапова Н.Н. Государственное регулирование инновацион- ных процессов [Текст] / М.А. Пархомчук, Н.Н. Касарапова // Материалы международ- ной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов «Современные подходы к модернизации экономики, образования и коопе- рации» Белгородский университет кооперации, экономики и права. – Издательство: Белгородский университет кооперации, экономики и права (Белгород). – 2012. – С. 23- 27.
[9] Пархомчук М.А., Чжан-Сен А.Ю. Оценка условий формирования антикризисного управления в организациях [Текст] / М.А. Пархомчук, А.Ю. Чжан-Сен // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 6-2. – С. 415-419
[10] Сукиасян Н.Г. Методологические исследования финансовой ответственности и особенности финансовой ответственности в настоящий период времени Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 241-250.
|