В современной России основное место в правовом регулировании опционов как деривативов и их рынка лежит на Центральном Банке РФ (Банке России), хотя с 1993 по 2004 год эту роль выполняла Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ РФ), а с 2004 по 2013 годы – Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ). Причина этого кроится в реформе системы финансового регулирования России в 2013 году, в результате которой на базе ЦБ РФ был создан финансовый мегарегулятор, что было вызвано необходимостью разрешения накопившихся структурных проблем в регулировании небанковского финансового рынка[1]. Переход к мегарегулированию на финансовых рынках процесс объективно глобальный (из 115 полных членов Международной ассоциации регуляторов рынка ценных бумаг (IOSCO) в 66 странах действует режим финансового мегарегулирования), но крайне не часто используется модель при которой функции мегарегулятора осуществляются центральными банками и это вызывало оправданный скепсис по отношению к этой форме реализации реформы[2]. Однако, как показал дальнейшей практический опыт, эти негативные опасения не оправдались: ЦБ РФ справился с поставленными перед ним задачами и смог осуществить эффективное регулирование финансовой системы РФ – объём финансовой системы РФ вырос на 11% в 2014 году[3], несмотря на системные институциональные проблемы российской экономики[4]. В зарубежных государствах аналогичную функцию выполняют, например, Комиссия по ценным бумагам и биржам США, Агентство финансовых услуг и Комиссия по регулированию банковской деятельности Японии, Европейская комиссия по финансовой стабильности, финансовым услугам и рынкам капитала, Европейская служба по банковскому надзору и иные ведомства[5].
ЦБ РФ работает на основании Конституции РФ, федерального законодательства и прежде всего ФЗ от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», где хотя и не упоминаются производные финансовые инструменты напрямую, однако их правовое регулирование следует из статьи 3, где в качестве целей ЦБ РФ закреплены такие положения, как «развитие финансового рынка РФ» и «обеспечение стабильности финансового рынка РФ», так как рынок опционов является неотделимой частью финансового рынка.
Правовое регулирование ЦБ РФ финансового рынка и конкретно рынка опционов можно разделить на два вида: нормативное и ненормативное[6]. Среди нормативно-правовых актов, которые затрагивают регламентирование опционов и их рынка со стороны Банка России, надо особенно отметить названное в § 1 и 2 главы 1 данной работы указание ЦБ РФ от 16.02.2015 № 3565-У «О видах производных финансовых инструментов». В этом указании даётся, как и было сказано ранее, определение опционного договора в пункте 2, а также потенциально допустимые виды базовых (базисных) активов в пункте 1: «Базисными активами производных финансовых инструментов являются ценные бумаги, товары, валюта, процентные ставки, уровень инфляции, официальная статистическая информация, физические, биологические и (или) химические показатели состояния окружающей среды, договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, значения, рассчитываемые на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей, от цен (значений) которых зависят обязательства стороны или сторон договора, являющегося производным финансовым инструментом».
Помимо этого указания нужно также выделить положение ЦБ РФ от 04.07.2011 №372-П «О порядке бухгалтерского учёта производных финансовых инструментов», в котором указывается, во-первых, определение справедливой стоимости любого производного финансового инструмента (в том числе опционов), во-вторых, правильные способы бухгалтерского учёта стоимости дериватива и его изменений, в-третьих, бухгалтерский учёт расчётов по обеспечению и вариационной марже (глава 6), что особенно важно для ведения маржинальной торговли[7] в рамках нормативно-правовой базы. Но самое пристальное внимание стоит обратить на главу 7 этого положения, которая посвящена особенностям бухгалтерского учёта опционных договоров: справедливая стоимость опционного договора, как правило, равна сумме премии, уплаченной или полученной по опциону; особенности отражения в бухгалтерском учёте операции с опционами кредитными организациями содержатся в изменениях к этому положению – указание ЦБ РФ от 06.11.2013 №3106-У, а конкретное отражение учёта опционов «колл» и «пут» имеется в главе «Г» положения ЦБ РФ от 16.07.2012 №385-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», что вызвано тем, что «подлежат переоценке исходя из официального курса, учетной цены на драгоценный металл, рыночной цены (справедливой стоимости) ценных бумаг, процентной ставки, индекса или другой переменной».
Также существует нормативно-правовой акт, который отражает алеаторный характер опционного договора – положение ЦБ РФ от 28.09.2012 №387-П «О порядке расчёта кредитными организациями величины рыночного риска», и в частности в статье 1.1. говорится о том, что этот акт распространяется на производные финансовые инструменты, в статье 1.3. даётся формула совокупной величины рыночного риска, которая имеет место в BOPM и OPM, в статье 1.4. говорится о том, что рыночные риски завязаны на разность между суммами всех длинных позиций как балансовых активов и всех коротких позиций как балансовых пассивов, что является легальным отражением фундаментального теоретического обоснования характера маржинальной торговли деривативами и опционами прежде всего[8]. Подобные положения давно находят закрепление в зарубежном законодательстве, к примеру, в Securities Exchange Act №44853 от 26 сентября 2001 года Комиссии по ценным бумагам и биржам США.
Относительно опционов, оформленных в виде ценной бумаги следует сказать о положении ЦБ РФ от 11.08.2014 №428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчётов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», где утверждается, что эмиссия ценных бумаг, в рамках которой и оформляется опцион, происходит по общим правилам, но с допустимыми изъятиями, что могут устанавливаться Банком России[9].
Особенности сделок по FXO в виде наличия максимального предела по ним закреплено в инструкции ЦБ РФ от 15.07.2005 №124-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчёта и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями». Это позволяет обеспечивать большую стабильность валютного рынка в России, а, как следствие, и большую стабильность курса национальной валюты (российского рубля) за счёт сдерживания масштабов открытых коротких позиций на опционы с валютой[10].
Регулирование отдельных действий, связанных с деривативами, и опционами в том числе, есть и в некоторых других актах ЦБ РФ, таких как положение ЦБ РФ от 20.03.2006 №283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (статья 1.14.), указание ЦБ РФ от 25.10.2013 №3081-У «О раскрытии кредитными организациями информации о своей деятельности» (статья 1.4.3.(1)), положение ЦБ РФ от 17.10.2014 №437-П «О деятельности по проведению организованных торгов» (статья 1.15.13), указание ЦБ РФ от 22.07.2015 №3737-У «О методике определения системно значимых кредитных организаций» (приложение 1), положение ЦБ РФ от 22.12.2014 №446-П «О порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций» (статья 1.8.) и т.д.
[1] Симонов С.В., Вавулин Д.А. Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка. Банковское дело. №5. Май 2014 года.
[2] Данилов Ю.А. К чему приведет создание мегарегулятора на базе ЦБ. Forbes. №9. Сентябрь 2013 года.
[3] Аналитический отчёт РБК «Economics&Marcets Forecasts» за февраль 2015 года.
[4] Центр развития НИУ Высшая Школа Экономика. Среднесрочные сценарии развития российской экономики на 2015-2018 года.
[5] Базельское соглашение II Базельского комитета по банковскому надзору от 1 июня 2004 года.
[6] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. – С. 72-84.
[7] Халл Дж. Опционы, фьючерсы и другие производные финансовые инструменты. – С. 613-620.
[8] Халл Дж. Опционы, фьючерсы и другие производные финансовые инструменты. – С. 597-628, 657-690.
[9] Инструкция ЦБ РФ от 27.12.2013 № 148-И «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации».
[10] Щеголева Н.Г. Валютный рынок и валютные операции. – С. 81-85.
|