Российская Федерация в лице ранее ФСФР РФ, а сейчас ЦБ РФ является участником множества международных организаций по регулированию рынка опционов. Причина этого кроится в оговорённом чуть выше глобальном характере рынка сделок с опционами. К числу таковых международных организаций можно отнести и ISDA, и Международную ассоциацию регуляторов рынка ценных бумаг (IOSCO), и конечно же Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчётов, который был создан ещё в 1974 году. Именно международно-правовые акты и соглашения Базельского комитета играют исключительную роль в правовом регулировании рынка опционов и всего финансового рынка, потому что Базельский комитет занимается разработкой единых стандартов в сфере банковского и финансового регулирования[1], которые хотя и не являются формально обязательными для государств, но практически всегда находят закрепление в правовой системе почти всех стран мира, в том числе и российской правовой системе.
Ключевое соглашение на данный момент это Базельское соглашение III Базельского комитета по банковскому надзору от 1 декабря 2010 года (так называемый Базель III), являющееся дополнением к Базельскому соглашению II от 1 июня 2004 года. В исполнении этих соглашений ЦБ РФ принял несколько десятков нормативных и ненормативных актов, несколько из которых напрямую касаются рынка опционов.
Для начала, среди таковых актов стоит выделить положение ЦБ РФ от 30.05.2014 №421-П «О порядке расчёта показателя краткосрочной ликвидности» («Базель III»), в котором устанавливаются максимальные лимиты на различные опционы для того, чтобы игроки на рынке опционов не совершали операций, которые не смогут потом реализовать, что может привести к возникновению долговых проблем как на рынке опционов, та ки на рынке базовых активов.
Следует отметить и такой фундаментальный ненормативный акт Банка России, как «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: уточнённые рамочные подходы» в виде международного соглашения с Базельским комитетом. В части 2 разделе 2 этого документа зафиксированы среди видов кредитных рисков, риски связанны с опционами, их характерные черты, а в разделе 4 отражены аспекты регулирования кредитных рисков, в том числе и рисков связанных с опционами, по отношению к секьюритизации.
Помимо этого, следует выделить такие акты, как письмо ЦБ РФ от 02.10.2007 №15-1-3-6/3995 «О международных подходах (стандартах) организации управления процентным риском», который регламентирует особенности стандартов в сфере риск-менеджмента на финансовом рынке, аналитический документ о выявленных в ходе работы проекта «Банковское регулирование и надзор (Базель II)» Программы сотрудничества Евросистемы с Банком России «О несоответствиях внутрибанковских подходов к управлению кредитным риском» и т.д.
Стоит также обратить внимание на то, что в рамках внедрения подходов, соответствующих международным стандартам регулирования деятельности кредитных организаций согласно Базелю III, в части показателя краткосрочной ликвидности и дополнительных требований (надбавок) к достаточности капитала (capital buffers), в том числе и требования к капиталу для совершения сделок с опционами, Банк России собирается принять соответствующее положение, о чём официально объявлено в пресс-релизе ЦБ РФ от 15 июля 2015 года.
[1] Отчёт Ernst&Young «Внедрение стандартов Базеля II/Базеля III в России». 2013 год.
|