Понедельник, 25.11.2024, 20:24
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Понятие коррупции в уголовном праве и криминологии

В Российской Федерации на уголовно-правовом и криминологическом «поле» вопрос о понятии коррупции носит исключительно дискуссионный характер. Не смотря на большое разнообразие различных точек зрения на вопрос о коррупции, наиболее крупные споры возникают между сторонниками «узкой» (взяточничества, подкупа) и «широкой» (корыстное злоупотребление служебным положением) трактовки понятия коррупции. Тем не менее, все исследователи единогласно солидарны с тем, что коррупция носит исключительно деструктивный характер.

Сторонники «узкой» трактовки понятия склоны объяснять коррупцию с помощью её латинского происхождения, исходя из которого согласно своему первоначальному смыслу корень слова «коррупция» означает подкуп и взяточничество, между тем рекомендует избегать более «широкой» трактовки понятия, поскольку она может размывать суть данного понятия и стать существенным препятствием на пути к его пониманию.

Другие исследователи понимают коррупцию несколько шире, чем просто подкуп должностных лиц, называя коррупционным любое корыстное злоупотребление своим должностным положением.

Широкая трактовка коррупция объективно более правильная точка зрения, поскольку понимает это социальное явление, как более многоуровневое и рассматривает «подкуп» лишь как один из аспектов коррупционной деятельности, а не её основную направленность. Даже исторически, коррупцию принято понимать как разложение власти. Тем более, что с развитием общества в течение времени формы правления и общественной жизни в значительной степени усложнились и подкуп отнюдь не всегда точно описывает коррупционную деятельность. Лоббирование интересов; политические взносы; переход политических деятелей на должности управляющих государственных корпораций; организацию коммерческой деятельности государственными лицами; приватизация государственного имущества за счёт своего служебного положения; передача государственных предприятий путем передачи родственникам или близким лицам; использование в корыстных целях конфиденциальной информации; вывод капитала в оффшоры и на иностранные счета – всё это в той же степени является коррупцией, что и классический подкуп. [6]

Существует так же точка зрения, согласно которой коррупция представляет собой механизм, который имеет два варианта коррупционного поведения: в первом варианте существует взаимодействие двух субъектов, каждый из них при помощи коррупционной связи пытается утолить свои интересы, во втором варианте – коррупционные действия спровоцированы лишь одним коррупционером, который без помощи других лиц, самостоятельно, удовлетворяет свой индивидуальный интерес или интерес другого лица с помощью данной ему власти.

Без сомнений, взяточничество основное и наиболее опасное коррупционное деяние, однако, считать другие виды злоупотребления служебным положением, чем-то, что по определению не является коррупцией, неправильно. Должностные злоупотребления с личной выгодой без признака взятки во многом схожи с взяточничеством по своей природе, последствиям и мотивации. По сути, основным фактором, который определяет группу коррупционных действий является объект посягательства, а не метод. [7]

Определенная часть исследователей в криминологии склоны считать, что основным признаком коррупции считается её связь с организованной преступностью. Что не лишено логики, поскольку если лицо задействованное в коррупционном преступлении, совершая его, остается частью государственной системы, при регулярном получении материальной выгоды от преступников, должное лицо автоматически включается в организованную преступностью. [7]

Коррупция, по своей сути, безусловно, является необходимостью для существования организованной преступности, а не наоборот, исходя из этого, можно предположить, что коррупционные действия могут совершаться и без прямой взаимосвязи с организованной преступностью. Ошибочно же и утверждение, что обязательным условием для коррупции является и наличие подкупаемого и подкупающего, поскольку это сильно сужает самое понятие коррупции и мешает рассматривать его с той стороны, где отсутствует та или иная сторона подкупа, а так же исключает возможность возникновения коррупционных действий, которые вообще не связаны с подкупом.

Так же, без сомнений, нужно рассмотреть определения коррупции, которые находят свое отражение в различных антикоррупционных законопроектах. Так в законе «О противодействии коррупции», принятом в ноябре 2002 г., объясняет понятие коррупции так: «Коррупция – поиск, установление и поддержание противоправных отношений между специально указанными субъектами коррупции и иными лицами с целью достижения каждой из сторон своих личных, групповых, корпоративных и корыстных целей». [8]

Подобное определение подвержено определенному разночтению: авторы данного закона приравнивают коррупцию и коррупционные отношения, что само по себе подразумевает наличие другого субъекта, таким образом сводя понимание коррупции к более узкому смыслу (взяточничество, подкуп). Однако существует и другой законопроект: «Основы законодательства об антикоррупционной политике». Данный законопроект дает такое определение коррупции: «коррупция – подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.».

Это определение наиболее полно раскрывает сущность коррупции, как комплексного социального явления, не обособляя подкуп, как равнозначный термин к определению коррупции.

Большое количество уголовных кодексов за рубежом, в том числе и УК РФ определяя ответственность за коррупционные деяния, само понятие «коррупция» не используют. Тем не менее, ряд других стран предусмотрели ряд специальных норм, использующих это понятие.

Таким образом в уголовном кодексе Италии коррупция как должностное преступление представлено законодательством в нескольких вариантах: коррупция, связанная с выполнением служебных обязанностей; коррупция, связанная с выполнением неправомерных решений судом; коррупция среди работников служб местного самоуправления; коррупция связанная с невыполнением служебных обязанностей. Под коррупцией итальянский уголовный кодекс понимает взяточничество. Под коррупцией, которая связана с выполнением своих должностных обязанностей, принимается «получение или дача согласия на получение государственным служащим лично или через посредников не причитающегося ему вознаграждения в денежной форме или в виде иной услуги за выполнение в будущем какого-либо действия, входящего в круг его служебных обязанностей». [10]

В тоже время в республике Кыргызстан, согласно их уголовному кодексу, существует следующее определение: «Умышленные деяние, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а так же предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам создающим угрозу интересам общества или государства. [10]

Помимо этого в уголовном кодексе Кыргызстана существуют так же и статьи, касающиеся непосредственного взяточничества, поэтому исходя из этого, можно сказать, что взяточничество в организованной группе выделено республикой Кыргызстан в отдельный состав преступления, под которым они и понимают коррупцию.

Вышеперечисленные примеры из зарубежной уголовной законодательной базы ярко иллюстрируют, что термин «коррупция» в разных уголовных кодексах различных стран употребляется в различных значениях и имеют совсем не одинаковое содержание.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что употребление термина «коррупция» у уголовно-правовом законодательстве достаточно неразумно, поскольку само понятие коррупции, представляет собой собирательный характер, который отражает как одни виды преступлений, так и другие. Тем не менее, следует необходимым определить четкий перечень коррупционных преступлений, чтобы определить понятие коррупционной преступности.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (20.07.2017)
Просмотров: 231 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%