Вопрос коррупции в наше время в Российской Федерации представляет собой один из самых острых. Если посмотреть на историю нашей государственности, то становится совершенно очевидно, что данная проблема существовала очень давно, в том числе и в «царской» России. В Министерстве Внутренних Дел Российской Федерации задачи по противодействию коррупции возложены на специализированное подразделение Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, которое до недавнего времени возглавлял Д.А. Сугробов, уволенный 24.02.2014 г. Владимиром Путиным за превышение должностных обязанностей и взяточничество. Этот факт, ярко иллюстрирует нам, что масштабы коррупции в Российской Федерации несомненно ошеломляющие, если она может проникнуть даже в государственные органы. Перед тем как начать рассматривать вопрос о противодействии коррупции необходимо сначала понять сущность этого вопроса. В ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», сказано, что коррупция это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. Однако, определение через имущественную выгоду ограничивает понятие коррупции. Согласно результатам контент-анализа региональных печатных СМИ, в период 2005-2008 гг., 16% сообщений от общего числа публикаций, размещенных PR-службой Законодательного Собрания Краснодарского края, посвящены деятельности коммерческих структур, которые представляют действующие депутаты.
Данные криминологов свидетельствуют о том, что коррупция, как правило, возникает в связи с неудовлетворенностью своим положением на работе и обществе, из-за понимания безнаказанности своих действий и т.п. В этой связи справедливо предположить, что один из аспектов эффективного противодействия коррупции лежит в обеспечении принципа равенства в обществе, а также неотвратимости наказания. При этом, такого его вида и размера, которое бы создавало ситуацию экономической невыгодности совершения коррупционных преступлений. При этом, стоит отметить, что коррупция не существует как отдельный фактор, а способствует развитию и других проблемных мест в Российской Федерации, причем решение некоторых проблем, в первую очередь подразумевает решение коррумпированности работников в соответствующих отраслях. Это такие отрасли, как:
1) безопасность (ведомственные и вневедомственные учреждения);
2) медицина (больницы, поликлиники и т.д.);
3) образования (университеты, школы и т.д.);
И другие, в том числе жизнеобеспечивающие отрасли.
Таким образом, коррупция несет за собой не только проблемы в отдельных отраслях, но и угрозу безопасности страны, как совокупности всех отраслей. При этом угроза, в том числе и экономической безопасности. Если посмотреть на объемы коррупции в России, то они ужасают. Очень сложно измерить латентную составляющую этого теневого рынка. Она значительно больше, чем рынок незаконного оборота наркотиков, который оценивается где-то в 10-15 млрд долл. в год. То есть, если даже не учитывать отрицательные последствия, то российская экономика теряет неимоверную прибыль, от получения налогов.
Можно предположить, что коррупция не исчезнет до тех пор, пока обе стороны, участвующие в процессе взяточничества, не поменяют свое отношение к этому явлению, пока чиновник не поймет свое место, свою роль в развитии собственного государства. Думается, что в целях противодействия коррупции можно предложить следующие меры:
- ввести пожизненную имущественную обязанность для взяткополучателя;
- ужесточить наказание за злоупотребление или превышение должностных полномочий, сделав их экономически не выгодными;
- борьбу следует активизировать в верхних эшелонах власти, т.к. по данным криминологов к причинам коррупции часть лиц, осужденных за взяточничество, отнесла сильное воздействии вышестоящих должностных лиц;
- проводить открытые тендеры с объективными оценщиками и т.д.
Если же рассматривать коррупцию со стороны хозяйствующего субъекта, то к мерам противодействия можно отнести следующие:
- систематический мониторинг деятельности всех направлений фирмы;
- контроль над точностью постановки и выполнения поставленных задач;
- вернуться к лозунгу советских времен «начальник – пример для подчиненного»;
- белые зарплаты работников;
- строжайшая отчетность.
Таким образом, если говорить об экономической безопасности нашего государства, то эта цель должна быть долгосрочной перспективой в борьбе с коррупцией, иначе борясь со взятками «умрут» другие отрасли. А для выполнения долгосрочных перспектив надо равномерно поднимать как благосостояние общества, так уровень ответственности за коррупционные преступления. Такие глобальные проблемы не терпят моментального вмешательства, а требует плана и его четкого исполнения, а для этого не только надо составить план по борьбе, но и проследить за его выполнением.
Для России, отношение к коррупции – это выбор между долгосрочной и краткосрочной перспективами. Сегодня коррупция многим удобна, а значит борьба с ней, все чаще не несет никаких долгосрочных перспектив. Однако, со стратегической точки зрения, коррупция подрывает конкурентоспособность страны, что особенно важно сейчас.
|