Государственная политика по предупреждению коррупции - приоритетное направление государственной политики Российской Федерации, нашла свое отражение концентрированно в ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.), Национальной стратегии противодействия коррупции, Национальных планах противодействия коррупции, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Коррупция признана одной из системных угроз национальной безопасности Российской Федерации. От решения этой задачи зависит эффективность, конкурентоспособность национальной экономики, защищенность работодателей, менеджмента, работников. Законодательство, нормативно-правовые акты определили основные направления государственной антикоррупционной политики.
Государственная антикоррупционная политика направлена на коренное изменение общественного сознания в восприятии коррупции, повышение правовой культуры, обеспечение прозрачности процедур предоставления государственных, муниципальных услуг, услуг саморегулируемых организаций.
Национальной стратегией противодействия коррупции предусмотрено, что противодействие коррупции должно осуществляться консолидированными усилиями федеральных, региональных, муниципальных органов власти, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами формированием и исполнением бюджетов, планов, организационных мер на всех уровнях.
Коррупция препятствует модернизации национальной экономики, общественных механизмов, вызывает недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России.
Национальная стратегия противодействия коррупции рассматривается как постоянно совершенствуемая многоуровневая система мер организационного, экономического, правового, информационного характера, направленная на устранение причин и условий коррупции в обществе. Разрабатывается она на основе анализа ситуации в экономике, обществе, оценки эффективности мер по противодействию коррупции с учетом мер, предусмотренных Конвенцией ООН против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, ратифицированными Российской Федерации.
Для достижения цели, поставленной Национальной стратегией противодействия коррупции, устранения причин и условий коррупции формируются организационные основы противодействия коррупции, разрабатываются и реализуются законодательные акты, управленческие решения, создаются условия для антикоррупционного поведения, устраняющие возможность коррупционного поведения, обеспечивающие снижение существующего уровня коррупции.
В качестве основных принципов Национальной стратегии противодействия коррупции сегодня рассматриваются:
Предупредительные меры по противодействию коррупции.
Система мер по противодействию коррупции.
Уголовная ответственность и преследование лиц, совершивших коррупционные преступления.
Ликвидация последствий коррупционных деяний.
Основные направления стратегии противодействия коррупции:
Обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействие коррупции.
Повышение эффективности деятельности органов власти на различных уровнях управления по противодействию коррупции.
3. Внедрение инновационных технологий, повышающих объективность, прозрачность законодательных, нормативно-правовых актов, управленческих решений.
4. Обеспечение взаимодействия органов власти на различных уровнях управления с гражданами, институтами гражданского общества.
5. Совершенствование оценки эффективности применения государственного имущества.
6. Устранение коррупционных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций.
7. Расширение системы правового просвещения граждан.
8. Модернизация гражданского законодательства.
9. Совершенствование правовой основы противодействия коррупции.
10. Исследование состояния коррупции, эффективности принимаемых мер по предупреждению и противодействию коррупции.
11. Совершенствование правоприменительной практики по противодействию коррупции и т.д.
Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции определили основные направления деятельности государственных органов и организаций по повышению эффективности противодействия коррупции.
Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции:
• создание механизма взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества и гражданами по вопросам противодействия коррупции;
• формирование в обществе негативного отношения к коррупции, коррупционному поведению;
• совершенствование деятельности государственной власти, системы и структур государственных органов, контрольно-надзорной деятельности, создание механизма общественного контроля за деятельностью государственных органов;
• разработка антикоррупционных стандартов, обеспечение доступа граждан и институтов гражданского общества к информации о деятельности органов власти на различных уровнях управления;
• обеспечение независимости судебной системы и средств массовой информации;
• повышение ответственности органов власти, должностных лиц за принимаемые решения, обеспечение добросовестности, открытости деятельности, в т.ч. при обеспечении добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности власти при осуществлении закупок;
• устранение необоснованности запретов, ограничений в области экономической деятельности, повышение эффективности государственного, муниципального имущества;
• развитие институтов гражданского общества, саморегулируемых организаций и передачи им функций органов государственного управления, усиление контроля с их стороны за решением задач органов государственного управления, вопросов, содержащихся в организациях граждан и юридических лиц.[1]
Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 г.г. поставлена задача: достигнуть конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, разрабатывать антикоррупционные программы (планы по противодействию коррупции), решать основные задачи, сформированные в соответствии с основными направлениями Стратегии противодействия коррупции.
[1] Багмет А. М. Особенности квалификации подкупа избирателей как вида электоральной коррупции / А. М. Багмет, Е. И. Бычкова // Юридический мир. — 2014. — № 2. — С. 9-12.
|