Вопросы правового регулирования производства судебных экспертиз лицами, которые не являются сотрудниками судебно-экспертных учреждений государства, отразились в статье 41 ФЗ ГСЭД, но деятельность негосударственных экспертных организаций или учреждений в нем не отражается.
В то же время сектор негосударственных экспертных услуг в настоящее время переживает активное развитие. Некоммерческие и коммерческие организации с разными организационно-правовыми формами и наименованиями вступают в конкурентную борьбу с экспертными учреждениями государства и частными экспертами, предлагают проведение разных «независимых» экспертиз. Нередко агрессивная и массированная реклама создает немало трудностей для правоприменителя в ориентации среди разнообразия юридических лиц и оценке качества экспертных услуг, предлагаемых ими. В практической сфере как негосударственное экспертное учреждение выступать могут не одни лишь частные учреждения, но и юридические лица с другими организационно-правовыми формами. При этом далеко не у всех и них есть в качестве основной уставной цели именно производство судебной экспертизы и необходимые условия и оборудование для организации осуществления исследований в этой отрасли судебной экспертизы.
Правовое регулирование экспертной деятельности
законы
Подзаконные акты: акты судебной власти, постановления, ПБУ, БФО, учетная политика и т.п.
1. Конституция РФ
2. Федеральные конституционные законы РФ
3. Уголовный кодекс РФ
4. Гражданский кодекс РФ
5. Налоговый кодекс РФ
6. ФЗ «О гос. судебно-экспертной деятельности в РФ»
7. ФЗ «О бухгалтерском учете»-
8. ФЗ «Об аудиторской деятельности
9. Другие законодательные акты РФ.
Рисунок 1. Классификация правового регулирования экспертной деятельности[1]
Отсутствие правовой регламентации судебно-экспертной деятельности негосударственных экспертов ведет к тому, что в качестве таковых привлекаться могут лица, которые хоть и имеют специальное образование, но не обладают всем комплексом знаний, который необходим, и практическими навыками в этой отрасли судебной экспертизы. Это ведет к возникновению дополнительных проблем в проверке компетенции и компетентности негосударственных судебных экспертов, порождает сложности в оценке их заключения.
Судебно-экспертная деятельность базируется на принципах законности, соблюдения свобод и прав человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, полноты и всесторонности исследований, которые проводятся с использованием современных достижений техники и науки.
Итак, можно отметить, что судебно-экспертная деятельность существует в рамках и в пределах судебного производства. Действующее законодательство в понятие судебного производства включает не только рассмотрение и разрешение судом дела по существу, но и досудебное производство, производство по делу во всех стадиях гражданского и уголовного процесса, разрешение вопросов исполнения решений и приговоров по гражданским и уголовным делам, по делам о правонарушениях административного характера.
[1] Составлена автором на основе данных из Гавло В.К., Горбулинская И.Н.К вопросу о судебном допросе эксперта. Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2015. № 6 (23). С. 353.
|