Счетная палата РФ является постоянно действующей структурой. Она подотчетна Федеральному собранию. Деятельность Счетной палаты РФ ориентирована на усиление надзора со стороны ФС за своевременной реализацией госбюджета (расходных и доходных его частей) и внебюджетных фондов по структуре, объему, целевому назначению.
Прототипом палаты была сформированная при Петре Первом Камер-коллегия. Она была учреждена в 1718 г. Камер-коллегия заведовала казенными сборами и контролировала некоторые отрасли хозяйства страны. До момента ее учреждения в казне предыдущих царей был полный беспорядок.
Идеологом и создателем Камер-коллегии считается Петр Аксенов. Именно он впервые ввел в 1719 г. расходно-приходную ведомость. Еженедельно Аксенов подавал Петру отчет о движении средств по донесениям, которые поступали в коллегию.
Корме этого, он составил формы учета. В 1811 г. была введена должность госконтролера. Она просуществовала до 1918 г., а затем была упразднена[1].
Вместо нее сформировали Центральную контрольную коллегию. В июле 1918 г. она была преобразована. С этого момента начал работу Народный комиссариат по госконтролю РСФСР. В 1920 г. прошла еще одна реорганизация.
Комиссариат преобразовали в Рабоче-крестьянскую инспекцию. В 1934 г. она была упразднена.
Функции инспекции были переданы уполномоченному КСК СССР. Однако в 1940 г. комиссариат был воссоздан. Впоследствии он стал называться Министерством госконтроля, которое было преобразовано в 1957 г. в Комиссию при Совете министров СССР. В 1991 г. руководство страны учредило должность главного госинспектора РСФСР. В 1993 г. на основании Конституции была сформирована Счетная палата РФ.
С этого же момента начали образовываться областные подразделения, с 1997-го – городские, а с 2006-го – районные. В своей работе Контрольно-счетная палата РФ руководствуется конституционными положениями, ФЗ № 4 от 11.01.1995 г. и прочими нормативными актами.
При реализации своих задач структура обладает определенной независимостью. Счетная палата РФ выступает как юрлицо, имеет свою печать с изображением герба страны и со своим названием. Располагается этот орган в г. Москве.
Счетная палата Российской Федерации состоит из двух частей – коллегии и аппарата. Высший руководящий орган - Коллегия Счетной палаты, основными направлениями деятельности которой являются организация работы Счетной палаты и методология контрольно-ревизионной деятельности.
В состав Коллегии Счетной палаты входят председатель Счетной палаты, заместитель председателя Счетной палаты, 12 аудиторов и руководитель аппарата.
Председатель Счетной палаты назначается Государственной Думой РФ, а его заместитель – Советом Федерации. Срок пребывания в должности этих чиновников составляет 6 лет.
Аудиторы Счетной палаты назначаются Государственной Думой и Советом Федерации, по 6 от каждого государственного органа. Срок нахождения в должности аудитора счетной палаты составляет 6 лет.
Аудиторы возглавляют различные направления деятельности Счетной палаты, так называемые департаменты, которые охватывают комплекс доходных и расходных статей федерального бюджета, объединенных одним предназначением.
Более конкретное содержание деятельности, для каждого из аудиторов устанавливает Коллегия.
Занимать руководящие должности в Счетной Палате могут только граждане Российской Федерации имеющие специализированное образование и опыт работы в сфере государственного контроля, экономики и финансов.
Существует три основные точки зрения о месте контрольно-счетных органов в системе органов государственной власти: 1) эти органы являются институтами законодательных органов; 2) они относятся к законодательной власти; 3) существует независимая контрольная власть.
Особое положение Счетной палаты установил Конституционный Суд РФ, согласно Постановлению которого «правовое регулирование должно быть таковым, чтобы Счетная палата имела возможность беспрепятственно выполнять свое предназначение в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета».
Данный вывод основан на ч. 5 ст. 101 Конституции РФ. Тем самым Конституционный суд подчеркивает, что Федеральное Собрание не вправе лишать Счетную Палату контрольных полномочий, даже путем принятия федерального закона.
Хочется отметить, что Счетная палата не может входить в исполнительную власть. Финансово-контрольные органы создаются, прежде всего, для контроля за исполнением бюджета. Последнее – это функция исполнительной власти, в частности Министерства Финансов. Было бы странно отнести Счетную палату к исполнительной власти: тогда получится, что исполнительные органы сами исполняют бюджет и сами его контролируют.
Ряд авторов, отмечая специфику направленности функций этого органа проверку законности деятельности исполнительной власти по финансовым вопросам, относят Счетную палату к законодательной ветви власти. Согласно еще одной позиции. Счетная палата является институтом законодательной власти России.
Точка зрения ряда ученых, например, А.С. Бурмистрова, о существовании отдельной контрольной власти также не бесспорна. Следует согласиться с В.А. Лебедевым, что таким образом можно выделить массу других ветвей власти, например, прокурорскую, избирательную, информационную и другие[2].
Мы считаем, что подход о трех ветвях власти на сегодняшний день выглядит несколько упрощенно, так как многообразие деятельности государства нельзя свести исключительно к трем видам деятельности: законодательной, исполнительной и судебной.
В этой связи логично выделить некоторые органы власти, которые не относятся к какой-либо ветви власти и которые выполняют те или иные значимые государственные функции.
Это и прокуратура, и Центральная избирательная комиссия. К таким органам относятся и контрольно-счетные органы, так, во-первых, они организационно и функционально независимы от других органов (ст. 1 ФЗ «О Счетной палате РФ»). Во-вторых, осуществляют функции и полномочия государственной власти, не характерные для органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Стержневым элементом правового статуса любого института государственной власти является цель, ради достижения которой создается этот институт. Конституция РФ в самой общей форме определяет цель создания и практическое назначение Счетной палаты - осуществление государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета (ч. 5 ст. 101).
Вместе с тем, на наш взгляд, представляется весьма абстрактным содержание цели нового Закона о Счетной палате, сформулированной в п. 2 ст. 1: «Создание правовых основ для осуществления палатами Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Федеральное Собрание) парламентского контроля посредством формирования Счетной палаты, призванной обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля)».
Следует отметить, что указанная цель имеет весьма широкое содержание, никак не корреспондирующее с наименованием Закона и предметом его регулирования, которым, согласно п. 1 ст. 1, являются отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации внешнего государственного аудита (контроля), а также задачи, функции, полномочия и организация ее деятельности.
В отношении парламентского контроля, осуществляемого палатами Федерального Собрания Российской Федерации посредством формирования Счетной палаты, необходимо отметить, что данная трактовка противоречит ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Федеральное Собрание образует Счетную палату для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, а не парламентского контроля.
Кроме того, формирование Счетной палаты путем назначения председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты Советом Федерации и Государственной Думой является реализацией полномочий палат Федерального Собрания, установленных в ст. ст. 102 и 103 Конституции Российской Федерации, а не способом осуществления парламентского контроля.
Однако в п. 11 ст. 5 Федерального закона «О парламентском контроле» назначение на должность и освобождение от должности руководителей и аудиторов Счетной палаты безосновательно рассматриваются в качестве одной из форм парламентского контроля.
При этом следует отметить, что в п. 2 ст. 5 Федерального закона «О парламентском контроле» Счетная палата необоснованно включена, наряду с палатами Федерального Собрания и комитетами палат Федерального Собрания, в состав участников парламентского контроля, осуществляющих мероприятия по предварительному, текущему и последующему парламентскому контролю в сфере бюджетных правоотношений в качестве одной из форм парламентского контроля.
Данное положение противоречит п. 3 ст. 14 Закона о Счетной палате, согласно которому предварительный аудит, оперативный анализ и контроль и последующий аудит (контроль) являются формами проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, посредством которых Счетная палата и осуществляет государственный аудит.
Счетная палата является органом со специальным конституционным статусом, поэтому проверка ее деятельности не входит в компетенцию финансового контроля исполнительных органов власти, в частности Росфиннадзора, в обязанности которого в отличие от Счетной палаты входит внутренний, а не внешний контроль.
Статус Счетной палаты установлен в ст. 2 действующего Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»; (далее по тексту – Закон о Счетной палате), согласно которой Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля).
Такое определение статуса Счетной палаты требует специального рассмотрения, поскольку оно соединяет в себе как тождественные, так и разные по содержанию понятия, а также является отражением различных подходов в литературе к характеристике системы государственного финансового контроля России.
Прежде всего, это касается добавления в новой редакции Закона к определению прежнего статуса Счетной палаты как «постоянно действующего» его характеристики как «высшего органа». Хотя последняя, как было отмечено выше, соответствует общепринятому в мире определению статуса органов независимого государственного аудита, однако в данном случае трудно понять логику авторов Закона, которые, вместо того чтобы заменить предыдущую характеристику статуса Счетной палаты (постоянно действующий орган) на новую (высший орган), соединили их в одном определении.
Полагаем, что характеристика Счетной палаты как постоянно действующего органа и положение о невозможности приостановления ее деятельности не являются статусными гарантиями Счетной палаты и, на наш взгляд, не требуют их фиксации в Законе о Счетной палате.
Счетная палата – это орган, образуемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, поэтому вопрос о временных рамках или приостановлении ее деятельности не может решаться каким-либо иным законодательным актом.
[1] Демин А.А. Правовой статус Счетной палаты Российской Федерации и проблема административной юстиции по финансовым вопросам // Гражданин и право. 2010. № 8. С. 24.
[2] Бурмистров А.С. Контрольная власть в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010 № 10. С. 7-10. Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. – С. 32.
|