В соответствии со статьей 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) [2] "административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность".
Юридический анализ понятий правонарушения в целом и административного в частности позволяет выявить наиболее общие и существенные признаки, которые свойственны любому правонарушению.
В административном праве основными признаками административного правонарушения являются: общественный вред (общественная опасность); противоправность деяния; вина; установленная законодательством возможность применения административных наказаний (административная наказуемость).
Дискуссионной в юридической литературе остается проблема наличия и степени общественной опасности административного правонарушения. Из приведенной выше законодательной формулировки административного правонарушения (в отличие от формулировки понятия "преступление") следует, что в нем законодатель не посчитал необходимым указывать на общественную опасность такого вида правонарушения [17, c.5].
Суть дискуссии главным образом заключается в том, что многими учеными предлагается различное толкование этого признака: либо как общественно вредное, либо как общественно опасное. Учеными в области административного права по данному вопросу в разное время были высказаны различные точки зрения. Одни авторы общественную опасность исключают из числа признаков административного правонарушения, другие считают возможным ее рассмотрение и распространение в равной мере, как на преступления, так и на правонарушения, а различие усматривают лишь в разной степени общественной опасности. Встречаются различные модификации перечисленных точек зрения.
Л.Л. Попов полагает, что сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Критерием отграничения административного правонарушения от уголовного, по его мнению, может быть лишь степень общественной опасности [20, c.157].
По мнению И.С. Самощенко, общественно опасными следует считать деяния, которые в своей совокупности в определенной исторической обстановке нарушают условия существования данного общества. С этой точки зрения большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными.
Как справедливо отмечает Д.Н. Бахрах, большая часть административных правонарушений - общественно вредные, т.к. не могут причинить обществу значительный ущерб [11, c.254].
Поскольку административные правонарушения вносят дезорганизацию в систему общественных отношений, они имеют общественно вредный (опасный) характер и запрещаются правовыми актами. Юридической формой выражения общественной опасности административного правонарушения является противоправность.
По мнению Л.Л. Попова, противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом. Сторонником этой точки зрения является и Д.Н. Бахрах.
Как общественно вредное деяние административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Так, нарушая нормы права, регламентирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, правонарушители тем самым посягают на общественный порядок и общественную безопасность. Данное правонарушение предусмотрено ст. 20.2 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что противоправность административных правонарушений находится в тесной связи с их общественной опасностью. При этом если последнее характеризует внутреннее свойство правонарушения, то противоправность - его юридическую форму, т.е. внешнюю оболочку.
Лицо, совершающее противоправное деяние, нарушает свою конституционную обязанность, поскольку нормы ст.15 Конституции РФ [1] предписывают всем лицам соблюдать Конституцию и законы. В свою очередь, выполнение этой обязанности обуславливает необходимость соблюдения всех правил, принятых в установленном законом порядке. Оценка нарушения требований законов и подзаконных актов как противоправного деяния обусловливает необходимость применения соответствующей меры государственного принуждения и привлечения виновного в содеянном к одному из видов ответственности, в данном случае - к административной.
Административным правонарушением является не только противоправное, но и виновное деяние, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица.
Вина в качестве обязательного признака правонарушения закреплена в Кодексе РФ об административном правонарушении. В ч. ч.1, 2 ст.2.2 КоАП РФ указывается на две формы вины - умышленную и неосторожную.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Эти обстоятельства особенно важно учитывать при применении мер административной ответственности.
Необходимо сделать вывод, что без вины нет правонарушения, и этот принцип закреплен действующим законодательством.
Наказуемость - общее свойство правонарушения. Воздействие должно неотвратимо следовать за правонарушением. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в официальном определении административного правонарушении законодатель прямо не указывает на наказуемость как на обязательный признак правонарушения, а лишь говорит о том, что законодательством предусмотрена административная ответственность.
Административная наказуемость - важнейший признак административного правонарушения. Игнорирование этого теоретического положения на практике может привести к невозможности осуществления эффективной борьбы с правонарушениями [13, c.221].
Законодательство об административных правонарушениях связывает определение конкретной меры наказания за правонарушение с административными наказаниями, предусмотренными статьями главы 3 КоАП РФ. В соответствии с этим правонарушение находится в тесной связи с административным наказанием. Поэтому понятие "правонарушение" не может не включать в себя в качестве обязательного признака наказуемость.
Вместе с тем компетентные органы вправе освободить лицо от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием. Таким образом, реализация административных санкций не обязательно сопутствует административному правонарушению, но возможность их применения является его обязательным признаком.
Итак, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Cущность информационного правонарушения проявляется в тесной связанности норм, предусматривающих юридическую ответственность за их совершение, с системой дозволений, запретов, ограничений и стимулов, которые формируют правовой режим в информационной сфере. От степени такой связанности в значительной степени зависит не только эффективность конструирования составов информационных правонарушений, но и решение задач противодействия информационным правонарушениям.
Базовым условием исследования сущности информационного правонарушения как феномена является общенаучное его представление с точки зрения анализа существенных его признаков, абстрагирования свойств и взаимосвязей, сопоставление с другими предметами и явлениями.
Общие свойства этого явления принадлежат более общему классу (множеству) понятий - категории "правонарушение". Среди таких свойств и признаков общая теория права выделяет: противоправность, общественную опасность, деликт способность и виновность.
Общее понятие "правонарушение" и его категориальные признаки, применительно к различным областям человеческой деятельности, сохраняют свое содержание и качество. Вместе с тем, свойства и признаки, характерные для всех таких областей деятельности, имеют свои отличительные черты и существенные признаки. Анализ информационной области человеческой деятельности и его современные особенности позволили автору обнаружить их множество, а среди них выявить наиболее существенные, сохраняющие свое качество во всем многообразии противоправных действий.
Информационные правонарушения совершаются преимущественно в особой области человеческой деятельности - в информационной сфере, т.е. в области поиска, создания, обработки, передачи, получения, хранения, защиты и использования всевозможных сведений об окружающем мире (информации). Нередко они совершаются с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы.
Информационные правонарушения могут совершаться в разных сферах человеческой деятельности. Важными обстоятельствами совершения информационных деяний являются условия среды их реализации, которые связанны с использованием информации, информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы. Совокупность таких условий принято называть информационной средой (И.Л. Бачило, П. У Кузнецов).
Информационные правонарушения обладают общими и специальными признаками, имеющими существенное значение для этого класса правонарушений.
К общим признакам относятся противоправность, общественная опасность, деликт способность и виновность. К специальным признакам - информационная сфера, информационная среда их совершения, использование информационных средств и технологий. Анализ специальных признаков основан не только на их легальных определениях, но и на знаниях в области смежных с юриспруденцией научных дисциплин.
На основе анализа общих и специальных признаков сформулировано определение понятия информационного правонарушения как общественно опасного (вредного), противоправного, виновного деяния (действия или бездействия) деликт способного лица, совершенного в информационной сфере и (или) с использованием информационных средств и технологий работы с информацией независимо от ее формы, либо в иной области человеческой деятельности в условиях информационной среды.
Проанализировав сущность информационных правонарушений и наличие тесно связанных с ними феноменов, можно сказать о том, что противоправные деяния тесно связаны с использованием разнообразных технико-технологических систем (ЭВМ, компьютерных сетей связи), приемов и способов воздействия на информационную среду. Эта особенность использования таких "технических" информационных средств позволяет сделать вывод о том, что понятие "информационное правонарушение" поглощает такие понятия, как "компьютерное правонарушение", "компьютерное преступление", "киберпреступление" и предлагает считать их разновидностями информационных правонарушений, поскольку киберпространство как среда является частью информационной сферы.
|